С 29 апреля 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Современный танец», посвященная Дню танца.
Танец является одним из старейших видов искусства. Его появление относят к временам первобытных племен. О древности этого события можно судить по найденным в Индии древним наскальным рисункам, где изображены танцующие люди.
Развитие этого искусства прошло несколько этапов, танец менялся, как и общество в целом.
Танцевальные движения использовались первобытными людьми еще до появления речи. В древности, как известно, мимика была первым языком, на котором говорили люди, и она, в свою очередь, была тесно связана с танцами.
Так они могли донести друг другу свои эмоции и переживания. Танец мог включать момент игры, давал возможность танцующему «перевоплощаться». Например, охотники вплетали в свой танец движения, характерные животным.
Еще одна особенность древнего танца – прочная связь с ритуалами. Ни один ритуал не обходился без специального тотемического танца, который мог длиться несколько дней.
Индия и Египет считаются первыми странами, где танцам придан строгий, величественный характер. Из Египта танцы перешли в Грецию, где они нашли для себя благоприятную почву. В Древней Греции танец играл в жизни общества важную роль, здесь наряду с другими древнегреческими богами почиталась Терпсихора – богиня танца. Именно от греческого термина «Χορός» произошло понятие «хореография».
Завоевание Греции римлянами остановило развитие всех искусств в этой стране, в том числе и хореографического.
Если греки танцевали самые разные танцы из светлой и темной категории, то у римлян существовали, лишь дикие и воинственные танцы. Римляне в своих танцах отличались рациональностью, чего нельзя сказать о греках. Об этом даже говорит тот факт, что практически не осталось никаких свидетельств о танцах в Древнем Риме.
В Древних Китае и Японии искусство танца также успешно развивалось. Первоначально танец был преимущественно частью ритуалов, а профессия танцовщицы перекликалась с профессией жрицы.
В средние века в Европе с приходом Христианства танец начинают считать пережитком языческого прошлого. Ритуальный танец исчезает практически полностью, и даже народные пляски не одобряются. Однако в XIV веке среди знати получают распространение салонные танцы (бранль, сардана, павана и другие), которые танцуют дама и кавалер парно. Становятся популярными балы.
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей народа, его бытом и обычаями. Русский танец удивительно богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы и пляски) и сюжетов.
Однако, с течением времени танец постепенно перестает обладать глубинным смыслом, будучи частью важного ритуала. Он становится больше чем-то развлекательным и телесным.
В течение трехсот лет в отталкивании и притягивании различных культур зарождался танец ХХ века, столь многообразный, объемный, неожиданный, противоречащий всему, что было раньше, и в то же время несущий в себе огромный пласт наследия целых материков.
Танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным видом искусства.
Литература, представленная на выставке.
1. Александрова, Наталья Анатольевна. Вальс: история и школа танца: учебное пособие / Н. А. Александрова. - Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2013. - 221 с.: ил.
2. Аванесова, Светлана Ивановна. Мир танца: программное пособие для преподавателей хореографических отделений школ искусств, музыкальных школ, музыкально - хореографических лицеев и домов творчества / Светлана Аванесова. - Махачкала: Эпоха, 2021. - 308с.
3. Базарова, Н. Азбука классического танца: Первые три года обучения / Н. Базарова, В. Мей. - Изд-е 2-ое. - Л.: Искусство, 1983. - 207с.
4. Гавликовский, Николай Людвигович. Руководство для изучения танцев / Николай Гавликовский. - 4-е издание, исправленное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. – 252 с.
5. Громов, Юрий Иосифович. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю. И. Громов. - 2-е издание, сокращенное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. – 250 с.
6. Зарипов, Равиль Садыкович. Драматургия и композиция танца: учебно-справочное пособие / Р. С. Зарипов, Е. Р. Валяева. - 3-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. – 765 с.
7. Зыков, Алексей Иванович. Современный танец: учебное пособие для студентов театральных вузов / А. И. Зыков. - 5-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2021. – 340 с.
8. Матвеев, Валерий Федорович. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: учебное пособие / В. Ф. Матвеев. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. – 251 с.
9. Устинова, Татьяна Алексеевна. Избранные русские народные танцы / Т.А. Устинова. - Москва: Искусство, 1996. – 592 с.
10. Худеков, Сергей Николаевич Иллюстрированная история танца / С. Н. Худеков. - Москва: Эксмо, 2009. - 288 с.
11. Худеков, Сергей Николаевич. Всеобщая история танца: научное издание / С. Н. Худеков. - Москва: Эксмо, 2009. - 608 с.
12. Цорн, Альберт Яковлевич. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А. Я. Цорн. - 2-е издание, исправленное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. – 539 с.
Отдел литературы по искусству