апреля 2018

«Я всё ещё пишу...»

В клубе любителей авторской песни «Порт-Петровская гавань» под руководством филолога, преподавателя ДГУ Мусы Асельдеровича Гаджиева состоялся литературно-музыкальный вечер «Я всё ещё пишу...», посвящённый стихам и песням Андрея Ширяева.

Андрей Владимирович Ширяев родился 18 апреля 1965 года в Казахстане, в городе Целинограде (ныне Астана). Окончил среднюю школу экстерном, в 15 лет, учился в двух вузах имени Горького – в Уральском государственном университете в Свердловске, затем – в Литературном институте в Москве, на отделении поэзии в семинаре Юрия Левитанского, после смерти которого оставил учёбу. Работал журналистом, артистом в филармониях, редактором в компьютерных журналах и на интернет-порталах. Является автором остросюжетных книг в жанрах боевика и фантастики (под псевдонимами, в ряде случаев – в соавторстве). Был организатором международного конкурса фантастики. Автор пяти поэтических книг: «Продрогший пантеон», «Мастер Зеркал», «Глиняное письмо», «Бездомные песни» и «Латинский камертон». Дипломант V Международного литературного Волошинского конкурса. Автор и исполнитель песен на собственные стихи. В начале 2000-х годов переселился в Эквадор, жил в городе Сан-Рафаэле. Из-за проблем со здоровьем 48-летний российский поэт Андрей Ширяев покончил с собой.

Открыл вечер бессменный ведущий и руководитель клуба Муса Гаджиев. Поприветствовав гостей и участников встречи, Муса Асельдерович объявил, что следующая встреча «Порт-Петровской гавани» будет посвящена этно-рок-джаз-группе «Иное-Иное». В их исполнении прозвучат песни на стихи дагестанских поэтов.

Муса Асельдерович в этот день говорил об удивительном поэте Андрее Ширяеве вместе с соведущим Владимиром Севриновским – журналистом и поэтом из Москвы. В начале вечера прозвучали песни А. Ширяева раннего периода – «Диана» и «Ухожу со стаей журавлей», запись 1995 года, посвящённая Бродскому. У каждого периода поэта есть ранний период и период зрелости. У Ширяева ранний период начинается с 1990 года, в этот год вышла первая его книга «Прозрачный пантеон».

Владимир Севриновский был лично знаком с Андреем Ширяевым. Они познакомились в Южной Америке, в Эквадоре. Севриновский рассказал, что Ширяев был хорошим компьютерщиком, стоял в основе Рунета. Родился в Казахстане, был болен лейкемией, излечился, но проблемы со здоровьем сохранились. В Эквадоре у него был стеклянный домик у подножия действующего вулкана, в очень красивом живописном месте. У Андрея прогорел бизнес в Эквадоре, начались серьёзные проблемы со здоровьем – инсульт, инфаркт, диабет... Он был выдающимся поэтом.

 «Очень хочется помочь стихам Андрея Ширяева найти своего читателя, – говорит Наташа Крофтс, поэт из Австралии, которая руководит публикацией его наследия. – Я часто вижу, как люди поражены, что рядом жил поэт такого уровня».

По ходу всего вечера Муса Асельдерович и Владимир Севриновский читали стихи Андрея Ширяева разных периодов творчества. У Андрея очень интересный цикл стихов о Москве.

Участники «Порт-Петровской гавани» прослушали видеозаписи песен и стихов из этого цикла: «Песня о любви и бухгалтерии», «Письма в столицу» и др.

В перерыве между выступлениями участников юная гостья вечера из махачкалинской школы искусств № 2 Патя Сулейманова (фортепиано) исполнила пьесу грузинского композитора «Тихая грусть».

Завершился вечер песней «Три истины» в исполнении самого автора в видеозаписи.

Клуб любителей авторской песни «Порт-Петровская гавань» проводит литературно-музыкальные встречи каждую последнюю субботу месяца при отделе литературы по искусству НБ РД.

Следующее мероприятие клуба состоится 26 мая 2018 года в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова в 16.00.

  Отдел литературы по искусству

«Уровни личностного развития и управление судьбой»

27 апреля в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошла встреча участников дискуссионного философского клуба «Время и бытие». Тема встречи: «Уровни личностного развития и управление судьбой». О том, как духовно развитая личность может влиять на судьбу, рассказывал участник клуба «Время и бытие» врач Фейзула Велиханов.

