июля 2022

«Международный день дружбы»

С 29 июля 2022 года в отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка, посвященная Международному дню дружбы.

Международный день дружбы – праздник, направленный на укрепление взаимоотношений между людьми. Его отмечают все: каждый отдельный человек и целые государства.

В России Международный день дружбы отмечается 30 июля и проходит на официальном уровне 12 раз.

Цель праздника – напомнить о важности дружеских отношений между людьми, целыми культурами, государствами и нациями.

В международный день дружбы по всему миру проходят праздничные мероприятия с целью пропаганды дружбы между странами, культурами, народами, отдельными людьми. Проводятся семинары и тренинги для молодежи о необходимости уважительного восприятия других культур.

В 2011 году ООН провозгласила день дружбы, исходя из идеи, что дружба между народами, странами и культурами может вдохновлять на мирные усилия и наводить мосты между сообществами. ООН хотела, чтобы этот день привлек молодых людей, как будущих лидеров, к общественным мероприятиям, которые охватывают различные культуры и способствует международному взаимопониманию и уважению разнообразия.

В этом году Международный день дружбы пришелся на то время, когда во многих частях мира идут широкомасштабные войны, ширится насилие и недоверие между людьми.  Люди, которые раньше жили в согласии, оказываются   в условиях конфликта со своими соседями, люди, у которых нет иного выбора, кроме как жить вместе, оказываются все дальше друг от друга.

Какова бы ни была причина вражды и вооруженного насилия, какие бы могущественные силы ни стояли за ними, человеческий дух может быть гораздо сильнее. Наш священный долг заключается в том, чтобы обеспечить его торжество.

В эти трудные и непредсказуемые времена крайне важно протянуть друг другу руки с тем, чтобы не допустить возникновения конфликтов и заложить долговечный фундамент прочного мира.

По случаю Международного дня дружбы давайте вспомним о том, что нас связывает вне зависимости от расы, религии, пола. Давайте же развивать солидарность, ведь мы – единая человеческая семья на нашей единственной планете. Давайте же стремиться к настоящей прочной дружбе!

На выставке представлены иллюстрированные журналы о дружбе, любви и верности.

Отдел иностранной литературы

«Моря главный живописец»

С 29 июля 2022 года в отделе литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Моря главный живописец», посвященная 205-летию со дня рождения русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

«Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий, самостоятельно передающий, может быть, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами»- написал о живописце художественный критик В. В. Стасов.

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции. Айвазовский современник А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, Н. В. Гоголя, и сам достойно входит в этот ряд великих сынов России.

Родился будущий художник в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами закатами, штормами и штилями.

Свои первые картины мальчик рисовал кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке, и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал. В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию. В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве. Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы. Нарышкина позаботилась, чтобы 13-летнего Айвазовского зачислили в Академию художеств. В сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать. В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. В1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же. Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу. Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Глинкой, Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.

Великий художник-маринист, ставший мировой знаменитостью в 20 лет, скончался у себя дома в Феодосии в возрасте 82 лет, в 1900 году. На мольберте осталась незавершенная картина «Взрыв корабля».

Издания, представленные на выставке:

1. Айвазовский Иван Константинович: Альбом репродукций / составитель Н. С. Барсамов. - Москва: Изобразительное искусство, 1955. - 41 с.: ил.

2. Айвазовский И. К. / текст Н. С. Барсамова. - Москва: Академия художеств СССР, 1963. - 58 с.: цв.ил.

3. Айвазовский. Документы и материалы / составители: Г. Г. Арутюнян, Г. М. Шатирян. - Ереван: Айастан, 1971. - 405 с.: цв. ил.

4. Айвазовский Иван Константинович: К 150-летию со дня рождения / Академия художеств СССР, Государственная Третьяковская галерея. Государственный Русский музей. - Москва: Искусство, 1967. - 12 с.: ил.

5. Айвазовский. Документы и материалы / составители: Г. Г. Арутюнян, Г. М. Шатирян. - Ереван: Айастан, 1971. - 405 с.: цв. ил.

6. Барсамов, Николай Степанович. Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) / Н. С. Барсамов. - Москва: Искусство, 1952. - 31 с.: ил. - (Массовая библиотека «Искусство»).

7. Барсамов, Николай Степанович. Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) / Н. С. Барсамов. - Москва: Искусство, 1962. - 81 с.: ил.

8. Барсамов, Николай Степанович. Айвазовский в Крым: Очерки об И.К. Айвазовском и художниках города Феодосии / Н. С. Барсамов. - Симферополь: Крым, 1967. - 111 с.: ил.

9. Барсамов, Николай Степанович. Айвазовский И.К. о мастерстве художника / Н. С. Барсамов. - Москва: Искусство, 1967. - 111 с.: ил.

10. Барсамова, Софья Александровна. Галерея имени И.К. Айвазовского: Путеводитель / С. А. Барсамова. - Симферополь: Таврия, 1971. - 86 с.: ил.

11. Григорович, Надежда Семеновна. Девятый вал / Н. С. Григорович. - Москва: Знание, 1965. - 111 с.: ил.

12. Пилипенко, Валерий Николаевич. Айвазовский И.К. (1817-1900) / В. Н. Пилипенко. - Ленинград: Художник РСФСР, 1980. - 70 с.: цв. ил. - (Массовая библиотечка по искусству).

13. 50 великих русских художников: иллюстрированная энциклопедия / составитель Ю. А. Астахов. - Москва: Белый город, 2009. - 104 с.: цв. ил.

14.Саргсян, Минас Саркисович. Жизнь великого мариниста. Иван Константинович Айвазовский / Минас Саргсян; перевод с армянского Е. Барашьяна; подготовка текста и комментарии Д. Лосева. - Феодосия; Москва: Коктебель, 2010. – 383 с.: ил.

15. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского: Путеводитель / составитель И. М. Погребецкая - Симферополь: Таврия, 1980. - 96 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

«Интернет в библиотечном пространстве»

С 28 июля 2022 года в читальном зале отдела сельскохозяйственной и технической литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей представлена тематическая книжная выставка «Интернет в библиотечном пространстве».

Общество XXI века – общество информационное. Сегодня все большее число коммуникаций совершается с помощью Интернета. Многие виды деятельности не представляются без интерактивной виртуальной среды, ее огромных возможностей. В телекоммуникационное пространство Интернета уверенно вошли и библиотеки. Интернет, как информационная среда, дает возможность не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о себе.

Представленные на выставке издания дают целостное представление об использовании информационных и коммуникационных технологий в современных библиотеках, о перспективах развития и современных проблемах данного вопроса.

Данная выставка может быть полезна специалистам, занимающимся библиотечно-информационной деятельностью.

Издания, представленные на выставке:

  1. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: Научно- методическое пособие / А.Б. Антопольский. - Москва: Издательство «Либерея», 2004. - 424с.
  2. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, представляемые библиотеками и службами информации предприятий / В.В. Брежнева, В.А.Минкина; СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2004. - 304с.
  3. Брофи, Питер. Современная библиотека учебного заведения / Питер Брофи; пер.с англ. А.Б. Лисицы, Е.В. Малявской; Науч.ред.пер. Я.Л. Шрайберг. - 2-е изд. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2011. - 307с.
  4. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений/ Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. - Москва: РШБА, 2012. - 200с.
  5. Доступ к правовой информации: методические материалы по организации работ публичных центров правовой информации / Сост. Н.З. Стародубова. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 288с.
  6. Дрешер Ю.Н. Организация информационного производства: учебное пособие / Ю.Н. Дрешер. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 248с.
  7. Земсков А.И. Электронные библиотеки: Учебн. пособие для студентов ун-тов и вузов культуры и искусств и др. учеб. заведений / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. - Москва, 2001. - 92с.
  8. МакМенеми, Дэвид. Предоставление электронных услуг: руководство для публичных библиотек и центров обучения / Дэвид МакМенеми, Алан Поултер; пер. с англ. Е. М. Зайцевой, К. Ю. Волковой; под ред. Я. Л. Шрайберга. - Москва: ОМЕГА-Л, 2006. – 246с.
  9. Михнова И.Б., Пурник А.А., Пурник А.В., Самохина М.М. Поручи поиск человеку: Виртуальные справочные службы в современных библиотеках / Под общей ред. И.Б. Михновой. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 304с. - (Специальный издательский проект для библиотек).
  10. Паршукова Г.Б. Основы компьютерной графики в библиотечной деятельности: конспект лекц. материала и практического заданий / Г.Б. Паршукова; Гос.публ.науч.-техн.библиотека. Сиб.отд-ния Рос.акад.наук. - 2-е изд.доп. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2006. - 104с.
  11. Публичные библиотеки в век цифровой информации. Рекомендации проекта PULMAN Европейской Комиссии / Под ред. Л.А. Казаченковой. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 416с.
  12. Романенко В.Н., Никитина Г.В. Сетевой информационный поиск: Практ.пособие / В.Н. Романенко, Г.В. Никитина; Российская академия естественных наук. Северо-Западное отделение образования и развития науки. - СПб.: «Профессия», 2005. - 288с.
  13. Степанов В.К. Применение интернета в библиотечных процессах / В.К. Степанов. - Москва: Литера, 2013. - 320с.

Отдел сельскохозяйственной и технической литературы

«Книжные новинки информационно-библиографического отдела»

Читателей, которые хотят с пользой провести свободное время, кого волнуют проблемы современности и будущее человечества, приглашаем ознакомиться с новинками информационно-библиографического отдела.

Приятного чтения. Приходите в Национальную библиотеку Республики Дагестан!

Смил В.

Смил, В. Цифры не лгут: 71 факт, важный для понимания всего на свете / Вацлав Смил; пер. с англ. Ю.Я. Гольдберга. - Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022.-320 с.

Канадский ученый, эколог и политолог Вацлав Смил знаменит своими работами о связи энергетики с экологией, демографией и реальной политикой, а также виртуозным умением обращаться с большими массивами статистических данных.

Эта книга, которая так восхитила Билла Гейтса, обобщает самые интересные материалы, которые Смил пишет для журнала IEEE Spectrum – одного из ведущих научно-инженерных изданий мира, и представляет собой актуальное руководство для понимания истинного положения дел на нашей планете. Она затрагивает широкий диапазон тем, касающихся людей, целых народов и стран, энергии и того, как мы ее используем, технических инноваций, а также машин и устройств, определяющих облик современной цивилизации. Насущная и важная, сочетающая статистику и историю, написанная с чувством юмора, эта книга побуждает нас усомниться в том, что мы считали истиной.

«Моя цель – не просто продемонстрировать, что цифры не лгут, но и раскрыть смысл, который за ними стоит». (Вацлав Смил)

 

А. Я. Анцупов

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Проспект, 2021.- 536 с.

Перед вами четвертое, исправленное и дополненное издание первого в отечественной науке словаря по конфликтологии. В нем авторы обобщили труды отечественных и зарубежных учёных по разработке понятийно-категориального аппарата этой междисциплинарной отрасли знаний. В словаре представлена система основных понятий конфликтологии, включающая более 1800 терминов. Он содержит основные понятия, используемые при описании и объяснении конфликтов в 17 изучающих их науках: военном деле, географии, искусствоведении, истории, культурологии, медицине, педагогике, политических науках, правоведении, психологии, социобиологии, социологии, технических науках, филологии, физико-математических науках, философии и экономике.

