«Завещано грядущим поколениям»

С 24 июля 2023 года отдел обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представил книжную выставку «Завещано грядущим поколениям», посвященную 195-летию со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского — русского философа-материалиста, революционера-демократа, энциклопедиста, теоретика критического утопического социализма, учёного, литературного критика, публициста и писателя.

Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 (12) июля в Саратове, в семье священника. Начальное образование получил дома, под руководством отца, затем окончил Саратовскую духовную семинарию. В 1846 году поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета, который окончил в 1850 году.

В годы учёбы пробовал свои силы в литературе, были написаны рассказ и повесть.

Больше всего интересовался политикой и общественными науками – изучал труды классиков немецкой философии, английскую политэкономию, идеи французского утопического социализма, а также труды русских мыслителей, в первую очередь В.Г. Белинского и А.И. Герцена.

В 1853 году вернулся в Петербург, где начал сотрудничать в газете «Санкт-Петербургские ведомости» и в литературных журналах – в «Отечественных записках», а затем в «Современнике», где быстро занял руководящее положение наряду с Н.А. Некрасовым и Н.А. Добролюбовым.

В 1855 году подготовил к защите магистерскую диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности», в которой рассматривал основные положения материалистической эстетики Г.В.Ф. Гегеля. С середины 1850-х годов Чернышевский стал фактическим редактором «Современника», журнал активно продвигал идеи сил революционной демократии.

В 1855–1856 году Чернышевский опубликовал статью «Очерки гоголевского периода русской литературы», в которой наряду с историей литературы рассмотрел особенности развития русской литературы в 1840-х–1850-х годах, также в ней поднимаются социальные и философские проблемы. Человек тем сильнее, чем больше он знает об окружающем мире, а изменения в жизни людей возможны только тогда, когда они согласованы с действительностью.

В 1857 была выпущена статья «Лессинг, его время, его жизнь и деятельность».

Работая над критическими статьями для «Современника» о творчестве А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева и других, Чернышевский подчёркивал социальное и нравственное значение произведений, а также на примере произведений обсуждал актуальные политические проблемы.

Знаменитая статья Чернышевского «Русский человек на rendez-vous» (разбор повести И.С. Тургенева «Ася») суть сатирический памфлет, обличающий либерализм в России. Эта статья признана одной из самых ярких работ отечественной публицистики второй половины XIX в.

В конце 1850-х годов Николай Чернышевский участвовал в издании «Исторической библиотеки» – приложения к «Современнику», где печатались переводы классических сочинений по всеобщей истории, стал первым редактором «Военного сборника».

Публиковал в «Современнике» экономические и политические статьи. Имел свои взгляды на дальнейшее развитие России. Явился идейным вдохновителем зарождавшегося в России социализма и народничества.

В частности, выступил с резкой критикой крестьянской реформы 1861 года, участвовал в деятельности революционного подполья, в создании нелегальной организации «Земля и воля». Написал прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».

В июне 1862 года был арестован.

Находился в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где активно продолжал литературную работу, в том числе написал роман «Что делать?» (1862–1863).

В начале 1864 года Чернышевский был признан виновным с формулировкой «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления», его приговорили к 7 годам каторги и вечному поселению в Сибири.

В Петербурге состоялась публичная процедура «гражданской казни» Чернышевского – преломление шпаги над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности, родительских и прочих).

После этого Чернышевский был отправлен на каторгу в Нерчинские рудники.

Дело Чернышевского имело большую огласку. На него реагировали и виднейшие деятели России, и простые граждане. Девочка-гимназистка, имя которой не сохранилось, писала на имя императора: «Ваше величество, посадите меня в какую угодно конурку, морите голодом, не давайте пить, лишите даже книг, но освободите Чернышевского».

Через 7 лет, в 1871 году Чернышевский был переведён на поселение в Вилюйск (Якутия). В Сибири, несмотря на официальный запрет (у заключенного не было доступа к книгам, и он не должен был ничего сочинять), Николай Гаврилович не оставлял литературной и научной деятельности.

Написал ряд повестей и пьес, а также роман «Пролог», в котором события разворачиваются накануне крестьянской реформы 1861 года. Главный герой Волгин наделён автобиографическими чертами писателя, а прототипом другого героя, Левицкого, стал Н.А. Добролюбов.

Чернышевский был переведен в Астрахань в 1883 году, это был договор правительства и террористической организации «Народная воля», которая гарантировала, что в случае перевода при коронации Александра III не будет предпринято никаких радикальных действий.

Незадолго до кончины Чернышевскому было разрешено переехать в Саратов. Здесь он переводил работы зарубежных историков. Однако здоровье было серьёзно подорвано.

Николай Гаврилович Чернышевский скончался 17 (29) октября 1889 года.

Список представленной литературы:

1.Чернышевский Н . Что делать / Н. Чернышевский.- М.: «Художественная литература» , 1969. - 429с.

2.Чернышевский Н. Письма из далека / Н. Чернышевский.- М.: « Советская Россия», 198.6- 368с.

3.Чернышевский Н. Повести и рассказы / Н. Чернышевский.- Ленинград « Художественная литература», 1979.-480с.

4.Володин А. И. Чернышевский или Нечаев/ А.И. Володин.- М.: « Мысль», 1976.-296с.

5.Чернышевский Н.Г. Пролог / Н.Г. Чернышевский - М.: Мысль, 1984. – 465с.

6.Чернышевский Н. Г. Художественное творчество / Н.Г. Чернышевский.- М.: Просвещение,1984. – 224с.

7.Чернышевский Н. Избранные произведения / Н. Чернышевский.- М.: « Художественная литература», 1989.- 527с.

Универсальный читальный зал