Развитие отдельной личности происходит непрерывно – на протяжении всей жизни или пока эволюция по тем или иным причинам не сменится деградацией. Причём здесь не может быть длительного периода покоя: или движение вперёд, или обратный отсчёт, ведущий к постепенному саморазрушению. При этом внутренняя сущность человека проходит несколько стадий становления, которые иначе называются уровнями личностного развития. Каждый такой уровень предполагает новую ступень самосознания и поведения индивида в обществе.

Уровень личностного развития – понятие во многом абстрактное, поскольку не существует прибора, способного измерить его в каких-либо единицах. Он определяется положением человека на социальной лестнице, глубиной интеллекта, точностью мышления, нравственными критериями и сложностью эмоциональных связей. Таким образом, чем сложнее внутренняя организация человека, чем богаче его фантазия, чем неоднороднее его эмоциональная гамма, чем глубже он чувствует сущность тех или иных явлений – тем выше уровень его развития, тем больший интерес представляет он для окружающих.

Условно можно выделить шесть уровней личностного развития: бессознательный, сознательный, начальный, средний, высокий, высший.

Вопросы «что делать? как развиваться?» не имеют какого-либо универсального, подходящего для всех ответа: нет возможности составить инструкцию, которую можно было бы смело применять любому человеку и добиваться результатов, так как люди сильно различаются между собой, имеют свои особенности и таланты. На каждом уровне человек проявляется по-своему, имеет свои стремления и задачи, а также кардинальные отличия от предыдущего и следующего уровней.

Первый и третий уровни похожи тем, что человек стремится к свободе, но эта свобода имеет качественное различие. Второй и четвёртый уровни похожи тем, что человек несвободен и реализует продолжительные программы. Поиски себя, активное сознательное саморазвитие начинается с третьего уровня развития личности. От уровня к уровню растёт степень самосознания человека.

Движение внутри уровня, как и переход с уровня на уровень, могут выходить за рамки одной жизни. Наработав определённый потенциал, человек при рождении быстро осваивает путь до того уровня, на котором остановился. Есть те, кто очень рано переходят на третий или четвёртый уровень личности (душа с большими наработками), демонстрируя с самого раннего возраста свою гениальность и быстро развиваясь в одном или нескольких направлениях. Есть те, кто переходит от уровня к уровню постепенно: в 20–25 лет переходит на второй, в 40–45 – на третий. Есть также подавляющее число людей, которые проживают жизнь на первом или на втором уровне.

Тема заинтересовала участников обсуждения, последовало много вопросов и комментариев, дискуссия была напряжённой и захватывающей.

Ольга Алиева, главный библиотекарь

отдела культурных программ

«Жизнь в театре»

27 апреля в Аварском драматическом театре имени Гамзата Цадасы была развёрнута выставка книг и журналов под названием «Жизнь в театре», посвящённая юбилейному вечеру известного режиссёра Аварского театра Хайбулы Абдуловича Абдулгапурова.

Свою актёрскую трудовую деятельность Хайбула Абдулович начал в Аварском театре сразу после окончания с отличием актёрского факультета Грузинского государственного театрального института имени Шоты Руставели. Руководство института, заметив отличную дипломную работу Абдулгапурова, решил оставить его в г. Тбилиси для продолжения учёбы на режиссёрском факультете. Он ученик пяти народных артистов СССР. Вскоре он становится одним из лучших режиссёров республики, признанным мастером сценического искусства. В 1971 году становится главным режиссёром Аварского театра, где до настоящего времени работает художественным руководителем.

За большой вклад в развитие театрального искусства он был награждён почётными грамотами и дипломами Министерства культуры и профсоюза работников культуры в 1975 году, стал лауреатом республиканской премии им. Г. Цадасы в 1977 году.

В 1999 году о творчестве Абдулгапурова вышла книга писателя Арипа Расулова «Театр, режиссёр, спектакль». Хайбула Абдулгапуров написал книгу «Актёры аварского театра» о своей жизни и творчестве.