Книга предназначена для преподавателей конфликтологии, ученых, исследующих конфликты, специалистов в области медиации, студентов, а также всех тех, кто интересуется данной проблемой.

 

Ч. Филлипс

Филлипс, Ч. 50 лидеров, которые изменили историю / Чарльз Филлипс; перевод с английского И. Вихоревой. – Москва: Эксмо, 2022. – 224 с.

В этой захватывающей и познавательной книге читатель найдёт описание ключевых качеств, благодаря которым 50 наиболее харизматичных и вдохновляющих лидеров в мировой истории добились признания в политике, религии, культуре и искусстве.

Предлагаем вам познакомиться с этой книгой, чтобы выяснить, как эти люди снискали известность, а порой и дурную славу. Узнайте, как развивались замыслы великих лидеров, начиная с Александра Македонского — и до Нельсона Манделы. Окунитесь в увлекательное повествование, сочетающее в себе исследование биографии, описание хронологии, анализ обстоятельств, тактик и принятых решений. Всё это в комбинации с занимательным слогом автора превращает рассказ о жизни и успехе великих лидеров прошлого в произведение, актуальное и по сей день.

В. С. Черепенчук

Черепенчук, В.С. История флагов. От рыцарских знамен до государственных штандартов / Валерия Черепенчук. – Москва: Эксмо, 2022. – 304 с.

Знамена, штандарты, флаги… За каждым стоят своя история и порой самые невероятные политические, экономические и социальные события. Флаги делают гораздо больше, чем просто идентифицируют страны и группы людей. В каждом цвете, символе и дизайне граждане и правительства стран заявляют о своей верности, патриотизме и возносят свою историю. Благодаря этой книге вы узнаете, на что обращать внимание, и научитесь читать в зашифрованных символах основные сведения об истории и культуре другой страны.

 

Н. Уэйд

Уэйд, Н. Неудобное наследство: Гены, расы и история человечества/Николас Уэйд. – Москва: Альпина нон-фикшн, 2021. – 377 с.

Человечеству в ХХ веке пришлось пережить многие войны, национальные конфликты и революции, сопровождавшиеся кровавыми расправами одних сторон над другими. Характер и масштаб их был разный, но в основе своей они нередко несли расовые противоречия. С тех пор научное сообщество в своем большинстве наложило гласные и негласные запреты не только на явно расистские учения, как, например, евгенику, но и на вполне научные области знания — среди них генетические, биологические, антропологические направления, связанные с развитием и особенностями человеческих рас.

Можно ли назвать одни нации трудолюбивыми, а другие — ленивыми? Одни народы — умными, другие — глупыми? Научный журналист, обладающий глубокими естественнонаучными знаниями, Николас Уэйд настаивает на том, что наука к настоящему времени накопила обширный исторический, археологический и генетический материал, который позволяет делать новые выводы в отношении особенностей рас, живущих на земле. Ученые не смогут идти дальше в своих изысканиях, считает он, если не будут открыто и честно признавать полученные результаты, а также трактовать их, чтобы объяснить причины, почему одни страны живут богато, а другие бедно, или почему в одних обществах защищаются права человека, а в других нет.

Об открытиях и исследованиях ученых автор пишет настолько захватывающе, что читать эту книгу можно как приключенческий роман.

 

И. Ларин-Подольский

Ларин-Подольский, И. Самые известные монеты и банкноты мира. Большая иллюстрированная энциклопедия/Игорь Ларин-Подольский. – Москва: Эксмо, 2021. – 256 с.

Эта книга — не строгая научная монография и не каталог мировых платежных средств. Она предназначена всем, кому интересна не только история денег, но и история культуры, искусства, экономики, политических отношений разных стран. На страницах вы найдете самые интересные факты о монетах и банкнотах прошлого и настоящего, разных государств и стран, фотографии и описания наиболее значимых в истории монет и банкнот. Для вашего удобства текст снабжен пояснениями о тонкостях рассмотрения и изучения объектов исследования, подобран список полезной литературы для начинающего коллекционера и составлен небольшой вспомогательный словарь. Благодаря этой книге вы для себя определите, что именно собирать и изучать: монеты лихих девяностых, банкноты Франции периода Второй мировой или вышедшие из обращения платежные средства африканских государств.

 

М. Йылмаз

Йылмаз, М. Турция. Полная история страны / Мехмед Йылмаз. – Москва: АСТ, 2021. – 200 с.

Османская империя появилась на месте небольшого и не самого сильного удела Османа Гази и просуществовала без малого шесть веков.

И все это время империей правила одна династия. На протяжении шести веков им управляли (реально или номинально) тридцать четыре правителя – от Османа Гази до последнего султана Мехмеда Шестого.

Мустафа Кемаль, прозванный Отцом нации – Ататюрком – почитается наравне с Османом Гази, Мехмедом Завоевателем и Сулейманом Справедливым. Как же небольшому государству удалось стать одной из самых могущественных империй мира? Ответ в этой книге.

 

Р. Наварете

Наварете, Р. Испания. Полная история страны / Рамон Наварете. – Москва: АСТ, 2020. – 336 с.

Испанцы — народ азартный, подвижный и весьма шумный, а вот так называемый «мачизм» (от испанского слова «macho», переводящегося как «самец») – это не испанское изобретение, а то, что иностранцы почему-то думают об испанском мужчине. Испанцы — очень неорганизованные люди, и если поезд у них приходит или отходит вовремя, то это — не норма, а "приятный сюрприз". И если вызванный мастер является точно в назначенный час, то это — не правило, а простое совпадение. В Испании имеется 17 областей, и у каждой — своя собственная столица, флаг и законодательство. Многие кичатся своим собственным языком. Всевозможные каталонцы, андалузцы, арагонцы, баски, кастильцы и галисийцы совершенно не похожи друг на друга, но еще больше они отличаются от других народов.

