апреля 2023

«В единстве наша сила»

28 апреля 2023 года отдел обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова совместно с преподавателями и учащимися НОУ «Гулливер» провели патриотический час «В единстве наша сила» в поддержку российских военнослужащих на Украине. Участники мероприятия услышали рассказы о том, как офицеры и солдаты Вооружённых сил России в ходе спецоперации на Украине проявляют мужество и героизм, об их великих победах и патриотизме граждан России, о подвигах наших военнослужащие в борьбе с нацистами на территории Украины. В ходе мероприятия прозвучали стихотворения Расула Гамзатова, песни «Встанем», показана танцевальная композиция «Журавли», выступление детского ансамбля «Счастливое детство».

Приглашенные гости говорили о том, как это почетно защищать свою Родину, дом, семью в такое непростое время. Отмечали профессионализм и самоотверженность, с которой военнослужащие Вооруженных Сил РФ выполняют поставленные перед ними задачи.

Воспитание чувства патриотизма, гордости и любви к Родине, своей республике, уважения к мужеству военнослужащих и добровольцев, участвующих в спецоперации на Украине.

Отдел обслуживания универсального читального зала

«Творчество народного поэта Дагестана Расула Гамзатова в деятельности публичных библиотек»

27 апреля 2023 года Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова организовала зональное совещание «Творчество народного поэта Дагестана Расула Гамзатова в деятельности публичных библиотек» на базе Центральной городской библиотеки г. Дербент.

На совещании работники ведущих отделов Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова ознакомили руководителей библиотек с информацией о предстоящих республиканских мероприятиях по празднованию 100-летия народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, и их методическом и библиографическом обеспечении.

В работе совещания приняли участие директора библиотечных объединений из 13 районов Южного Дагестана.

Центральной библиотекой г. Дербента было подготовлено тематическое оформление, книжно-иллюстративная выставка «Дербент нам Рим, Нарын-кала – Акрополь золотой» (из обращения Расула Гамзатова к Хизгилу Авшалумову - народному писателю Дагестана).

Участие в работе совещания также принял заместитель главы г. Дербент Видади Зейналов, который приветствовал участников совещания и рассказал о проводимой работе по укреплению материально-технической базы центральной библиотеки города и выразил удовлетворение работой муниципальных библиотек среди населения. Он отметил, что библиотечное обслуживание осуществляется в тесном контакте и при поддержке начальника Управления культуры, молодежной политики и спорта Самили Наджафовой. Видади Зейналов поблагодарил организаторов за проведение мероприятия и пожелал им плодотворной работы.

Совещание вел заместитель директора Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова Магомедрасул Магомедрасулов.

Организационно-методический отдел

«Современный танец»

С 29 апреля 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Современный танец», посвященная Дню танца.

Танец является одним из старейших видов искусства. Его появление относят к временам первобытных племен. О древности этого события можно судить по найденным в Индии древним наскальным рисункам, где изображены танцующие люди.

Развитие этого искусства прошло несколько этапов, танец менялся, как и общество в целом.

Танцевальные движения использовались первобытными людьми еще до появления речи. В древности, как известно, мимика была первым языком, на котором говорили люди, и она, в свою очередь, была тесно связана с танцами. 

 Так они могли донести друг другу свои эмоции и переживания.  Танец мог включать момент игры, давал возможность танцующему «перевоплощаться». Например, охотники вплетали в свой танец движения, характерные животным.

Еще одна особенность древнего танца – прочная связь с ритуалами. Ни один ритуал не обходился без специального тотемического танца, который мог длиться несколько дней.

Индия и Египет считаются первыми странами, где танцам придан строгий, величественный характер. Из Египта танцы перешли в Грецию, где они нашли для себя благоприятную почву. В Древней Греции танец играл в жизни общества важную роль, здесь наряду с другими древнегреческими богами почиталась Терпсихора – богиня танца. Именно от греческого термина «Χορός» произошло понятие «хореография». 

 Завоевание Греции римлянами остановило развитие всех искусств в этой стране, в том числе и хореографического.