Абдулгапуров глубоко и искренне интернационален. Он ставил спектакли в Лезгинском, Лакском, Кумыкском и Русском театрах. За постановку даргинского драматурга С. Рабаданова «Батырай» он удостоен Государственной премии Дагестана.

Х.А. Абдулгапуровым осуществлено более ста восьмидесяти спектаклей по пьесам дагестанской, русской и зарубежной драматургии. Им переведено с русского на аварский язык 55 пьес, которые показаны на сцене Аварского театра. Его имя хорошо известно в республике всем, кто любит профессиональное театральное искусство.

За особо выдающиеся заслуги перед государством, связанные с развитием театрального искусства республики, он был награждён почётным званием «Заслуженный деятель искусств Дагестана», а в 1980 году – «Народный артист Дагестана». Он член Союза писателей и Союза журналистов России.

Х.А. Абдулгапуров заслуживает самой высокой оценки его многолетнего высокопрофессионального и поистине плодотворного творческого труда.

П.Г. Гаджиева, отдел краеведческой

и национальной литературы

Клуб деловой литературы «Бизнесмен»

29 апреля отделом культурных программ Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова открывается новый клуб деловой литературы «Бизнесмен».

В 12.00 в малом конференц-зале состоится первая встреча участников клуба «Бизнесмен» на тему «Управляй временем, управляя собой». Организатор клуба – магистрант философского факультета Дагестанского государственного университета Джамирза Магомедов. Клуб создан для деловых людей, желающих приобрести знания для бизнеса, сформировать деловые отношения, развить навыки делового общения, при этом ценящих своё время.

Приглашаем вас принять участие и ознакомиться с технологиями личного менеджмента от ведущего эксперта в области перспективной эффективности Стивена Кови.

Если вы деловой человек, который хочет, развиваясь, развить своё дело, то приглашаем стать участником нашего клуба!

Куратор клуба – главный библиотекарь отдела культурных программ Ольга Алиева.

 

Дата мероприятия

«Герменевтический опыт чтения книги “Постижение истины М.И. Билалова”»

26 апреля в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошла очередная встреча участников интеллектуального философского клуба «Эпохе».

Участники клуба обсуждали тему «Герменевтический опыт чтения книги “Постижение истины М.И. Билалова”».

Мустафа Исаевич Билалов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и теории познания, родился 4 сентября 1948 года. В 1971 году окончил математический факультет Дагестанского государственного университета. В 1984 г. – преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры философии ДГУ; в 1989 г. – декан по работе с иностранными студентами ДГУ; в 1993 г. – проректор по воспитательной работе ДГУ; в 2000 г. – директор-проректор Межотраслевого регионального центра повышения квалификации; в 2002 г. – проректор по научной работе ДГУ; в 1997 г. – заведующий межфакультетской кафедрой философии; в 2008 г. – заведующий кафедрой онтологии и теории познания.

В статье анализируются исторические и логические изменения познавательной культуры человечества, произошедшие под воздействием мировых религий. Особое место уделено влиянию ислама и его мистической разновидности (суфизма) на современную культуру. Изучены практические последствия культурных изменений для народов, в том числе для северокавказских и дагестанских этносов.

Непосредственная цель познания – постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины.

«Герменевтика (др.-греч. ἑρμηνευτική – «искусство толкования» от др.-греч. ἑρμηνεύω – «толкую») – направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Своими корнями она уходит в древнегреческую философию, где практиковалось искусство толкования различного рода иносказаний, священных и философских терминов. Слово «герменевтика» восходит к древнегреческим мифам, согласно которым посланник Богов Гермес был обязан толковать и разъяснять людям божественные вести. В античной философии и филологии под герменевтикой понимали искусство толкования иносказаний, многозначных символов, интерпретацию произведений древних поэтов, прежде всего Гомера.

Основным понятием герменевтики становится «понимание», которое определяется как процедура (метод) раскрытия смысла языкового сообщения и сам результат этого метода. Так, герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Почему возникает проблема понимания? Это связано с уникальностью и неповторимостью «человеческих сообщений» и различием «точек отсчёта» авторского смысла и смысла «расшифрованного» читателем сообщения, с наличием «исторических и культурных горизонтов». Задача усложняется, если сообщение рассматривать не просто буквально как письменный текст, но шире – как явление культуры и истории.