 

Т. Танака

Танака, Т. Япония. Полная история страны/ Тайдзи Танака. – Москва: АСТ, 2021. – 360 с., 146 ил.

Тайдзи Танака увлекательно рассказывает об истории Японии. Все значительные события, важные персонажи и периоды – таинственная эпоха Хэйан – время красавиц с тысячей рукавов, революция Мейдзи и японское экономическое чудо XX века. Далекая страна станет ближе и понятнее каждому.

Минцифры обновило сервис записи к врачу на Госуслугах

Минцифры обновило сервис записи на прием к врачу на портале Госуслуг. Для повышения эффективности его работы был изменен пользовательский сценарий. Теперь в основе механизма записи лежит технология «витрины данных».

На основании информации, представленной на «витрине данных» региональной медицинской информационной системы, Госуслуги определяют:

  • поликлинику, к которой прикреплен пользователь;
  • доступных медицинских специалистов;
  • свободные временные слоты для записи.

Этот механизм позволяет минимизировать технические ошибки и повышает доступность сервиса.

Одним из преимуществ внедряемой технологии станет реализация «конкурентной» записи к врачу через различные источники (портал Госуслуг, региональные порталы, инфоматы, колл-центры и пр.).

Обновленная версия услуги доступна в двух пилотных регионах:

  •  Калужской области;
  •  Республике Дагестан.

В дальнейшем обновление сервиса будет масштабировано на другие регионы, а его функции расширятся.

В планах:

  • календарь единых талонов на Госуслугах (с возможностью отмены независимо от источника записи);
  • отображение временных слотов, доступных для записи только через регистратуру;
  • запись к узкоспециализированным специалистам по направлению;
  • группировка талонов по специализации врача или медицинской организации.

«Откуда есть пошла земля Русская…»

С 26 июля 2022 года в отделе редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей представлена экспозиция «Откуда пошла земля Русская», посвященная истории возникновения Русского государства.

В этом году исполняется 1160 лет со Дня рождения  русского государства. В истории Российского государства были взлёты и падения, времена застоя и расцвета, горькие поражения и великие победы. Коротко описать всю богатую историю Руси невозможно. Приведем лишь несколько интересных фактов.

Согласно «Повести временных лет», желая прекратить междоусобную войну, в 862 году новгородцы пригласили варяжских князей управлять Новгородом.  Князь Рюрик, пришедший к власти, стал править Новгородом и всеми северными районами. В 864 году Русь была разделена на два центра: северные земли, под управлением Рюрика из Новгорода, и южные, под управлением Аскольда и Дира из Киева. Датой же образования древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег захватывает Киев и объединяет славянский север и юг в единое государство. Преемником Олега стал Игорь, сын Рюрика, который подчинил славянские племена, обитавшие между Днестром и Дунаем. После смерти Игоря во главе государства встала Ольга, жена князя, которая правила до совершеннолетия сына Святослава и первой среди правителей Руси приняла христианство. 28 июля в России отмечается День Крещения Руси — событие, которое изменило ход истории в нашей стране. Преемник Святослава Владимир прославился обращением всей Руси в христианство, что укрепило княжескую власть и повысило международный статус Древнерусского государства. С этого события началась новая славная история Руси — уже как православного государства.

Историческая наука приводит разные даты Крещения Руси. В одних источниках это 988 год, в других — 990 или 991 годы.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром, правившем с 1016 по 1054 год. При нем был создан первый письменный свод законов Киевского государства — «Русская Правда».

После смерти Ярослава начались междоусобные войны. Последним князем, которому удавалось сохранять целостность Древнерусского государства, был Владимир Мономах, которого современники называли образцовым князем.

Радикально изменить государственный уклад России удалось лишь через несколько сот лет, выдающимся реформатором стал Петр I.

Провозглашенный царем в 10-летнем возрасте, до 17 лет он делил престол с братом Иваном под регентством старшей сестры Софьи.

При Петре I окончательно сформировалось дворянское сословие. Был основан город-порт Санкт-Петербург, куда в 1712 году переносится столица России. При Петре выходит первая в России газета «Ведомости» и вводится с 1 января 1700 года новый календарь, где новый год начинается с января (до этого год новый год отсчитывался с 1 сентября).

В стране появились школы первой ступени, профессиональные училища, была открыта Академия наук, появилась сеть типографий.

В 1721 году после победы в Северной войне, длившейся около 20 лет, позволившей России не только вернуть ранее захваченные шведами территории, но и получить выход к Балтийскому морю, царь Пётр I принял титул Петра Великого, императора Всероссийского, а Российское государство было провозглашено империей.

Эти и последующие факты из истории государства Российского читатели могут узнать на страницах редких документов из фонда редких книг, представленных на экспозиции. История России с древнейших времен раскрыта в старинных книгах XIX-XX вв. и современных изданиях из Коллекции им. Солженицына. Кроме того, выставка заинтересует и юных читателей: для них представлены красочные книжки по истории Древней Руси.

