июля 2023

Новинки отдела литературы по искусству

С 28 июля 2023 года отдел литературы по искусству Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова приглашает читателей познакомиться с выставкой новых изданий, пополнивших фонд отдела. На выставке представлены документы по различным видам искусства: живописи, архитектуре, декоративно-прикладному творчеству, музыке и кино.

2022 и 2023 годы порадовали и библиотекарей, и читателей большим количеством новых поступлений, в ряду которых великолепные издания, отмеченные высоким качеством полиграфического исполнения, оформленные художниками – лауреатами различных премий. Книги вышли в свет в издательствах «Лань», «Планета музыки», «Эксмо», «АСТ», «Союз художников», «КноРус» и др. Новинки отличаются и разнообразием – это художественные альбомы, учебные пособия, атласы и энциклопедии.

Архитектура формирует всю нашу жизнь: она создает не только облик города, но и самоощущение человека в его пространстве. Как и любое другое искусство, архитектура чрезвычайно разнообразна: за многовековую ее историю появилось множество направлений и стилей.

1

Виолле-ле-Дюк, Эжен Эмманюэль. Архитектура. Всемирная история архитектуры / Э. Э. Виолле-ле-Дюк ; перевод с французского С. С. Балатиной. - Москва : АСТ , 2018. - 256 с. : цв. ил.

 Огромный вклад в развитие архитектуры внес француз Эжен Виолле-ле-Дюк. Ему принадлежит оригинальный, творческий метод реставрации средневековых зданий. Он восстанавливал такие романские и готические архитектурные комплексы, как собор Парижской Богоматери, Шартрский собор, Каркассон. Кроме того, Виолле-ле-Дюк написал немало остроумных и любопытных искусствоведческих статей. С лучшими из них вас познакомит эта книга. И любителя, и знатока архитектуры порадует подробный обзор средневекового зодчества, а также яркие и выразительные иллюстрации.

1

Снежинская, Елена Юрьевна.Основы градостроительства и планировка населенных мест : учебник / Елена Снежинская. - Москва : КноРус, 2023. - 228, [2] с. : ил.

В этом учебнике изложены важнейшие теоретические и практические аспекты развития территориальных систем, современные экологические проблемы, ведущие европейские тенденции построения новых городских моделей, основные принципы проектирования, планировки, застройки и архитектурной организации поселений, показана необходимость перехода от парадигмы "неустойчивости" к концепции устойчивого развития. Учебник разработан для студентов и преподавателей, специализирующихся в области градостроительства, строительства, землеустройства и кадастров.

1

Соловьев, Кирилл Алексеевич. Культовое зодчество и история мировых религий : учебное пособие / К. А. Соловьев ; под общей редакцией А. К. Соловьева. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань ; Санкт-Петербург : Планета музыки, 2022. - 430, [2] с. : ил.

В данном учебном пособии в дополнение к анализу идейных источников, сложившегося мировоззренческого учения и культовой догматики мировых религий подробно рассматриваются сущностные черты сакральной архитектуры, начиная с древности и заканчивая эпохой барокко. Курс «Культовое зодчество и история мировых религий» может быть востребован бакалаврами архитектуры и религиоведения, так как призван рассматривать вопросы взаимодействия религии и архитектуры.

1

Бертон, Гаэль. Вселенная Хаяо Миядзаки : картины великого аниматора в деталях / Гаэль Бертон ; перевод с английского Е. Чеботаревой. - Москва : Бомбора : Эксмо, 2021. - 254, [1] с. : ил.

Как легендарный Хаяо Миядзаки превратился из простого подмастерья в аниматора-виртуоза с неповторимым художественным стилем?

Книга Гаэля Бертона позволит вам увидеть известные мультипликационные фильмы с совершенно иной стороны. Первая часть издания посвящена биографии Хаяо Миядзаки, рассказу о его творческом пути, а вторая — глубокому анализу его работ и сюжетов. Это путешествие по основным темам, визуальным особенностям и скрытым деталям удивительного мира — мира, который мы так полюбили, мира великого Хаяо Миядзаки.

1

Веселова, Мария Николаевна. Мировая художественная культура : учебник / Мария Веселова. - Москва : КноРус, 2023. - 446 с.

Учебник освещает общие вопросы и основные этапы становления и развития мировой художественной культуры. Знакомит с различными направлениями, стилями и деятелями искусства через призму мировоззрения времени и страны. Разработан для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Мировая художественная культура», а также широкой аудитории, интересующейся теорией и историей мировой художественной культуры.

1

Кац, Маша. Ваш голос : секреты вокального мастерства / Маша Кац ; рисунки Андрея Макаревича. - Москва : Альпина Паблишер, 2022. - 192 с. : ил.

Перед вами замечательный нескучный учебник по вокалу для всех, кто любит петь, но не уверен, что у него это отлично получается. Автор книги — известная российская певица и опытный педагог Маша Кац. Ее книга поможет вам раскрыть ваш природный вокальный дар, научиться петь не только правильно, но и красиво. Текст дополнен авторскими видеоуроками.

1

Плужников, Константин Ильич. Вокальное искусство : учебное пособие / Константин Плужников. - 3-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2022. - 108, [4] с. : ил.

В книге, посвященной классическому пению, рассматриваются различные аспекты вокального искусства: история возникновения и развития итальянского belcanto, основные методические направления, проблемы современной отечественной вокальной педагогики, терминологические парадоксы, развитие системы классического пения в XIX веке. В Приложении приводятся советы певцам великих вокальных педагогов XIX века М. Гарсиа и Ф. Ламперти. Книга снабжена иллюстрациями и нотными примерами.

1

Попов, Сергей Сергеевич. Инструментоведение : учебник / С. С. Попов. - 2-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2021. - 377, [3] с. : ил.

