27 апреля в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошла встреча участников дискуссионного философского клуба «Время и бытие». Тема встречи: «Уровни личностного развития и управление судьбой». О том, как духовно развитая личность может влиять на судьбу, рассказывал участник клуба «Время и бытие» врач Фейзула Велиханов.
Развитие отдельной личности происходит непрерывно – на протяжении всей жизни или пока эволюция по тем или иным причинам не сменится деградацией. Причём здесь не может быть длительного периода покоя: или движение вперёд, или обратный отсчёт, ведущий к постепенному саморазрушению. При этом внутренняя сущность человека проходит несколько стадий становления, которые иначе называются уровнями личностного развития. Каждый такой уровень предполагает новую ступень самосознания и поведения индивида в обществе.
Уровень личностного развития – понятие во многом абстрактное, поскольку не существует прибора, способного измерить его в каких-либо единицах. Он определяется положением человека на социальной лестнице, глубиной интеллекта, точностью мышления, нравственными критериями и сложностью эмоциональных связей. Таким образом, чем сложнее внутренняя организация человека, чем богаче его фантазия, чем неоднороднее его эмоциональная гамма, чем глубже он чувствует сущность тех или иных явлений – тем выше уровень его развития, тем больший интерес представляет он для окружающих.
Условно можно выделить шесть уровней личностного развития: бессознательный, сознательный, начальный, средний, высокий, высший.
Вопросы «что делать? как развиваться?» не имеют какого-либо универсального, подходящего для всех ответа: нет возможности составить инструкцию, которую можно было бы смело применять любому человеку и добиваться результатов, так как люди сильно различаются между собой, имеют свои особенности и таланты. На каждом уровне человек проявляется по-своему, имеет свои стремления и задачи, а также кардинальные отличия от предыдущего и следующего уровней.
Первый и третий уровни похожи тем, что человек стремится к свободе, но эта свобода имеет качественное различие. Второй и четвёртый уровни похожи тем, что человек несвободен и реализует продолжительные программы. Поиски себя, активное сознательное саморазвитие начинается с третьего уровня развития личности. От уровня к уровню растёт степень самосознания человека.
Движение внутри уровня, как и переход с уровня на уровень, могут выходить за рамки одной жизни. Наработав определённый потенциал, человек при рождении быстро осваивает путь до того уровня, на котором остановился. Есть те, кто очень рано переходят на третий или четвёртый уровень личности (душа с большими наработками), демонстрируя с самого раннего возраста свою гениальность и быстро развиваясь в одном или нескольких направлениях. Есть те, кто переходит от уровня к уровню постепенно: в 20–25 лет переходит на второй, в 40–45 – на третий. Есть также подавляющее число людей, которые проживают жизнь на первом или на втором уровне.
Тема заинтересовала участников обсуждения, последовало много вопросов и комментариев, дискуссия была напряжённой и захватывающей.
Ольга Алиева, главный библиотекарь
отдела культурных программ