Редкие издания, представленные на экспозиции:

  1. Полное собрание русских летописей / Отв. ред. М.Н. Тихомиров. - Москва: Изд-во вост.лит. - Вых.дан.ориг.: СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1908. Т.2: Ипатьевская летопись. - Фототип.воспр.изд.1908 г. – 1000с.
  2. Правда русская / Подгот. В.П. Любимов, Н.Ф. Лавров, М.Н. Тихомиров и др.; Под ред. Б.Д. Грекова. - М,-Л.: Изд-во АН СССР. Т.1: Тексты, 1940. – 505с.
  3. Повесть временных лет. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 190с.
  4. Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский: подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами / М. Хитров. - Репр.воспр.изд.1893 г. – 298с.
  5. Орлов, А. С. Владимир Мономах / А.С. Орлов. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1946. – 190с.
  6. Сказания о земле Русской. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 160с.
  7. Белопольский, Б. Крещение Руси / Б. Белопольский, А. Тайдышко. - Л.: Лениздат, 1939. – 54с.
  8. Ламанский, Владимир. О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании / В. Ламанский. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1859. – 595с.
  9. Головин, Н. Н. Моя первая русская история: в рассказах для детей Н.Н.Головина / Н. Н. Головин. - Репринт.изд.- Москва: «Милосердие», 1992. – 127с.

С этими и другими, не менее интересными и содержательными, изданиями вы можете ознакомиться на экспозиции в отделе редких книг.

Отдел редких книг

 

«Искусство древних традиций – Палех»

С 25 июля 2022 года в читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута тематическая выставка «Искусство древних традиций – Палех», приуроченная Году народного искусства и нематериального культурного наследия.

Палех - это удивительный мир волшебства и гармонии, добра и поэзии, воплощенный в тончайших миниатюрах, мир ярких красок и звонкий вязи золотого орнамента. Как вид искусства палехская миниатюра на лаковых изделиях из папье-маше сравнительно молода, но родовые корни ее уходят в глубокую древность. Палех, находящийся в Ростово-Суздальских землях, издавна занимался иконописанием. Стилистически «палехские письма», достигшие расцвета в конце XVII-XVIII века, восходят к традициям иконописных центров Повольжья и обнаруживает близость к Великоустюжным живописным памятникам. Предпочтение миниатюрных форм, ювелирная тщательность отделки, тонкая нюансировка цвета, грациозность движения, гибкость линии, характерные для палехских произведений живописи того времени, явились основой для будущей лаковой миниатюры. Многовековую художественную культуру Палех донес до XX века. Уже первые палехские произведения обратили на себя внимание и получили высокие награды на художественно – промышленной выставке 1923 года. В 1925 году Палех завоевывает Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Так на неожиданном стыке древней культуры и современности ,на переломе двух эпох русской истории родился новый вид народного творчества. Палешане объединили в лаковой миниатюре две могучие ветви национального творчества: искусство иконописания и традицию народного творчества. Художники Палеха поняли, что черный фон и плоскость объемных предметов имеют особые свойства и законы декорирования, что орнаментально выстроенный сюжет на таком изделии находится в ином измерении времени и пространства, отличном от иконописного и реально видимого.

Палех - это имя десятков художников, создающих неповторимые произведения лаковой миниатюры, книжной иллюстрации, украшающих интерьеры детских учреждений, дворцов, домов культуры, ресторанов и театров, создающих декорации к спектаклям. Из всех видов художественной деятельности ведущее место занимает лаковая миниатюра. Палехская лаковая миниатюра, возникшая на основе древнего иконописного промысла, обогатила современное изобразительное искусство сказочностью образов, живых и навеянных фантазией народа, поэтичностью и широтой общения, декоративностью пейзажа и орнамента. Лаковая миниатюра-главный вид творческой деятельности палешан. Но как прекрасны книги, иллюстрированные художниками Палеха! Вот первая книга, «Слово о полку Игореве», созданная палешанином И.И.Голиковым. Она действительно создана художником, потому что все в ней - от каждой буквы шрифта и расположения строк до прекрасных иллюстраций - сделано автором. Со времени создания первой книги (1934) палешане оформили и иллюстрировали множество книг, обладающих высокими художественными качествами. Среди них и «Хождение Афанасия Никитина за три моря», «Снегурочка», «Садко», «Каменный цветок» и др. Мастера из знаменитого села Палех нарисовали для книги-альбома «Сын России» 28 миниатюр в традиционной технике палехского искусства. Типичные сюжеты палехской миниатюры обычно заимствовались из повседневной жизни, литературных классиков, сказок, былин и песен. Но книга «Сын России» посвящена Юрию Гагарину и его подвигу. Космос и Палех - сочетание невероятное, а художники-палешане Калерия и Борис Куликовы и Олег Ан замечательно справились с задачей. Каждое произведение палехского искусства уникально, но прежде всего, уникальны его художественная природа, материал и техника и, наконец, неповторимая поэзия образа, связанная с жизнью, с историей народа. В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники.

Издания, представленные на выставке:

1. Вихрев, Е. Палех / Е. Вихрев. - Ярославль: Верхнее Волжское, 1974. - 232 с.: ил.

2. Зиновьев, Николай Михайлович. Искусство Палеха: сборник / Н. М. Зиновьев. - Ленинград: Художник РСФСР, 1968. - 236 с.: ил.

3. Искусству советского Палеха - 60лет: каталог выставки / составители: Н. П. Мальцева, Л. Л. Пирогова; автор вступительной статьи Л. П. Князева. – Москва: Советский художник, 1986. - 55 с.: ил.

4. Кульчицкая, Галина Петровна. Страна сказки: миниатюра Палеха / Г. П. Кульчицкая. - Ленинград: Художник РСФСР, 1979. - 103 с.: ил.

5. Каменный цветок: [изоматериал]: по мотивам сказки П. Бажова. - Ленинград: Художник РСФСР, 1972. - 47 с.: цв. ил.

6. Лиханов, Альберт Анатольевич. Сын России / А. А. Лиханов; художник Б. Н. Кукулиев. - 2-е издание. - Москва: Молодая гвардия, 1981. - 112 с.: цв.ил.