Настоящий учебник предназначен для студентов музыкальных вузов, изучающих дисциплину «Инструментоведение», в первую очередь для тех, кто обучается по направлениям подготовки (специальностям) «Композиция», «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром», «Музыковедение» и «Музыкальная звукорежиссура».

1

Лумис, Эндрю (1892-1989). Рисование головы и рук / Эндрю Лумис ; перевод с английского Натальи Томашевской. - Москва : Колибри ; Азбука- Аттикус, 2019. - 150 с. : ил.

Сразу скажу: от вас не требуется умения "заглядывать в душу" или читать мысли, чтобы хорошо нарисовать голову. Для этого нужно в первую очередь правильно истолковывать формы в пропорциях, перспективе и освещении. Для художника также очень важно уметь убедительно рисовать руки, и в моей книге есть материал и по этой теме. Метод рисования, который в своей книге представляет автор, был полноценно одобрен и с радостью принят многими художественными школами во всем мире.

11

Энциклопедия народных художественных промыслов и ремесел Крыма / Крымский центр народных художественных промыслов и ремесел. - Симферополь : Антиква, 2019. - 27 см. - (в пер.). - Текст : непосредственный.

Кн. 1 / Г. С. Черный, С. П. Троицкая, О. О. Мельниченко, П. А. Ермоленко ; составители: Г. Н. Гржибовская [и др.]. - 2019. - 158, [2] с. : ил.

Кн. 2 / Г. С. Черный, С. П. Троицкая, О. О. Мельниченко, П. А. Ермоленко ; составители: Р. Р. Темиргалиева [и др.]. - 2020. - 158, [2] с. : ил.

Целью создания Энциклопедии является сбор знаний, рассеянных по региону, а также передача информации о культурном наследии потомкам. Крым богат талантами в самых разных направлениях декоративного творчества и традиционных ремёсел. Культура региона – феномен мирового масштаба, чья уникальность предопределена небывалым смешением многочисленных этносов и народов. Те, кто сейчас возрождает крымские ремёсла – являются ценнейшим богатством региона.

Это далеко не все книжные новинки, которые могли бы заинтересовать ценителей прекрасного, поэтому приглашаем всех желающих в отдел литературы и искусству, чтобы поближе познакомиться с выставкой.

Отдел литературы по искусству

«Летописец горного края»

С 27 июля 2023 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена книжная выставка «Летописец горного края», приуроченная к 110-летию со дня рождения писателя-очеркиста, краеведа, журналиста Трунова Дмитрия Ивановича. На выставке представлены труды писателя и литература о его творчестве.

Имя Дмитрия Ивановича Трунова хорошо знакомо читателям старшего поколения. Между тем это была очень популярная личность. В этом году ему исполнилось бы 110 лет со дня рождения. Трунов Д.И.—писатель-очеркист, краевед и журналист. Родился в селе Пронькино Оренбургской губернии в 1913 году в семье крестьянина. Трудовую жизнь начал грузчиком в Архангельском порту. Работая на погрузке кораблей, занимался самообразованием. В публичной библиотеке Архангельска прочитал «Хаджи-Мурата» Л.Н.Толстого и решил во, чтобы то ни стало поехать на Кавказ. Позже, став журналистом, получил приглашение на работу в Дагестан.

Сотрудничая в республиканской печати Дагестана все свое творчество Дм. Трунов посвятил «Стране Гор» и ее многочисленным народностям. Многочисленные поездки и встречи с людьми дали писателю огромный багаж впечатлений, знания жизни и обычаев народов Дагестана. «Он вновь открыл для нас Дагестан», - говорили о нем горцы». Писал Дмитрий Иванович много. Его работоспособность, умение отыскивать необходимый материал там, где, казалось, ничего интересного и быть не могло, поражали воображение. Он знал Дагестан от края до края. Более трех десятков книг написал Дм. Трунов о Дагестане. А книга «Ущелья сокровищ» издана на английском и французском языках. Свое творчество он посвятил дагестанской тематике.

За годы 1941-1945 им написано более десяти брошюр о дагестанцах-героях Отечественной войны. В 1946 году вышла книга «Дорога на Берлин». Затем вышли книги «Следопыты земных глубин» (1950г.), «По стране гор» (1955г.), «Свет из России» (1956г.) и повесть «Крылатый джигит» (альманах «Дружба» на лезгинском языке, 1957г.) Книга «Прославленные имена»- результат поездок Дм. Трунова по фронтам Отечественной войны и аулам Дагестана в разные годы. Книга представляет собой сборник очерков о героях гражданской, Великой Отечественной войн и людях мирного труда. Книга «Свет из России» представляет собой сборник научно- беллетристических очерков. Очерки рассчитаны на самый широкий круг читателей. Из книги читатель получит много полезных сведений о деятельности русских путешественников, ученых, писателей, художников о Дагестане, о том, как исторически складывались на мирной основе взаимоотношения между русскими и дагестанцами, как зарождалась и крепла дружба между этими народами в дореволюционное время.

Книга «В горах Дагестана» - результат многочисленных поездок автора по этой интереснейшей стране. Живописной красоте природы Дагестана, своеобразию жизни, быта его населения и посвящена эта книга Дм. Трунова. «Люди- братья»- сборник новелл и очерков, в основу которых положены исторические события, действительные факты, здесь нет вымысла, все достоверно. Заглавие сборника - главная тема. Доброта, сердечность во взаимоотношениях между людьми - этому посвящено большинство произведений сборника. Произведения этой книги зовут нашу молодежь к самосовершенствованию, к воспитанию в себе высоких моральных качеств, строителей новой жизни.