Если греки танцевали самые разные танцы из светлой и темной категории, то у римлян существовали, лишь дикие и воинственные танцы. Римляне в своих танцах отличались рациональностью, чего нельзя сказать о греках. Об этом даже говорит тот факт, что практически не осталось никаких свидетельств о танцах в Древнем Риме.

В Древних Китае и Японии искусство танца также успешно развивалось. Первоначально танец был преимущественно частью ритуалов, а профессия танцовщицы перекликалась с профессией жрицы. 

 В средние века в Европе с приходом Христианства танец начинают считать пережитком языческого прошлого. Ритуальный танец исчезает практически полностью, и даже народные пляски не одобряются. Однако в XIV веке среди знати получают распространение салонные танцы (бранль, сардана, павана и другие), которые танцуют дама и кавалер парно. Становятся популярными балы.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей народа, его бытом и обычаями. Русский танец удивительно богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы и пляски) и сюжетов.

Однако, с течением времени танец постепенно перестает обладать глубинным смыслом, будучи частью важного ритуала. Он становится больше чем-то развлекательным и телесным.

В течение трехсот лет в отталкивании и притягивании различных культур зарождался танец ХХ века, столь многообразный, объемный, неожиданный, противоречащий всему, что было раньше, и в то же время несущий в себе огромный пласт наследия целых материков.

Танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным видом искусства.

Литература, представленная на выставке.

1. Александрова, Наталья Анатольевна. Вальс: история и школа танца: учебное пособие / Н. А. Александрова. - Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2013. - 221 с.: ил.

2. Аванесова, Светлана Ивановна. Мир танца: программное пособие для преподавателей хореографических отделений школ искусств, музыкальных школ, музыкально - хореографических лицеев и домов творчества / Светлана Аванесова. - Махачкала: Эпоха, 2021. - 308с.

3. Базарова, Н. Азбука классического танца: Первые три года обучения / Н. Базарова, В. Мей. - Изд-е 2-ое. - Л.: Искусство, 1983. - 207с.

4. Гавликовский, Николай Людвигович. Руководство для изучения танцев / Николай Гавликовский. - 4-е издание, исправленное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. – 252 с.

5. Громов, Юрий Иосифович. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю. И. Громов. - 2-е издание, сокращенное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. – 250 с.

6. Зарипов, Равиль Садыкович. Драматургия и композиция танца: учебно-справочное пособие / Р. С. Зарипов, Е. Р. Валяева. - 3-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. – 765 с.

7. Зыков, Алексей Иванович. Современный танец: учебное пособие для студентов театральных вузов / А. И. Зыков. - 5-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2021. – 340 с.

8. Матвеев, Валерий Федорович. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: учебное пособие / В. Ф. Матвеев. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. – 251 с.

9. Устинова, Татьяна Алексеевна. Избранные русские народные танцы / Т.А. Устинова. - Москва: Искусство, 1996. – 592 с.

10. Худеков, Сергей Николаевич Иллюстрированная история танца / С. Н. Худеков. - Москва: Эксмо, 2009. - 288 с.

11. Худеков, Сергей Николаевич. Всеобщая история танца: научное издание / С. Н. Худеков. - Москва: Эксмо, 2009. - 608 с.

12. Цорн, Альберт Яковлевич. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А. Я. Цорн. - 2-е издание, исправленное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. – 539 с.

Отдел литературы по искусству

Общереспубликанский субботник

Субботник - это прекрасный повод поднятия корпоративного духа, сплочения коллектива, улучшения психологического климата. Субботник создает условия для неформального общения и взаимодействия, налаживания коммуникаций вне формальной обстановки.  29 апреля 2023 года проходил общереспубликанский субботник, в котором принял активное участие коллектив Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова. Были проведены работы по наведению санитарного порядка и благоустройства внутренних помещений и очистке прилегающей территории от мусора. Работа на свежем воздухе доставила всем массу радости и удовольствия. Субботник прошел весело и плодотворно, а всем прохожим был продемонстрирован образцовый пример проведения подобного мероприятия. 