В XX в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии – сначала в рамках онтологических исканий экзистенциализма, затем собственно в философской герменевтике. В Новое время появляется философская герменевтика как метод познания культурно-исторических реальностей, как метод исторической интерпретации. Возникновение философской герменевтики было реакцией на позитивистское мышление в европейской философии, а одним из непосредственных её источников был немецкий романтизм, который отстаивал своеобразие и взаимную несводимость различных культур. В учении Гадамера («Истина и метод», 1960) герменевтика приобретает функции онтологии (поскольку «бытие, которое может быть понято, есть язык» и социальной философии, и понимание есть форма осуществления общественной жизни) и «критики идеологии». Результатом оказывается замыкание философии в сфере языка, что роднит герменевтику с неопозитивистским «анализом языка».

Большой вклад в развитие герменевтики внесли немецкие философы Ф. Шлегель (1772–1829 гг.) и Ф. Шлейермахер (1768–1834 гг.). Они занимались проработкой проблемы отражения прекрасного в художественной литературе, в искусстве, в культуре. В 1819 году Ф. Шлейермахер сформировал идею герменевтики как «искусства понимания» в общем. Согласно его идее, это «искусство» должно быть одинаково применимо для любого вида текстов – от Священного писания до текстов научных исследований. Новизна подхода Шлейермахера заключалась в ориентации на живой диалог реально существующих людей, а не только на простой анализ готовых текстов. Текст Шлейермахер рассматривал как особый диалог между автором и интерпретатором. Процесс герменевтического понимания, по мнению Шлейермахера, осуществляется посредством двух видов интерпретаций: грамматической и психологической. Грамматическая интерпретация происходит в области языка и не зависит от интерпретатора. Психологическая интерпретация выявляет индивидуальные особенности автора, текста, языка. Таким образом, текст сам по себе является только основой для понимания, когда задача герменевтического исследования состоит в раскрытии его смысла. Шлейермахер ввёл различия между словом и его смыслом и заложил фундамент для выведения общей герменевтики.

О.А. Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ

Республиканская «Ночь искусств»

3 мая гостей и участников Чемпионата Европы по спортивной борьбе-2018 Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова приглашает на «Ночь искусств».

Для гостей и жителей столицы подготовлена досугово-просветительская программа, которая включает в себя фотовыставки «Спортивная слава Дагестана», «Многоликий Расул», «Горец, нареченный Расулом». Отделы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представят расширенную выставку-просмотр изданий краеведческой, исторической, спортивной тематики.

Вас ждет литературно-музыкальная композиция «Майские звезды», организованная воспитанниками детских школ искусств, студентами вузов, молодыми артистами и поэтами республики. Для посетителей будут проведены мастер-классы по аквагриму и искусству мехенди.

Ждем вас в Национальной библиотеке РД им.Р.Гамзатова с 20:00 до 23:00.

Будет интересно!

Дата мероприятия

«Искусство танца»

29 апреля – Международный день танца. К этой дате отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Искусство танца».

Международный день танца является праздником, посвящённым всем танцевальным стилям, и отмечается этот день 29 апреля. Этот день был утверждён по инициативе Международного совета танца ЮНЕСКО. Дата была предложена артистом балета, педагогом и хореографом П.А. Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, теоретике и реформаторе балета Ж. Ж. Новерре, который вошло в историю как отец современного балета.

Первоначально балет входил лишь в виде танцевального фрагмента в состав оперы. Жан Жорж Новерр (1727–1810) первым пришёл к мысли о создании отдельного балетного спектакля.

По замыслу учредителей Международный день танца призван объединить все направления танца, и как форма искусства танец должен преодолевать все политические, этнические и культурные границы, объединять людей, позволяя говорить им на одном языке – языке танца. Танец – искусство, для которого не нужны ни кисть, ни ручка. Его единственным инструментом является человеческое тело, в каждом движении которого живёт танец. Однако танец требует участия не только тела, но и души, и разума. И люди, полностью погрузившиеся в волшебный мир танца, остаются преданными ему до конца.