Книги Дмитрия Трунова не что иное, как летопись нашего горного края, где можно найти исторические, географические, экономические, этнографические сведения и нескончаемую галерею художественных портретов граждан, населяющих наш край: рабочих, сельских жителей, ученых, литераторов, артистов, музыкантов. Нет такой стороны из жизни Дагестана, которую бы не запечатлел, не отобразил в своих очерках Дмитрий Трунов. В этом плане характерна его книга «Дорога к свету», изданная в 1962году и давно ставшая библиографической редкостью. В ней собраны очерки, рассказывающие о Дагестане начиная с раннего Средневековья и заканчивая шестидесятыми годами двадцатого столетия. Другой такой всеобъемлющей книги о Дагестане, пожалуй, нет. Это своеобразная маленькая энциклопедия. Убежден, потомки, изучая нашу эпоху, многое, почерпнут из книг Дмитрия Трунова.

Дм. Трунов вел большую общественную работу, избирался членом Правления Союза писателей Дагестана, длительное время руководил русской секцией СП ДАССР. Дм. Трунов - заслуженный работник культуры РСФСР и ДАССР, награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За трудовую доблесть», неоднократно награждался Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР, был награжден Почетной грамотой Министерства культуры Чувашской АССР. Уважаемые читатели если мы вас заинтересовали, приглашаем посетить нашу выставку, посвященную юбилею знаменитому краеведу и журналисту.

Литература, представленная на выставке:

1.Трунов, Дмитрий. Свет из России.- Дагкнигоиздат, 1956год.-205с.

2.Трунов, Дмитрий Следопыты земных глубин.- Даггиз,1950.-155с.

3.Трунов, Дмитрий. По стране гор.- Дагкнигоиздат, 1955год.-195с.

4.Трунов, Дмитрий. Ниже океана,

выше облаков.- Дагкнигоиздат,1965год.-308с.

5.Трунов, Дмитрий. Ущелья сокровищ.- Издательство « Советская Россия». Москва ,1963год.-380с.

6.Трунов, Дмитрий. Орлиный край.- Издательство «Детская

литература». Москва, 1965год.-150с.

7.Трунов, Дмитрий. В горах Дагестана.- Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»,1958.-350с.

8.Трунов, Дмитрий.Люди- братья.-Дагкнигоиздат,1966год.-131с.

9Трунов, Дмитрий. Люди и время: Очерки, публицистика, репортажи.- Дагкнигоиздат,1973год.-135с.

10.Трунов, Дмитрий. Прославленные имена.- Дагкнигоиздат,1957год.-145с.

Гасанбекова.Т., отдел краеведческой и национальной литературы

 «Неугомонный искатель истины

С 27 июля 2023 года отдел обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представил книжную выставку, посвященную 170-летию со дня рождения Владимира Гелактионовича Короленко — русского писателя, журналиста, публициста, общественный деятеля.

Родился 27 июля 1853 года в Житомире. Отец — Галактион Афанасьевич Короленко (1810—1868), судья. Мать — Эвелина Иосифовна. Окончил Ровенское реальное училище. В 1885 году, после многократных ссылок и тюрем поселился в Нижнем Новгороде. В 1886 году женился на Евдокии Ивановской. Имели 4 детей (двое умерли во младенчестве). В 1895 году переезжает в Петербург, а в 1900 году в Полтаву. Умер 25 декабря 1921 года в Полтаве в возрасте 68 лет. Похоронен на Старом кладбище Полтавы. Основные произведения: «В дурном обществе» или вариант для детей «Дети подземелья», «Слепой музыкант», «Парадокс», «Без языка», «Огоньки» и другие.

Владимир Галактионович Короленко – российский и украинский писатель середины XIX – начала XX века, общественный деятель, публицист и журналист. Родился 27 июля 1853 года в Житомире. Отец писателя был суровым уездным судьёй и коллежским асессором. Мать была родом из Польши, отчего писатель с детства в совершенстве знал польский язык. Начальное образование Короленко получил в Житомирской гимназии, затем семья переехала в Ровно, где он поступил в местное училище.

После смерти отца Короленко поступил в Технологический институт в Петербурге, который не смог завершить из-за материальных трудностей. В 1874 году он перевёлся в землевладельческую академию в Москве, где обучался на основе стипендии. В связи с тем, что писатель в юности участвовал в народнических движениях, он был исключён и выслан в Кронштадт. В 1877 году он вернулся в Петербург и поступил в Горный институт. Примерно в это же время началась его литературная карьера.

Первая новелла Короленко, «Эпизоды из жизни “искателя”» появилась в 1879 году. Весной того же года, по подозрению в революционной деятельности, его вновь исключили из учебного заведения и выслали в Глазов. А когда в 1881 году он отказался от присяги Александру III, был выслан на несколько лет в Сибирь. Наиболее плодотворными для писателя стали 1885-1895 годы. В этот период появились одни из его лучших произведений, в 1885 году «В дурном обществе», в 1886 году - «Слепой музыкант», а в 1895 году был написан философский рассказ «Без языка». На это произведение писателя вдохновила Всемирная выставка в Чикаго.

Вскоре его работы стали выходить на иностранных языках и получили мировое признание. До 1900 года писатель жил в Петербурге, где написал несколько новелл. Затем он поселился в Полтаве, где и прожил до конца своих дней. В последние годы он работал над автобиографией под названием «История моего современника».­ Он так и не успел завершить четвёртый том этого произведения. Владимир Короленко умер 25 декабря 1921 года, в возрасте 68 лет.

Список представленной литературы:

1.Негретов П.И. В.Г Короленко / П.И. Негретов.-М.: « Книга», 1990.- 279с.

2.Короленко В. Г. Избранное / В. Г. Короленко.- Краснодарское книжное издательство, 1976.-217с.

3. Бялый В.Г. В.Г. Короленко / В.Г. Бялый.- Ленинград, 1982.-31ё2с.

4.Короленко В.Г. Избранные произведения / В.Г. Короленко.- Пермское книжное издательство, 1981.-454с.

5.Короленко В.Г. История моего современника / В.Г. Короленко.- Ленинград « Художественная литература»,1976.- 400с.