«Будем сердце согревать - прозой, мыслями, стихами»

С 27 апреля 2023 года в отделе обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию читателей представлен литературный календарь на апрель 2023 года.

27 апреля исполняется 145 лет со дня рождения основоположника таджикской и узбекской советской литературы Садриддина Айни (1878-1954).

Садриддин Айни родился 15 апреля 1878 года, (настоящее имя Садриддин Саид-Муродзода). С его «Марша свободы», сочиненного на всемирно известный мотив «Марсельезы» в 1918 году, начинается история советской таджикской литературы.

Важным моментом в биографии будущего писателя явилось общение с рабочими хлопкоочистительного завода на станции Кзыл-Тепе, где он работал с сентября 1915 по апрель 1916 года. Именно там он нашел героев своих первых повестей, изданных много лет спустя.

В 20-е годы Айни принимает активное участие и в работе органов народного просвещения, в организации и издании первых газет и журналов на таджикском и узбекском языках в Самарканде — древнейшем культурном центре Средней Азии. С этим городом у него связана вся дальнейшая жизнь.

 В 1920 г. он пишет свою первую повесть — «Бухарские палачи». Затем в 1924 г. в газете «Овози тоджик» («Голос таджика») публикуется его новая повесть — «Одина». Подзаголовок ее — «Приключения одного бедняка таджика (из воспоминаний о былом гнете)» — ясно говорит о содержании повести. В 1930 г. выходит в свет роман Айни — «Дохунда», также посвященный недавнему прошлому таджикского крестьянства, его борьбе против тирании эмиров и их приспешников.

В 1934 г. появился исторический роман «Рабы» — широкая эпическая картина борьбы и быта таджикского народа на протяжении более чем столетия до победы социалистической революции и колхозного строя. Это произведение писателя, как и предыдущие, полно гнева и ненависти к феодализму, изуверству, религиозному фанатизму, рабскому положению женщины.

Видное место в творчестве писателя заняла повесть «Смерть ростовщика» (1939). В годы Великой Отечественной войны Айни написал две исторические повести — «Восстание Муканны» и «Герой таджикского народа Темур Малик».

За свой неустанный патриотический труд Айни был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Он был избран академиком и стал первым президентом Академии наук своей республики. В Таджикистане никогда не говорят просто «Айни», но всегда добавляют «устод Айни» — «мастер Айни». И в этом находит выражение самое почетное и трогательное признание заслуг большого человека, писателя, ученого и поэта. Садриддин Айни умер 15 июля 1954 года в Сталинабаде.

Литература, представленная на выставке:

1. Айни С. Повести и очерки / С. Айни. - Душанбе: Маориф, 1984 .- 382 с.

2. Айни С. Повести / С. Айни. - Москва: Детская литература, 1978. - 267 с.

3. Айни С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1 / С. Айни. - Москва: Художественная литература, 1971. - 509 с.

4. Большая Российская энциклопедия: в 30т. Т.1/ ответственный редактор С. Л. Кравец. - Москва: Большая энциклопедия, 2005.- 766 с.

30 апреля исполняется 140 лет со дня рождения чешского журналиста, сатирика, драматурга и фельетониста Ярослава Гашека (1883—1923).

Гашек родился 30 апреля 1883 года в Праге в семье учителя. Окончил коммерческое училище. Начал печататься в начале XX в., писал путевые очерки, юмористические бытовые зарисовки.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, Гашек был призван в армию, воевал на русско-германском фронте, но почти сразу сдался русским в плен (Чехия входила тогда в состав Австро-Венгрии, и немцы воспринимались чехами как оккупанты).

В 1916 году Гашек вступил в созданный в России из пленных Чехословацкий корпус. Он сотрудничал в киевской газете «Чехословак», писал сатирические рассказы и остросюжетные фельетоны, имевшие антиавстрийскую и антицерковную направленность.

Во время Октябрьской революции 1917 года Гашек принял сторону большевиков и вступил в РСДРП (б).