7. Народное искусство России / автор-составитель А. Н. Кондрашов. - Москва: Интербук-бизнес, 2002. - 311 с.: ил.

8. Некрасова, Мария Александровна. Искусство Палеха / М. А. Некрасова . - Москва : Советский художник, 1966. - 322 с.: цв. ил.

9. Палех. Искусство древней традиции / автор-составитель М. А. Некрасова. - Москва: Советский художник, 1990. - 85 с.: ил.

10. Палех: научно-популярная литература / ред. - сост. Г. И. Горбунов. - Иваново: Ивановское книжное изд-во, 1954. - 186 с.: ил.

11. Палех - село художников: фотоальбом / авт.-сост. П. Косолапов; фото Е. Кассин, В. Янков. - 3-е изд., доп. - Москва: Прогресс, 1977. - 68 с.: ил.

12. Palekh: The State museum of Palekh art / Comp. a. introd. by Vitaly Kotova. Larisa Taktashova; Transl. from the Russ. by Nadezhda Burova. - 3. изд. - Moscow: Izobrazitelnoye iskusstvo, 1990. - 319 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

«Великий просветитель ХIХ века»

С 22 июля 2022 года в отделе краеведческой и национальной литературы представлена выставка, посвященная одному из основоположников дагестанской русскоязычной литературы, ученому-арабисту и этнографу Абдулле Омарову.

Абдулла Омаров родился в 1835 году в селении Куркли Лакского округа в семье крестьянина.

После завершения мусульманского образования в родном селении он совершенствовал знания во многих селениях, в том числе в Кумухе. Судьба свела его с представителями передовой прогрессивно мыслящей русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века, что благотворно отразилось на его творчестве. Большое влияние на духовный рост, идейную направленность творчества Омарова оказали известный лингвист того времени П. К. Услар, революционеры-демократы Н.И. Воронов, Д.С. Старосельский. Под их благотворным влиянием, хорошо изучив и навсегда полюбив русский язык, он своеобразно и выразительно рассказал русским много ценного о своих земляках, об их нелегкой жизни.

А. Омаров был первым собирателем и переводчиком на русский язык лакских народных сказок и анекдотов, которые он издал в первом выпуске «Сборника сведений о кавказских горцах» (Тифлис, 1868) под названием «Казикумухские (лакские) народные сказания». Омаров перевел с арабского на русский язык трактат шейха Джамалутдина «Адабуль-Марзия», а также легенды, поучения и письма. По инициативе П.К. Услара в Кумухе в 1866 году была открыта школа, в которой в течение 3-х месяцев более 30 учеников научились грамоте под руководством А. Омарова. Для работы в школе А. Омаров издал в Тифлисе «Казикумухскую азбуку», составленную П.К. Усларом при содействии самого А. Омарова. Жанров литературы, в которых Омаров работал, всего два: очерки и письма. В очерках он выступает и как ученый- этнограф, и как искусный писатель одновременно.

В силу этого «Воспоминания муталима» и «Как живут лаки» Абдуллы Омарова справедливо назвать энциклопедией жизни его народа. Оба произведения имеют колоссальное познавательное значение. Лингвисты, фольклористы, следовавшие по стезе П.К. Услара, не могут не отметить значительной роли Абдуллы Омарова в создании грамматики лакского языка и сборе лакского фольклора. Писательское мастерство А. Омарова и его прогрессивная деятельность вдохновили журналистов, писателей. Д.Н. Трунов в книге «Свет из России», в очерке о П.К. Усларе, сказал много лестного и об Омарове, как ученике знаменитого лингвиста: «Первым среди них хочется поставить Абдуллу Омарова. Это был одаренный человек, обладающий незаурядным умом. Он замечателен и как историк, и как этнограф, педагог, собиратель фольклора, переводчик». Из-под пера народного поэта Дагестана Ю.Р. Хаппалаева вышла большая поэма об Омарове - «Безгрешный грешник». Огромный вклад в изучение жизни и творчества А. Омарова внес крупный ученый-литератор Абачара Гусейнаевич Гусейнаев.

Абдулла Омаров - один из немногочисленных дагестанцев, который еще в середине XIX века оценил значимость присоединения Дагестана к России и с этих позиций рассматривал прошлое своего народа.

Литература, представленная на выставке:

1. Омаров Абдулла. Дагестан: Время и судьбы. - Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1990. - 312с.

2. Ахмедов С.Х. История лакской литературы: В 2т. Т1. Дореволюционная литература. – Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2008. - 317с.

3.Абдуллаев М.А. Мыслители Дагестана (досоветский период). - Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2007. - 768с.

4. Омаров А. Как живут лаки (Воспоминания муталима). – Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2011. - 280с.

5.Трунов Д. Свет из России. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1956. - 205с.

А. Бижитуева, отдел краеведческой и национальной литературы

«Будем сердце согревать - прозой, мыслями, стихами»

С 21 июля 2022 года отдел обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представляет литературный календарь на июль 2022 года.

23 июля исполняется 230 лет со дня рождения поэта Петра Андреевича Вяземского (1792 – 1878).

Пётр Андреевич Вяземский родился (12) 23 июля 1792 года в Москве. В 1805-1806 годах он учился в Петербургском иезуитском пансионе, затем в пансионе при Петербургском педагогическом институте. Юный Пётр являлся единственным наследником большого отцовского состояния.

В 1808 году произведения Вяземского впервые появились в печати – это было стихотворное «Послание Жуковскому в деревню» и две критические статьи: «Безделки» и «Два слова постороннего». Помимо этого, молодой Пётр писал довольно удачные сатирические эпиграммы.

Во время Отечественной войны 1812 года Вяземский служил в ополчении и участвовал в Бородинском сражении.