6.Короленко В.Г. Дети подземелья / В.Г. Короленко.- М.: « Детская литература», 2011.-324с.

Универсальный читальный зал

«Династия Романовых»

С 25 июля 2023 года в читальном зале отдела редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова экспонируется выставка, посвященная 410-летию царской Династии Романовых.

410 лет назад произошло одно из важнейших событий в истории российского государства – венчание на царство Михаила Фёдоровича Романова, ознаменовавшее основание новой династии, правившей Россией в течение 304 лет.

Романовы — старинный русский дворянский род, носивший такую фамилию с середины XVI века, а затем династия русских царей и императоров.

В 1598 году, после смерти последнего царя из династии Рюриковичей, сына Ивана Грозного Федора I, начался период государственного кризиса. Благодаря браку Ивана IV Грозного с его представительницей Анастасией Романовной Захарьиной род Захарьиных-Романовых стал в XVI веке близким к царскому двору, а после пресечения московской ветви Рюриковичей начал претендовать на престол.

В 1613 году внучатый племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Михаил Фёдорович был избран на царский престол, и его потомство, которое традиционно называется «Дом Романовых», правило Россией до 1917 года.

Венчание на царство Михаила Фёдоровича проходило в Успенском соборе Московского Кремля в воскресный день, накануне 17-го дня рождения юного государя.

В отличие от предшественников, Михаил Романов не просто объявлял о своей воле венчаться на царство. Он подробно обосновывал законность своего намерения: «Волею Божией Царь Феодор Иоаннович преставился и бесчаден оставил земное Царство. Избранные Цари Борис Феодорович скончался, а Василий отрекся от Царства...» и подчеркивал, что его избрание «в Цари» – это решение жителей «всенародного множества городов всего великаго Российского Царства».

«…С воцарением Михаила Фёдоровича Романова окончилась и „великая смута“ в Русском государстве. Точка опоры для русских людей была найдена…. Да будет же бессмертная слава первому представителю царственного дома Романовых! Он принял на себя „великое дело“ царского правления в такие тяжелые для Русского государства минуты – бремя, выше меры возлагаемое», – писал Бельковский в книге «Избрание на царство первого царя из дома Романовых Михаила Фёдоровича» (1913).

 

Бремя было, действительно, нелёгкое. Надо было собирать воедино истерзанную страну, и первым шагом на этом пути стало изгнание в 1612 году поляков из Москвы народным ополчением под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Второй по сложности задачей оказалось избрание нового русского царя.

У русского государства появился царь, который не только успешно правил страной 32 года, но и положил начало новой династии.

Династия Романовых правила Россией 304 года, с 1613 по 1917 годы. Она сменила на престоле династию Рюриковичей, которая после смерти Ивана Грозного прекратилась. За время правления Романовых на русском престоле сменилось 17 правителей. Именно при Романовых ускорилось развитие государства, расширились границы страны.

За это время страна из небольшого Московского царства превратилась в огромную Империю.

На экспозиции представлены издания начала 20 в., а также репринтные издания об интересных, часто трагических судьбах коронованных особ - правителей старой России.

На страницах раритетных изданий перед нами предстают члены Императорской фамилии: Михаил Романов, Алексей Михайлович, Николай I, Николай II, Петр I, Петр II, I, Александр II, Павел I, императрицы Анна Иоанновна и Екатерина II и др.

Вот некоторые из представленных изданий:

1.Валишевский. Вокруг трона. 1909.

2.Валишевский. Преемники Петра. 1912.

3.Жильяр. Император Николай II и его семья. 1921.

4.Глинский. Царские дети и их наставники. 1912.

5.Иллюстрированная хронология истории Российского государства в портретах. 1990.

6.Дневники императора Николая II. 1894-1918. 2011.

7.Петр Великий в его изречениях. 1910.

8.Троцкий. III-е Отделение при Николае II. 1990.

9.Отречение Николая II. 1927. и др.

Всех, кого интересует история России, приглашаем на экспозицию «Династия Романовых», в Национальную библиотеку им. Р. Гамзатова.

Отдел редких книг

«Завещано грядущим поколениям»

С 24 июля 2023 года отдел обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представил книжную выставку «Завещано грядущим поколениям», посвященную 195-летию со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского — русского философа-материалиста, революционера-демократа, энциклопедиста, теоретика критического утопического социализма, учёного, литературного критика, публициста и писателя.

Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 (12) июля в Саратове, в семье священника. Начальное образование получил дома, под руководством отца, затем окончил Саратовскую духовную семинарию. В 1846 году поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета, который окончил в 1850 году.

В годы учёбы пробовал свои силы в литературе, были написаны рассказ и повесть.

Больше всего интересовался политикой и общественными науками – изучал труды классиков немецкой философии, английскую политэкономию, идеи французского утопического социализма, а также труды русских мыслителей, в первую очередь В.Г. Белинского и А.И. Герцена.

В 1853 году вернулся в Петербург, где начал сотрудничать в газете «Санкт-Петербургские ведомости» и в литературных журналах – в «Отечественных записках», а затем в «Современнике», где быстро занял руководящее положение наряду с Н.А. Некрасовым и Н.А. Добролюбовым.

В 1855 году подготовил к защите магистерскую диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности», в которой рассматривал основные положения материалистической эстетики Г.В.Ф. Гегеля. С середины 1850-х годов Чернышевский стал фактическим редактором «Современника», журнал активно продвигал идеи сил революционной демократии.

В 1855–1856 году Чернышевский опубликовал статью «Очерки гоголевского периода русской литературы», в которой наряду с историей литературы рассмотрел особенности развития русской литературы в 1840-х–1850-х годах, также в ней поднимаются социальные и философские проблемы. Человек тем сильнее, чем больше он знает об окружающем мире, а изменения в жизни людей возможны только тогда, когда они согласованы с действительностью.

В 1857 была выпущена статья «Лессинг, его время, его жизнь и деятельность».