Танец – это труд, дисциплина, обучение, искусство общения. Язык танца универсален, потому что не имеет границ и понятен каждому. По традиции каждый год кому-либо из известных представителей мира хореографии предлагается обратиться к общественности с посланием, напоминающим людям о красоте танца. Впервые с таким посланием в 1982 году выступил Хенрик Нойбауэр (Henrik Neubauer). Из российских представителей с посланием выступали хореограф Юрий Григорович в 1984 г. и балерина Майя Плисецкая в 1996 г.

Немного об истории праздника: Гомер описывал в своей «Илиаде» танец. Аристотель говорил, что танец – поэзия тела. Греки возводили танец на высшую ступень, демонстрируя в танцевальных движениях эмоции и страсти.

В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта «Академия танца», где проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера, совершенствовались народные танцы. Пётр I сыграл огромную роль в развитии танцевального искусства в России. В 1718 году он издал указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России.

В настоящее время все коллективы театров, танцевальные труппы, ансамбли бального и народного танца, как профессиональные, так и самодеятельные артисты в этот день отмечают свой праздник. Формы празднования весьма разнообразны: от традиционных концертов до танцевальных флешмобов.

В этот же день на сцене Большого театра по традиции вручается приз «Бенуа танца», учреждённый в 1991 году Международной ассоциацией деятелей хореографии. Этот приз представляет собой небольшую статуэтку с изображением танцующей пары. Получить её можно только приложив огромные усилия в танцевальном искусстве.

Искромётные ритмы лезгинки давно полюбились жителям не только Дагестана и России, но и всего мира. Пленяющие своей красотой и пластичностью юноши и девушки когда-то покорили сердца миллионов. Им посчастливилось войти в состав ансамбля «Лезгинка», они были начинателями и первопроходцами.

В этом году легендарный ансамбль отмечает шестидесятилетний юбилей. Творчество «Лезгинки» – это целая эпоха в истории дагестанской культуры, и круглая дата со дня основания, конечно, не может пройти незамеченной.

Государственный академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка» был создан 6 сентября 1958 года. Основатель ансамбля, автор первой программы и бессменный руководитель на протяжении 20 лет – народный артист СССР Танхо Селимович Израилов.

В 1961 году ансамблю «Лезгинка» присвоено звание «Заслуженный». 27 июня 1994 года присвоен высший титул – «Академический». За период своей деятельности коллектив побывал в 65 странах мира и является победителем 48 всемирно известных фестивалей фольклорного танца среди профессиональных коллективов.

Ансамблем поставлено свыше 100 танцев народов Дагестана, Кавказа и России, а в марте 1994 года ансамбль поставил первый в истории Дагестана трёхактный балет «Парту-Патима».

2 апреля 2001 года ансамбль был удостоен благодарности Президента РФ В.В. Путина «За заслуги в развитии хореографического искусства».

3 декабря 2009 года ансамбль «Лезгинка» выступил с сольным концертом на открытии традиционного фестиваля российского искусства «Россия – Италия». В 2010 году ансамбль «Лезгинка» побывал на гастролях в Ливане и Испании. В 2011 году «Лезгинка» представила сольный концерт во Дворце фестивалей и конгрессов города Канны (Франция) на открытии IV Фестиваля Российского искусства. В 2012 году состоялись гастроли ансамбля «Лезгинка» по городам США. В 2014 году коллектив ансамбля «Лезгинка» приглашён в Сочи для участия в торжественных мероприятиях зимних Олимпийских игр. В 2015 году за большой вклад в сохранение и развитие искусства народного танца, многолетнюю плодотворную деятельность Государственный академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка» награждён орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан»

Литература:

1. Бальные танцы [Текст] / сост. А. Н. Беликова. – М.: Советская Россия, 1975. – 112 с.: муз. пр.

2. Бахрушин, Ю. А. История русского балета [Текст]: учебное пособие для институтов культуры и театра / Ю. А. Бахрушин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1977. – 286 с.: фот.

3. Вечеславова, Т. Я – балерина [Текст] / Т. Вечеславова. – Л.; М.: Искусство, 1964. – 270 с.: фот.

4. Жиенкулова, Шара. Танцы друзей [Текст] / Шара Жиенкулова. – Алма-Ата: Мектеп, 1989. – 139 с.: ил.

5. Лавриненко, Л. Б. Арабские танцы. Самоучитель [Текст] / Л.Б. Лавриненко. – Минск: Современная школа, 2006. – 207 с.: ил.