Сводная сестра Вяземского – Екатерина Колыванова – была второй женой Н. Карамзина. Благодаря этому, Вяземский был знаком со многими московскими литераторами – друзьями Карамзина - В.Жуковским, В.Пушкиным, Д.Давыдовым, К.Батюшковым, которые во многом оказали влияние на его творчество. В 1815 году они создали литературное общество «Арзамас».

В 1819–1821 годах Пётр Вяземский служил в Варшаве. Там же он участвовал в собрании первого сейма, а также в составлении проекта конституции для России, которым руководил Н.Н. Новосильцев. Вяземский был убеждён в необходимости для России просвещенной монархии и европейских общественных институтов.

За свои либеральные взгляды Вяземский был уволен со службы. К этому времени он уже был известен, как лирический поэт. Его элегии «Первый снег» (1819) и «Уныние» (1819) были высоко оценены А. Пушкиным. В 1828 году Вяземский создал одно из лучших своих сатирических произведений «Русский бог», которое было опубликовано в 1854 году в Лондоне Герценом.

В 1830 году поэт вновь поступил на службу. Впоследствии он дослужился до больших чинов и занимал высокое положение при дворе Александра II. В последние годы жизни Вяземский работал над подготовкой к печати своего собрания сочинений, которое было опубликовано уже после смерти поэта.

Пётр Андреевич Вяземский умер в Баден-Бадене (10) 22 ноября 1878 года.

Представленная литература:

1. Вяземский/В.В. Бондаренко. - М.: Молодая гвардия,2004. -678с.: ил.

2. Вяземский П.А. Сочинения. В 2 т. Т1/П.А.Вяземский. -Худож.лит.,1982. - 462 с.

3. Вяземский П. Стихотворения/П.А.Вяземский. - М.: Советская Россия,1978. -272с.

4.Вяземский П.А. Старая записная книжка/П.А.Вяземский.- М.: Фирма АСТ,2000.- 368с.

5.Русская поэзия XlX – начала XX в./Ред.. Г. Беленький, П. Николаев.- М.: Худож.лит.,1987.- 864с.

6.Русская философская поэзия: Четыре столетия/Сост. А.И.Новиков.- СПб.:Наука,1982.-396с.

 

24 июля исполняется 220 лет со дня рождения французского писателя Александра Дюма (отец) (1802-1870)

Александр Дюма (отец) (1802 1870) – писатель, драматург, журналист, прославившийся приключенческими романами.

Родился Дюма 24 июля 1802 года в небольшом французском городе Виллье-Котре в семье генерала. Благодаря связям своих родителей в биографии Дюма была получена небольшая должность в канцелярии парижского дворца Пале-Рояле. Служа герцогу Орлеанскому, после начала Июльской революции 1830 года Дюма вел активную общественную деятельность. Под угрозой ареста Александр Дюма бежал из Франции в Швейцарию. Дюма не прекращал заниматься литературой, а в Швейцарии готовил к печати свое произведение «Галлия и Франция». Книга, вышедшая в 1833 году, отображала заинтересованность автора национальной историей. Дюма изучал работы французских историков, был хорошо осведомлен о прошлом своей страны.

Самыми известными книгами в биографии Александра Дюма являются три книги о мушкетерах: «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1847). Также среди известнейших произведений Дюма: «Граф Монте-Кристо», «Две Дианы», «Черный тюльпан» и многие другие. Кроме приключенческих романов Дюма создал несколько комедий, драм. Например, «Тайны Нельской башни», «Христиана». За свою биографию Дюма пытался основать театр, издавать журналы, но все попытки закончились крахом.

Скончался писатель 5 декабря 1870 года.

Представленная литература:

1. Дюма А. Граф Монте-Кристо: Роман/А.Дюма.- Махачкала: Даг.кн. изд-во,1989.-624с.

2. Дюма А. Три мушкетера: Роман/А.Дюма, пер. с фр. В. Вильдман.- Минск:Юнацтва,1989.-748 с.

3. Дюма А. Королева Марго: Роман/А.Дюма, пер. с фр. Е.Ф. Корша.- Воронеж: Книж. изд-во,1990.-624с.

4. Дюма А. Двадцать лет спустя: Роман/А.Дюма, пер. с фр. С. Шкунаева .-Ашхабад:Магарыф,1980.-752с.

5. Андреев Л.Г. История французской литературы: Учебник/Л.Г. Андреев.- М.: Высш. школа,1987.-544с.

6. Писатели Франции/Ред. Н.И.Муравьева.-М.:Просвещение,1964.-700с.

 

28 июля исполняется 200 лет со дня рождения поэта, переводчика Апполона Григорьева (1822 – 1864).

Родился 28 июля 1822 г. в Москве. Сын мелкого чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета (1842 г.). Увлекался утопическим социализмом и масонством; стал главой «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и его ведущим критиком (1850—1856 гг.). Для статей Аполлона Григорьева характерна романтическая мечта о патриархальном народе, свободном и талантливом (его черты автор видел в русском купечестве). Свою эстетику критик формировал под влиянием философов-идеалистов Ф. Шеллинга и Т. Карлейля. Основной пафос его «органической критики» — защита в искусстве «мысли сердечной», представляющей собой синтез интеллекта и души художника. Григорьев восхищался Н. В. Гоголем, поддерживал идеализирующие русские нравы пьесы А. Н. Островского. Однако после 1855 г. взгляды его переменились: он признал в русском характере не только смирение, но и бунтарство, начал положительно отзываться о М Ю. Лермонтове, А. И. Герцене, И. С. Тургеневе, а выше всех ставил А. С. Пушкина. В 1861 г. Григорьев вместе с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым пропагандировал идеи почвенничества, обращённые к родной культуре, пытался примирить западничество и славянофильство, соединить прогресс и христианство. Литературно-философские искания наложили отпечаток на стихи Григорьева: он писал и масонские «Гимны», и нелегальные революционные вирши. Главный герой его поэзии — романтическая страдающая личность, отмеченная «стихийностью» и роковой таинственностью чувств. Самые знаменитые стихи — «О, говори хоть ты со мной…» и «Цыганская венгерка» (из цикла «Борьба», 1857 г.). Кроме того, писатель выступал как переводчик (переводил произведения У. Шекспира, Дж. Байрона, Г. Гейне, П. Ж. Беранже), драматург и прозаик (повести «Один из многих», 1846 г.; «Другой из многих», 1847 г.). Очень интересны оставленные им воспоминания «Мои литературные и нравственные скитальчества» (1862— 1864 гг.). Умер 7 октября 1864 г. в Петербурге.