Работая над критическими статьями для «Современника» о творчестве А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева и других, Чернышевский подчёркивал социальное и нравственное значение произведений, а также на примере произведений обсуждал актуальные политические проблемы.

Знаменитая статья Чернышевского «Русский человек на rendez-vous» (разбор повести И.С. Тургенева «Ася») суть сатирический памфлет, обличающий либерализм в России. Эта статья признана одной из самых ярких работ отечественной публицистики второй половины XIX в.

В конце 1850-х годов Николай Чернышевский участвовал в издании «Исторической библиотеки» – приложения к «Современнику», где печатались переводы классических сочинений по всеобщей истории, стал первым редактором «Военного сборника».

Публиковал в «Современнике» экономические и политические статьи. Имел свои взгляды на дальнейшее развитие России. Явился идейным вдохновителем зарождавшегося в России социализма и народничества.

В частности, выступил с резкой критикой крестьянской реформы 1861 года, участвовал в деятельности революционного подполья, в создании нелегальной организации «Земля и воля». Написал прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».

В июне 1862 года был арестован.

Находился в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где активно продолжал литературную работу, в том числе написал роман «Что делать?» (1862–1863).

В начале 1864 года Чернышевский был признан виновным с формулировкой «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления», его приговорили к 7 годам каторги и вечному поселению в Сибири.

В Петербурге состоялась публичная процедура «гражданской казни» Чернышевского – преломление шпаги над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности, родительских и прочих).

После этого Чернышевский был отправлен на каторгу в Нерчинские рудники.

Дело Чернышевского имело большую огласку. На него реагировали и виднейшие деятели России, и простые граждане. Девочка-гимназистка, имя которой не сохранилось, писала на имя императора: «Ваше величество, посадите меня в какую угодно конурку, морите голодом, не давайте пить, лишите даже книг, но освободите Чернышевского».

Через 7 лет, в 1871 году Чернышевский был переведён на поселение в Вилюйск (Якутия). В Сибири, несмотря на официальный запрет (у заключенного не было доступа к книгам, и он не должен был ничего сочинять), Николай Гаврилович не оставлял литературной и научной деятельности.

Написал ряд повестей и пьес, а также роман «Пролог», в котором события разворачиваются накануне крестьянской реформы 1861 года. Главный герой Волгин наделён автобиографическими чертами писателя, а прототипом другого героя, Левицкого, стал Н.А. Добролюбов.

Чернышевский был переведен в Астрахань в 1883 году, это был договор правительства и террористической организации «Народная воля», которая гарантировала, что в случае перевода при коронации Александра III не будет предпринято никаких радикальных действий.

Незадолго до кончины Чернышевскому было разрешено переехать в Саратов. Здесь он переводил работы зарубежных историков. Однако здоровье было серьёзно подорвано.

Николай Гаврилович Чернышевский скончался 17 (29) октября 1889 года.

Список представленной литературы:

1.Чернышевский Н . Что делать / Н. Чернышевский.- М.: «Художественная литература» , 1969. - 429с.

2.Чернышевский Н. Письма из далека / Н. Чернышевский.- М.: « Советская Россия», 198.6- 368с.

3.Чернышевский Н. Повести и рассказы / Н. Чернышевский.- Ленинград « Художественная литература», 1979.-480с.

4.Володин А. И. Чернышевский или Нечаев/ А.И. Володин.- М.: « Мысль», 1976.-296с.

5.Чернышевский Н.Г. Пролог / Н.Г. Чернышевский - М.: Мысль, 1984. – 465с.

6.Чернышевский Н. Г. Художественное творчество / Н.Г. Чернышевский.- М.: Просвещение,1984. – 224с.

7.Чернышевский Н. Избранные произведения / Н. Чернышевский.- М.: « Художественная литература», 1989.- 527с.

Универсальный читальный зал

«Герой не нашего времени»

27 июля - день памяти Михаила Юрьевича Лермонтова, одного из самых юных классиков в истории мировой литературы, которому судьба отвела всего 13 лет творчества. Михаил Юрьевич прожил короткую и яркую жизнь, проявив себя как поэт, драматург, прозаик, переводчик, художник.

Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы.

               А. А. Блок

К этой дате с 22 июля 2023 года в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова в отделе редких книг оформлена книжная выставка «Герой не нашего времени», на которой представлены произведения «Кавказские поэмы», «Лирика», «Герой нашего времени», «Бородино» и многие другие. В истории мировой поэзии вряд ли можно найти другого поэта, который прожил бы такую короткую жизнь и успел бы написать столько замечательных произведений. Мы предлагаем вспомнить этого великого поэта, гения, человека, который живет в сердцах миллионов людей. День памяти Лермонтова – это еще и повод открыть для себя новое о поэте, перечитать его произведения. Михаил Юрьевич Лермонтов, русский писатель, творчество которого оценить невозможно. За короткие 26 лет своей жизни этот писатель создал сотни великих произведений, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.

Известному русскому поэту, прозаику, драматургу исполняется 209 лет. М. Ю. Лермонтов появился на свет 15 октября (3 октября по старому стилю) 1814 года. Как и другой знаменитый русский поэт, ушел из жизни очень рано. Он погиб 27 июля (15 июля по старому стилю) 1841 года на дуэли в Пятигорске. Жизнь его была короткой и яркой как вспышка света в ночном небе. Несмотря на раннюю кончину, творчество Лермонтова оказало большое влияние на многих российских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова популярны и у его потомков, спустя 200 лет после его рождения. Проходит время. Каждое новое поколение людей открывает для себя Лермонтова заново. Ни в одной стране мира так не любят и не чтят своих поэтов, как у нас. А сияние духа Лермонтова распространяется на всю Россию.