6. Лопухов, А. В. Основы характерного танца [Текст] / А.В. Лопухов, А.В. Ширяев. – Изд-е 2-е. – СПБ: Лань, 2006. – 344 с.: ил.

7. Пичугин, П. А. Аргентинское танго [Текст] / П.А. Пичугин. – М.: Музыка, 2010. – 262 с.: ил.

8. Современные бальные танцы [Текст] / сост.: А. Бегалиев, Е. Н. Тыдыкова. – Фрунзе: Мектеп, 1965. – 103 с.: муз. пр.

9. Худеков, Сергей Николаевич. Всеобщая история танца [Текст]: научное издание / С. Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.: ил. (Всеобщая история).

10. Худеков, С. Н. Иллюстрированная история танца [Текст] / С. Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2009. – 288 с.: ил.

11. Чеккетти, Грациозо. Полный учебник классического танца [Текст] / Г. Чеккетти. – М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2008. – 504 с. 

Отдел литературы по искусству

День открытых дверей в библиотеке

1 мая Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приглашает всех горожан и гостей столицы в библиотеку. Вашему вниманию будут представлены экспозиции: фотовыставка «Спортивная слава Дагестана», приуроченная к Чемпионату Европы по борьбе в Дагестане, а также фотовыставки «Многоликий Расул» и «Горец, нареченный Расулом», посвященные Народному поэту Дагестана Расулу Гамзатову.

Для любителей книг будет представлена расширенная книжная выставка-просмотр из фондов библиотеки краеведческой, исторической, спортивной тематики. Красочные альбомы отдела литературы по искусству и раритетные издания из фондов редкой книги будут интересны как взрослым посетителям, так и детям.

Дата мероприятия

Круглый стол «Наш читатель изменился, а мы?»

25 апреля в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялся круглый стол «Наш читатель изменился, а мы?».

В рамках круглого стола, организованного сотрудниками отдела культурных программ НБ РД им. Р. Гамзатова совместно с сотрудниками Республиканской детской библиотеки им. Н. Юсупова, обсуждался ряд наболевших вопросов о пропаганде книги и чтения среди подрастающего поколения.

Участниками круглого стола стали заведующие отделами Д.М. Ибрагимова, Х.К. Агаева, П.Г. Мусаева, главные библиотекари М.С. Атлуханова, Р.Р. Богданова, ведущий методист Н.Р. Фархатова. Работники Республиканской детской библиотеки им. Н. Юсупова поделились опытом кружково-клубной работы с юными пользователями, вовлечением активных пользователей гаджетов в поисково-творческую работу под руководством библиотекарей и педагогов с последующим участием их в российских и международных конкурсах. Кроме того, они ознакомили участников круглого стола с грамотами, дипломами и благодарственными письмами, полученными их юными читателями.

Участвовавшая в обсуждении, заместитель директора Айханум Мамаева рассказала о работе межведомственного совета, о планируемых вопросах, в том числе детском обслуживании. Айханум Ильясовна отметила необходимость координационной работы между двумя библиотеками по пропаганде чтения и продвижению книги среди населения республики. Перед библиотеками стоят новые задачи информационного и культурного обслуживания пользователя. С этой целью в Национальной библиотеке РД ведётся интенсивная работа по созданию электронного каталога, создан доступ в фонд Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина г. Санкт-Петербурга.

Заведующая отделом культурных программ Муслимат Абакарова рассказала о работе, которую проводит отдел совместно с муниципальными библиотеками республики. Это конкурсы художественного творчества библиотекарей «Наш рабочий инструмент – собственная душа», конкурс «Поэтическое слово библиотекаря», конкурсы видеороликов и буктрейлеров, фотоконкурсы и т.д.

Главный библиотекарь Ольга Алиева познакомила гостей с работой клубов по интересам, организованных в Национальной библиотеке РД. Философские клубы, клуб «Эстетика», а также проект «Национальное достояние республики» заинтересовали коллег из детской библиотеки.

Заведующий научно-методическим отделом НБ РД им. Р. Гамзатова Алибек Мусаев отметил, что обслуживание детского читателя в условиях широкого использования гаджетов и неконтролируемого доступа к информационным ресурсам глобальной сети Интернет имеет большое значение. К сожалению, оснащённость библиотек современными технологиями заметно отстаёт. Тут важен человеческий фактор – грамотный, любящий свою работу библиотекарь.