Затем он служил в Красной армии, сотрудничал во фронтовых газетах, писал антибуржуазные фельетоны на русском языке, выступал против белогвардейской интервенции.

В 1920 году Гашек вернулся на родину, и как убеждённый коммунист, он начал борьбу с властью, выступал в печати с обличительными фельетонами и пропагандировал Советскую Россию.

Гашек был популярен в СССР, его именем даже назвали улицы в Москве и других городах.

В Чехии, да и во всём мире, Ярослав Гашек известен и любим как автор гротескного романа «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921—1923 гг.).

Его герой — «маленький человек», «наивный простак», никак не соответствующий принятым нормам общественной жизни, стихийно протестующий и против подавляющей силы государства, и против войны, которую это государство ведёт. Комические ситуации, в которые попадает Швейк, имеют глубокий социальный подтекст, но воспринимаются как анекдоты, а типажи, выведенные в романе, встречаются и теперь, через 80 лет.

Поэтому «Похождения бравого солдата Швейка» не утратили актуальности и популярности. Роман неоднократно переиздавался на многих языках, был инсценирован и экранизирован.

Писатель умер 3 января 1923 года  в городе Липнице (Чехия).

Литература, представленная на выставке:

1. Антонов С. Если бы имел десять жизней... / С. Антонов. - Москва: Патриот, 1990. – 264 с.

2. Бернштейн И. А. «Похождения бравого солдата швейка» Ярослава Гашека. / И. А. Бернштейн. - Москва: Художественная литература, 1971. - 101 с.

3. Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны. / Я. Гашек.– Ижевск: Удмуртия, 1989. - 560 с.

4. Трофимкин И.И. Ярослав Гашек: пособие для учащихся. / И.И. Трофимкин. - Ленинград: Просвещение, 1973. - 128 с.

5. Гашек Я. Рассказы и фельетоны./ Я. Гашек. - Прага: Лидове накладательстви, 1980. - 248 с.

6. Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка. / Я. Гашек. - Москва: Правда, 1990. - 736 с.

7. Гашек Я. Вино лесов, вино земляничное. / Я. Гашек.- Иркутск: Восточно- Сибирское книжное издательство, 1982. - 320 с .

8. Еланский Н. Ярослав Гашек в революционной России. / Н. Еланский. - Москва: Изд-во социально - экономической литературы, 1960. – 208 с.

Отдел обслуживания универсального читального зала

«Мое богатство»

28 мая 2023 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова открылась книжная выставка «Мое богатство», посвященная 90-летию Народного поэта Дагестана, заслуженного работника культуры Республики Дагестан, члена Союза писателей России с 2007 года Сажидина Саиджамаловича Саидгасанова.

На ней выставлены сборники, альманахи, антологии, хрестоматии, журналы и газеты.

Несмотря на свой возраст, поэт и сейчас активно участвует в общественной жизни района и республики. С его помощью был учрежден «Благотворительный фонд имени Сулейман Стальского.

Отличник народного образования, наставник молодежи Сажидин автор более 25 книг.

Знакомясь с книгами на выставке, пользователи узнают, что сатирик, юморист, пропагандист родной литературы , автор многих любимых песен лезгин родился в 1933 года в селение Нижний Стал Сулейман-Стальского района. Окончил Касумкентскую среднюю школу, а потом заочно филфак ДГУ. По комсомольской путевке поехал в Туркменистан на строительство канала «Кара-Кум», работал на экскаваторе. Долгие годы работал редактором Магарамкентской районной газеты «Голос Самура» и учителем в родном селе.

В разделе «Истоки» выставлены поэтические сборники юбиляра - «Почему ты вчера не приходил?», «Колобок», «Чудеса», «Под звуки зурны», «Воробей - воробушка» и многие другие, изданные на лезгинском языке в дагестанских книжных издательствах. Листая их страницы, читатель убедиться, что у Сажидина есть не только дарование, но и талант проникновения в психику ребенка. При этом автор наблюдает над их душевным и умственным потребностями.