Вашему вниманию представлены книги о жизни и творчестве поэта из фонда редких книг. Они помогут вам лучше узнать и понять самого мистического поэта русской литературы XIX века. Стихотворения, поэмы, драмы, мемуары, воспоминания современников о поэте – далеко не полный перечень предлагаемых книг, статей представленных на выставке, в которых есть материал, рассказывающий о пребывании Лермонтова на Кавказе, в Москве, в Липецком крае, а так же факсимильное издание «Жизнь и творчество»1989г., Фотовыставка М. Ю. Лермонтова, «Избранные сочинения» в 2 томах 2014г., «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» 1943г., миниатюра  М. Ю. Лермонтова «Избранное» в 2 томах 1977г., «Мцыри» М. Ю.  Лермонтова 1984г., «Парус» М. Ю. Лермонтова 2012г.

В тот трагический день 27 июля 1841 года Лермонтов умер только физически. Духовная его жизнь перешла в бессмертие.

Приглашаем всех желающих посетить выставку, на 4 этаже в читальном зале отдела редких книг!

«Чернышевский – революционер и публицист»

С 22 июля 2023 года в отдел редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута книжная выставка «Чернышевский – революционер и публицист», приуроченная к 195-летию со дня рождения писателя, революционера-демократа, публициста, литературного критика, мыслителя Николая Чернышевского (1828‒1889).

24 июля русскому писателю, переводчику, публицисту, литературному критику, философу, революционному демократу, теоретику критического утопического социализма, одному из руководителей журнала «Современник» Николаю Гавриловичу Чернышевскому исполняется 195 лет». Наделенный большими и разнообразными природными талантами, мыслитель-социалист и влиятельный литературный критик, он был одним из наиболее ярких и незаурядных фигур России XIX в. Чернышевский служил идеям гуманности и улучшения жизни русского народа и словом, и делом. На выставке каждый желающий сможет познакомиться с творческим наследием автора. Это повести, литературная критика, публицистика, мемуары писателя.

В биографии Чернышевского много интересных фактов, а сама его жизнь наполнена множеством увлекательных событий. Николай Гаврилович был сыном саратовского священника. Окончив Петербургский университет, он некоторое время работал учителем гимназии в Саратове, а затем переехал в Петербург, и начал сотрудничать в журналах. Его талант ученого и публициста развернулся в передовом журнале того времени «Современник», руководителем которого он стал в конце 50-х годов. Борьба с самодержавием и крепостничеством за социалистическое переустройство России стала главной целью его жизни. В конце 50-х- начале 60-х годов Чернышевский стал признанным вождем революционно-демократического движения. По своим взглядам Н. Г. Чернышевский был материалистом, он ближе всех своих современников подошел к учению К. Маркса и Ф. Энгельса. Чернышевского отличала высокая принципиальность, последовательность в революционных взглядах и борьбе, он не шел ни на какие соглашения с царем и либеральными помещиками. Все свои надежды он возлагал на народную революцию. Только борьба самого народа, по его мнению, могла привести к установлению социалистического строя.

Николай Гаврилович Чернышевский был личностью выдающейся, оставившей заметный след в развитии социальной философии и литературоведения и самой литературы. Посетив выставку, читатели смогут познакомиться с биографией Н. Чернышевского, повестями, литературной критикой, публицистикой, мемуарами, трудами по философии и эстетики, переводам, а также с его произведениями, которые, будут интересны всем ценителям литературы: Роман «Что делать?» Н. Г. Чернышевский написал в декабре 1862 - апреле 1863 гг., когда находился в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Роман прошел двойную цензуру. Сначала его читали члены следственной комиссии по делу Чернышевского, затем он поступил к цензору некрасовского журнала «Современник» и был опубликован в №№ 3-5 за 1863 год. П. А. Кропоткин писал: «Для русской молодежи того времени она (книга «Что делать?») была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знамением». Только в 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.      

Литература, представленная на выставке:         

1.Нович, И. Жизнь Чернышевского / И Нович. - Москва: Худ.лит., 1939. - 331[2] с.

2.Богословский, Николай. Чернышевский. Кн. 1. Годы исканий / Н. Богословский. - М.: Сов. писатель, 1944. - 170 с.

3.Николай Гаврилович Чернышевский на каторге и в ссылке: воспоминания В. Н. Шаганова. - Посмертн. изд. Э. К. Пекарского. - СПб.: Типо-лит. "Энергия", 1907. - 42 с.

4.Чернышевский, Н. Г. Эстетика / Н.Г. Чернышевский. - М.-Л. : Искусство, 1939. - 287 с.

5.Чернышевская-Быстрова, Н. М. Летопись жизни и деятельности Н.Г. Чернышевского / Н.М. Чернышевская-Быстрова; Под ред. В. Полянского. - М. : ACADEMIA, 1933. - 254 с.

6.Демченко, Адольф Андреевич. Н. Г. Чернышевский: научная биография (1859-1889) / А. А. Демченко; РАН, Институт научной информации по общественным наукам. - , Издание осуществлено при финансовой поддержке РФФИ. - М. : РОССПЭН, 2019. - 687 с.

Приглашаем всех желающих более подробно ознакомиться с творческим наследием автора в отдел редких книг!

«Искусство древнего мира»

С 20 июля 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута тематическая выставка «Искусство древнего мира».

Древнейшие памятники старины свидетельствуют, что за 5 тысяч лет до нас жили народы, обладавшие высокой степенью культуры и ясным взглядом на искусство. Очевидно, что такая культура не явилась сразу, но имела огромный период времени, в течение которого крепла и созревала человеческая мысль. Период этот известен нам только по раскопкам, - по тем остаткам, что мы находим в курганах, на отмелях, в старых пещерах, в обвалах берегов. Пещерные росписи с реалистично выполненными изображениями животных – самый известный вид первобытного искусства. И если в первобытной живописи изображения человека встречаются нечасто, то в скульптуре довольно широкое распространение получили «палеолитические Венеры» - небольшого размера женские фигурки с подчеркнуто гипертрофированными формами груди, живота и бедер. Обычно они вырезались из кости и камня. Вероятнее всего, такие «Венеры» являлись обобщенным образом богини-праматери, символизирующей плодородие. Первые в мире каменные монументы, или мегалиты, вероятно, также сооружались для ритуальных целей. Например, в знаменитом Стоунхендже расположение мегалитов соотносится с восходом и закатом солнца в определенные дни года.