Заместитель директора Зульмира Расулова обратила внимание работников детской библиотеки на занятия по повышению квалификации работников НБ РД, рассказала о создании в Национальной библиотеке РД «Школы молодого библиотекаря», о её структуре и планах работы.

На мероприятии также обсуждался вопрос подготовки и проведения юбилейной даты – 80-летия заслуженного работника культуры РФ, корифея библиотечного дела республики Кубры Алиевны Султановой, стоявшей у истоков централизации библиотек Дагестана.

Заседание круглого стола завершилось принятием предложений по обсуждаемым вопросам и вынесением их на рассмотрение межведомственного совета.

 Подводя итоги и обсудив поставленные на повестку дня вопросы, решили:

1. Возобновить координацию работы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова и Республиканской детской библиотеки в вопросах повышения квалификации библиотечных работников и предоставления библиотечных услуг пользователям библиотеки.

2. Выйти с предложением о создании при межведомственном библиотечном совете секции по детскому обслуживанию.

3. В рамках реализации плана приоритетных мероприятий МК РД на 2018 год отметить юбилей заслуженного работника культуры РФ К. А. Султановой организацией научно-практической конференции (по отдельному плану) «Развитие библиотечного дела республики в период с 1970 по 2000 год. Современное состояние и пути совершенствования библиотечного дела в РД».

Отдел культурных программ

Выставка к Всемирному дню свободы печати

Отдел текущих периодических и новых поступлений предлагает своим читателям выставку одного журнала, приуроченную к Всемирному дню свободы печати (прессы).

Всемирный день свободы печати (прессы) ежегодно отмечают 3 мая. Это профессиональный праздник всех тех, кто трудится в сфере средств массовой информации: репортёров, журналистов, редакторов и корреспондентов. Его отмечают все – от работников сельской газеты до редакторов авторитетных изданий.

Труд журналистов и репортёров подчас не менее сложный и опасный, чем работа сотрудников МЧС. Ведь каждый день представители СМИ добывают правду в различных горячих точках, рискуя своим здоровьем и иногда даже жизнью. Но не только природные катаклизмы и военное положение угрожают бесстрашным журналистам. Мировая история содержит немало примеров, как люди, преданные своей профессии, подвергались ужасающим репрессиям и гонениям со стороны власти лишь за то, что рассказывали миру неудобную для политиков правду. Именно поэтому в наши дни так высоко ценится свобода слова и печати. Ей посвящён международный праздник.

Отдел текущих периодических и новых поступлений регулярно получает профессиональное издание для журналистов: журнал «Журналист» с почти 100-летней историей. Он освещает деятельность печатных и электронных СМИ, создаёт единое информационное пространство для специалистов коммуникации. Издание интересуют важнейшие проблемы медиасообщества. В журнале обсуждают вопросы формирования информационного пространства страны, законотворчества, взаимоотношений прессы и власти. Рассматривают проблемы защиты прав конкретного журналиста и демократических преобразований в прессе на базе свободы слова. На его страницах дают возможность высказаться молодым журналистам, анализируют проблемы женщин-журналистов. Журнал борется за честную, бескорыстную журналистику против заказухи, «джинсы» и информационных войн. Редакторы крупнейших российских изданий и телерадиокомпаний делятся своими мыслями и опытом на страницах «Журналиста». Интервью с зарубежными медиаменеджерами и корреспондентами позволяют узнать о том, как устроен медиабизнес в других странах. Очень важно, что журнал свободен от влияния любой позиции, кроме позиции читателя. Редакционный коллектив формирует издание вместе с читателями, делает его площадкой для споров, в которых рождается истина, объединяет людей, интересующихся журналистикой. Основной капитал старейшего профессионального журнала «Журналист» – его авторитет и историческая репутация.

Ежемесячный журнал отстаивает свободу печати, защищает права журналистов, помогает им в профессиональном совершенствовании. «И истина сделает вас свободными» – под таким девизом работает коллектив журнала. Это накладывает на журнал огромную ответственность, и его роль в обществе многократно возрастает.

  Отдел текущих периодических и новых поступлений