Его поэзия сопровождается пословицами и поговорками, что имеет сейчас немаловажное значение для сохранения родного языка и литературы, Внимание детей младшего школьного возраста привлекает книга «Кто даст мне ответ?», которая издана в издательстве НИИ педагогики в 2015 году. В сказке «Колобок» автор пытается связать традиционную сказочность и современность, отразит сегодняшние деяния.

Печатались его произведения и на страницах газеты «Правда», журналов «Крокодил», «Колобок», «Дошкольное воспитание». Книги Сажидина дошли и до русскоязычного читателя.

Особое место на выставке занимает книги «Мой Сулейман» (2004) (о Гомере ХХ века С. Стальском) и «Ашуг Узден из Ярага» (2012), которая посвящена жизни и творчеству ашуга и поэта Уздена. Герой повести прожил более 100 лет и являлся свидетелем многих исторических событий страны и республики, и села. Автор собирал по крупицам архивные материалы для книги. Из нее мы узнаем, что Узден был знаком с семьей М. Ярагского, хорошо знал обычаи, традиции лезгин, уклад жизни селян того тяжелого времени (ХIХ века). Сейчас имя героя повести носит один из красивых сел современности - «Ярагар».

Особый интерес в разделе представляет книга «Стал-Наме. История трех Сталов» (2016), которая вышла Дагестанском книжном издательстве в цикле «Моя малая Родина».

Раздел «Претворение заповеди» посвящен литературе о жизни и творчестве С. С. Саидгасанова. В них можно прочитать высказывание известного в Республике и за ее пределами ученого, профессора А.Р. Шихсаидова: «до сих пор мы знали Сажидина, как замечательного поэта. Теперь перед нами еще и пытливый исследователь, и неутомимый знаток прошлого и настоящего своего народа».

Критики отмечают, что главное направление его творчества - сатирические стихи и стихи для детей. Его книги знакомят маленьких читателей с окружающим миром, рассказывают об удивительных людях края, их мечтах, добрых делах. Его творчество воспитывает чувства доброты, порядочности любви к родной земле. На стихи С. Саидгасанова дагестанскими композиторами написаны песни, а сказка «Воробей-воробушек» ставилась на сцене Лезгинского государственного музыкально–драматического театра.

Коллектив Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова поздравляет юбиляра с высоким званием «Народный поэт Дагестана» и таким замечательным юбилеем, желает крепкого здоровья, долгих лет жизни, мирного неба и творческих успехов.

Приглашаем всех любителей и знатоков родной литературы, желающих ознакомится с творчеством поэта, на нашу выставку.

Литература, представленная на выставке:

1. Саидгасанов С.С. Пламя поэзии. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2003. - 392с.

2. Саидгасанов С.С. Почему ты пришел не вчера? - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2019. - 320с.

3. Саидгасанов С.С. Ашуг Узден из Ярага. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2012.- 328с.

4. Саидгасанов С.С. Стал-Наме: История трех Сталов. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2016. - 256с.

5. Писатели Дагестана: из века в век. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2009. - 400с.

 

С. Мусаева, главный библиотекарь отдела краеведческой

 и национальной литературы

«Чернобыль: помним ради будущего»

26 апреля 2023 года в отделе обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена книжная выставка, посвященная Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.

26 апреля 1986 года страшное слово «Чернобыль» прозвучало на всю планету, возвестив миру о самой масштабной катастрофе ХХ века – взрыве на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Чернобыльская авария затронула судьбы миллионов людей.

За день до аварии было принято решение остановить четвертый реактор для проведения ремонтных плановых работ. Планировалось обесточить оборудование электростанции для  полного обеспечения работоспособности  всех систем безопасности энергоблока. Но остановка реактора по диспетчерским ограничениям откладывалась. А это стало причиной трудностей контроля мощности реактора.

26 апреля в 01:24 ночи мощность реактора выросла в разы, и привела к разрушению и взрывам реакторной установки. Пожар на энергоблоке  выбросил в окружающую среду большое количество радиоактивных элементов. Местное население было эвакуировано.