Древний Египет, ставший одним из первых в мире государств, просуществовал около 3000 лет. И в наши дни можно ощутить величие Древнего Египта при взгляде на его монументальные памятники архитектуры. В Египте существовал свой изобразительный канон – определенные правила. Для живописных и рельефных изображений было характерно совмещение одновременно несколько ракурсов – голова и лицо давались в профиль, верхняя часть – анфас, ноги снова в профиль. Золотую маску Тутанхамона можно отнести как к скульптуре, так и к декоративно – прикладному искусству. Фигура сфинкса, высеченная из известняковой скалы, является древнейшей монументальной скульптурой, сохранившейся до наших дней. Пирамида Хеопса, или Великая пирамида, считалась в Древнем мире одним из семи чудес света, и она единственная из всех семи сохранилась до нашего времени. В 332 году до нашей эры Египет был завоеван греками, а в 30 году до нашей эры - римлянами. Основание в Египте новых городов, изменения, происшедшие в экономике и быту, оказали воздействие и на культуру. В результате взаимодействия египетского искусства с греческим, а позднее – с римским египетское искусство приобрело новые черты: усиливается интерес к духовному миру человека. Любопытна в этом отношении бронзовая статуэтка бога Гора, одетого в римские доспехи. Искусство этого времени было направлено на возвеличивание особы царя. Ассирийские цари воздвигают грандиозные дворцы с множеством внутренних дворов и помещений, поражающих величественностью архитектуры и пышностью убранства; у входов во дворец стояли фигуры так называемых «шеду» - гениев-покровителей дворцовых входов - крылатых быков или львов с человеческими головами.

Древний Рим, история которого охватывает 12 столетий, оставил человечеству богатое художественное наследие. Одним из самых известных архитектурных сооружений, созданных римскими зодчими, является здание Колизея, где проводились гладиаторские бои на глазах у большого количества публики. Римляне первыми освоили возведение купольных сводов, лучшим примером чему служит знаменитый римский Пантеон - храм всех богов. Римская империя славилась своей роскошью – в быту использовались красивая серебряная посуда с рельефами и гравировками, ковры из золотой парчи, драгоценности и стеклянные сосуды. Единственными дошедшими до нас памятниками античной станковой живописи являются так называемые фаюмские портреты. Искусство Древнего Рима было последним этапом в развитии античного искусства, дата, которую принято считать концом Древнего мира – 476 год, год падения Западной Римской империи.

Литература, представленная на выставке:

1. Акимова, Людмила Иванова. Искусство Эгейского мира. Троя. Киклады. Крит. Фера. Микены / Людмила Акимова. - Москва : БуксМАрт, 2020. - 656 с.

2. Вёрман, Карл. История искусства всех времён и народов: Искусство первобытных племён, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия / К. Вёрман. - Москва: АСТ, 2001. - 942 с.

3. Гнедич, П. П. Всемирная история искусств: сборник / П. П. Гнедич. - Москва: Современник, 1999. - 494с.

4. Дмитриева, Нина Александровна. Краткая история искусства: от древнейших времен по ХVI век. Вып.1 / Н. А. Дмитриева. - Издание третье, дополненное. - Москв: Искусство, 1985. - 318с.

5. Древние цивилизации: Ancient Civilizations / Редакция литературы по всеобщей истории и международному рабочему движению ; под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. - Москва : Мысль, 1989. - 479с.

6. Искусство Древнего мира. - М.: [б. и.], 1962. - 150 с.

7. История искусства. Античность. - Москва: Аст ; СПб : Северо - Запад Пресс, 02022002. - 500с.

8. Кортунова, Наталья Дмитриевна. Как читать и понимать шедевры искусства / Н. Д. Кортунова. - Москва: АСТ, 2018. - 192 с.

9. Любимов, Л. Д. Искусство древнего мира / Л. Д. Любимов. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Астрель, 2002. - 234 с.

10. Померанцева, Н. Картины и образы Древнего Египта / Н. Померанцева. - М. : ГАЛАРТ, 2012. - 582 с.

11. Шарм/Шик / Пер.с фр.А.Н.Васильковой. - М : СЛОВО, 2006. - 400 с.

Отдел литературы по искусству

«Золотые струны»

С 20 июля 2023 года в читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка книг под заглавием «Золотые струны», посвященная 115-летию со дня рождения талантливого самодеятельного композитора Ахмед Цурмилова.

А. Цурмилов родился 19 июля 1908 года в селении Шулани Гунибского района. Тяжелое детство выпало на долю Ахмеда. В семилетнем возрасте умерла его мама. С помощью старшего брата он приобрел чонгур, но отцу и мачехе не понравилось увлечение сына, и они выгнали его из дому. Чонгур стал единственным спутником и другом мальчика. После победы Великой Октябрьской революции Ахмед Цурмилов получил возможность учиться. Он был принят на рабфак в городе Буйнакске. В это же время там училась и будущая Народная артистка ДАССР Патимат Нуцалова, горянка из селения Кегер Гунибского района. Их связывало любовь к народной музыке, песням, тяга к музыкальному творчеству, они были в хорошей, товарищеской дружбе. Мелодии, сочиненные Цурмиловым пели в самых далеких аулах, пропагандируя его музыку среди своего народа. Несколько сочиненных песен в исполнении Нуцаловой были записаны на грампластинки.

Тяжелая продолжительная болезнь на долгие годы оторвала Цурмилова от работы и только в 1950 году он возобновляет свою музыкальную деятельность. Он не мог сам встать, ходить, но не потерял оптимизма, интереса к жизни, живого творческого дара. Главным для него стало сочинение мелодий и стихов. Его мелодии и стихи становились нераздельными.

Ахмед Цурмилов стал феноменальным явлением в аварской музыкальной, песенной культуре. Немаловажная заслуга его в том, что он внес новую, необычайно свежую, современную струю в звучании аварской народной песни. Такого протяжного, певучего, подлинно музыкального пения до него она не знала. Ахмед Цурмилов писал такую музыку, что ею заслушивались, ее исполняли все, независимо от национальной принадлежности.

Встреча с талантливым самодеятельным композитором стала важной вехой в творческой биографии молодой певицы Муи Гасановой. Благодаря Цурмилову обогатился ее исполнительский репертуар новыми, прекрасными мелодиями.

Самодеятельный композитор тщательно работал над каждой своей мелодией, бережно пестовал, пока не был доволен, не давал никому исполнять. Он, как никто другой – истинно народный композитор, хорошо знал все тонкости, все нюансы народной мелодии, народной музыкальной культуры. И на ее основе рождались его мелодии, которые не оставляли никого равнодушными. Они пели в душе, зажигали сердца, становились истинно народными. Мелодии Ахмеда Цурмилова стали родными всем народам Дагестана. Одинаково пели их и лезгины, и кумыки, и лакцы, и даргинцы, и другие.

Умный, тактичный, добрый советчик, настоящий наставник и друг Ахмед Цурмилов вывел на сцену не только П. Нуцалову и Муи Гасанову, но и Заграт Магомедову, Айшат Мазалову, Асият Якубову, Маржанат Мирзоеву, Аминат Алиеву, Марьям Ахмаеву и др.

На каждом празднике, фестивале в районе, Махачкале, в передачах по дагестанскому радио, и во многих городах звучали песни Ахмеда Цурмилова, мелодии его чудесной мандолины, которая в его руках превращалась в волшебный инструмент.

Приехавший в Гуниб Расул Гамзатов встретился с композитором и дал высокую оценку его произведениям, и Народный поэт Дагестана посвятил прекрасные стихи Ахмеду и его мандолине.

 …Сядем, друг, на пороге долины.

 Вечереет, и ветер притих.

 Восемь струн у твоей мандолины,

 Восемь тысяч мелодий при них.

 … Но откуда, скажи без обмана.

 Разгадать твои струны могли,

 Что болит мое сердце, как рана,

 Вдалеке от родимой земли?..

В песнях А. Цурмилова привлекала их органическая близость с дагестанской народной, частности, аварской музыкой.

Заслуженный деятель искусств ДАССР с 1957года.

К 40-летию Великой Октябрьской революции правительством Дагестана Цурмилов был награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета, обладатель ордена «Знак Почета» в 1960г.

Именем Цурмилова А.А. названа Детская Музыкальная Школа №3 г. Махачкалы.

Зная, что осталось жить немного, Ахмед писал прощальную песню на стихи собственного сочинения:

Рак1 буго дир къваридго, къорид ккураб бац1илг1ан,

Берал руго чвахулел чвахун балеб ц1ад г1адин…

…Кинавго чи вахунев халатаб сапарлъидал,

Вахинин гьанже дунги, къо-мех лъик1, муг1рул т1угьдул…

2 мая 1962 года не стало всеми любимого, доброго, необычного, талантливого композитора.

Литература, представленная на выставке:

1.Гусейнов М. Дагестанские деятели музыкальной культуры ХХ века: Книга – справочник. – Махачкала, Республиканская газетно-журнальная типография, 2005. – 216с.

2.Гасанова М. Р. Лети, моя песня!: Воспоминания / Под ред. Г.Ф. Бейбутовой. – Махачкала: ИД « Эпоха», 2009. – 128с.

3.Минатулаева А. Песнь сердца. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1985. – 88с.

4.Гамзатов Р. Избранное: В 6-ти томах Т.1. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1991. – 448с.

5.Фольклор и музыкальная культура Дагестана и Северного Кавказа: Сборник статей. – Махачкала, 2007. – 264с.

6.Шабаева А. Деятели музыкальной культуры Дагестана: Справочник. – Махачкала, 2006. – 166с.

7.Ханжов Ю.Г. Музыкальное искусство Дагестана второй половины ХХ века. – Махачкала, 2018.-384с.

8.Даганов А. Люди – мои звезды. – Махачкала, 1997. - 458с.

Отдел краеведческой и национальной литературы

«Жизнь в стиле ЭКО»

19 июля 2023 года работники Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова и общественные деятели города встретились с воспитанниками пришкольного лагеря в МБОУ «СОШ № 61 им. Фазу Алиевой».

Член Совета старейшин, помощник депутата РД, руководитель клуба «Жизнь в стиле ЭКО» Исманият Магомедова рассказала ребятам о том, какую работу ведет общественность города по пропаганде и воспитанию у городской молодежи экологической культуры. Понятие экологическая культура соединяет в себе – знания основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами и воспитание бережного отношения к родной природе. Среди детей был объявлен конкурс рисунка на тему «Я и экология».

Главный библиотекарь отдела культурных программ Национальной библиотеки РД Муслимат Абакарова рассказала детям о том, какую работу проводит библиотека в пропаганде книги и чтения. Пригласила педагогов и детей в библиотеку. Провела с ребятами экологические викторины на знание интересных занимательных фактов из жизни животного мира планеты. Участники викторины с большим интересом отвечали на вопросы. Самым активным были вручены призы от экологического клуба. В завершении встречи детям был показан документальный познавательный кинофильм на экологическую тему. Руководство и педагогический коллектив пришкольного лагеря поблагодарили гостей и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.

Отдел культурных программ