16 мая правительственная комиссия приняла решение о консервации энергоблока, выведенного из строя. Через 4 дня издали приказ Министерства среднего машиностроения «Об организации управления строительства на Чернобыльской АЭС». В соответствии с указом начались скорые работы по созданию над энергоблоком сооружения «Укрытие». 30 ноября 1986 года уже законсервированный 4-ый энергоблок принимается на техническое обслуживание.

Выброшенные в атмосферу из разрушенного реактора продукты  ядерного топлива разнеслись ветром на большие территории. Из-за чего  радиоактивное загрязнение осуществилось не только около АЭС в границах Украины, Белоруссии и России, но и намного дальше — территории многих стран подверглись радиоактивному загрязнению. Это территории  Германии, Австрии, Италии, Швеции, Великобритании, Норвегии, Финляндии и ряд других стран в Западной Европе.

В 1995 году был подписан Меморандум между Украиной, Комиссией Европейского Союза и государствами «большой семерки» и первый энергоблок в ЧАЭС был окончательно остановлен, а второй в 1999 году.

15 декабря 2000 года на ЧАЭС был остановлен навсегда третий энергоблок, после чего она перестала производить электроэнергию.

25 апреля 2001 года атомную станцию реорганизовали в специальное Государственное предприятие «Чернобыльская АЭС». Предприятие работает над утилизацией радиоактивных отходов, строительством над разрушенным энергоблоком нового защитного сооружения и над  снятием с эксплуатации энергоблоков. Чернобыльская АЭС полностью будет снята с эксплуатации только к 2065 году.

Литература, представленная на выставке:

  1. Ливербарроу Э. Чернобыль 01:23:40 / Эндрю Ливербарроу; перевод с английского Г. Л. Григорьева. - Москва: АСТ, 2021. - 224 с.
  2. Хиггинботам А. Чернобыль: история катастрофы / Адам Хиггинботам; перевод с английского А. Бугайского. – Москва: Альпина нон-фикшн, 2022. - 528 с.
  3. Чернобыль дни испытаний: книга свидетельств / составитель В. Г. Шкода. - Киев: Радянський пысьменник, 1988. - 509 с.
  4. Чернобыль: события и уроки: Вопросы и ответы / Под ред. Е. И. Игнатенко, В. Я. Возняк, А. П. Коваленко, С. Н. Троицкий. – Москва: Политиздат, 1989. - 278 с.
  5. Шигапов А. С. Чернобыль, Припять, далее нигде... / А. С. Шигапов. – Москва: Эксмо, 2011. - 272 с.

Приглашаем всех посетить выставку!

Отдел обслуживания универсального читального зала

Фестиваль народных промыслов и этнической культуры «На крыльях песни и мечты»

25 апреля 2023 года сотрудники отдела культурных программ Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова участвовали в этнокультурном фестивале «На крыльях песни и мечты», состоявшемся в МБОУ СОШ № 58 п. Семендер. Фестиваль проводится в школе каждую весну, начиная с 2017 года.

Это мероприятие в виде событийных народных праздников, инсценировок различных обрядов и обычаев, выставок-ярмарок декоративно-прикладного искусства, музыкальных представлений фольклорных коллективов народов Дагестана.

Участники фестиваля погрузились в атмосферу национальных обычаев, музыки и танцев, литературы и, конечно же, языка. Демократичность, праздничность и творческая свобода сделали фестиваль доступным для разных аудиторий и направленным на реализацию идеи единства и культурного многообразия Дагестана.

2023 год – Год педагога и наставника и 100-летия народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Участники фестиваля декламировали стихи великого поэта «Родной язык», «Мой Дагестан» и многие другие. Книжная выставка «Бесценное наследие Расула Гамзатова» украсила мероприятие и вызвала большой интерес. Заведующая отделом культурных программ Ольга Алиева рассказала о мероприятиях проводимых Национальной библиотекой РД им. Р. Гамзатова и пригласила стать их непосредственными участниками.

Отдел культурных программ