Представленная литература:

1. Виттакер Р. Последний русский романтик: Аполлон Григорьев (1822 -1864)/Р.Виттакер, пер. с англ. М.А.Шерешевской.- СПб.: Академический проект,2000.-560с.

2. Григорьев А.А. Сочинения. В2т. Т1/А.А.Григорьев.- М.: Худож. лит.,1990.- 510с.

3. Григорьев А.А. Воспоминания/А.А.Григорьев,сост.Б.Ф.Егоров.-Л.:Наука,1980.- 430 с.

4. История русской литературы XI – XIX вв.: учебное пособие/под ред. В.И.Коровина.- М.: Русское слово,2001.-592 с.

5. История русской литературы XIX века.40-60 гг.: учебное пособие/под ред.Л.Д. Громовой.- М.: Изд-во МГУ,2001.-508 с.

6. Русская элегия XVIII - начала XX века: Сборник/Сост. Л.Г. Фризмана.- Л.:Сов. писатель,1991.- 640 с.

Приглашаем посетить нашу выставку!

 

Отдел обслуживания универсального читального зала

LERMONTOV_FEST 2022. День Дагестана

21 июля 2022 года в Белом зале Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова в рамках ежегодного фестиваля «LERMONTOV_FEST 2022» провели «День Дагестана».

«День Дагестана» начался с приветствий Гасана Алиевича Гасанова, руководителя Представительства Республики Дагестан в Санкт-Петербурге.

Затем состоялась онлайн-лекция заведующей отделом краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова Патимат Муртазалиевой «Переводы произведений М. Ю. Лермонтова на языки народов Дагестана».

С начала XX века стали переводить произведения поэта на многочисленные языки народов Дагестана. Дагестан является самой многонациональной республикой России, но лишь 14 языков имеют письменность, а остальные являются бесписьменными. Лермонтов любил и хорошо понимал Кавказ. Ему он посвятил стихотворения «Прощание», «Сон», поэму «Хаджи-Абрек». В поэме «Измаил-Бей» поэт дал обобщенный образ былой жизни на Кавказе.

Лермонтов был на Северном Кавказе три раза. В первый раз его туда сослали за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели Пушкина. Можно отметить, что для становления таланта поэта эта ссылка оказалась очень полезной. Лермонтов с большим интересом изучал быт и обычаи горцев, увлеченно слушал местные легенды, песни о мужестве и свободе. Потом все услышанное нашло отражение в его произведениях

Имя Лермонтова знали в Дагестане уже в 50-60-х гг. XIX века. На его стихах воспитывалась с 90-х гг. революционно-настроенная интеллигенция. Первые переводы Лермонтова в Дагестане принадлежат Саид Габиеву. Он перевел на лакский язык: «Желание» (1906) и «Волны и люди» (1908); они опубликованы в его сборнике «Звуки лакской чунгури» (1927). Лакский поэт Муэтдин Чаринов перевел клятву Демона (1913) и монолог Демона «Не плачь, дитя, не плачь напрасно» (1915). Они опубликованы «Избранных произведениях» Чаринова лишь в 1965, но известность получили сразу же, как были переведены; клятва Демона стала народной песней, исполнялась на свадьбах, аульных праздниках. На кумыкском языке в журнале «Тангчолпан» (1917), издаваемом писателем - революционером Зайналабидин Батырмурзаевым и его отцом Нухай Батырмурзаевым, печаталась «Бэла». Затем последовали переводы на кумыкский язык стихотворение «Выхожу один я на дорогу» (1920), «И скучно и грустно», «Три пальмы» (оба - 1923) и др., сделанные поэтом Темирбулатом Бейбулатовым; позднее он включил их в свой «Сборник стихов и песен» (1926). Первое отдельное издание на кумыкском языке — поэма «Измаил-Бей» (1925) в переводе А. Алиева, этот перевод до сих пор не утратил художественной ценности. С 30-х гг. стихи Лермонтова начинают переводиться на все основные языки Дагестана для школьных хрестоматий. В 1940-41 вышли «Сборник стихов» Лермонтова на аварском языке в переводе Заида Гаджиева, «Избранные произведения» на лакском языке в переводе Юсупа Хаппалаева, на лезгинском языке в пер. С. Шихалиева, на табасаранском языке в переводе Багаутдина Митарова; «Избранные стихотворения» на татском языке в переводе Даниила Дербентского (Атнилова), «Кавказский пленник» на даргинском языке в свободном переводе Х. Сулейманова. На аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, табасаранском и татском языках был издан «Ашик-Кериб». Из позднейших изданий наиболее значительны: сборник кумыкских переводов И. Асекова «Кавказ» (1948), включавший стихи Лермонтова на кавказские темы или созданные на Кавказе; «Кавказские поэмы» на аварском язык (1956) в переводе Омаргаджи Шахтаманова: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Мцыри», «Демон»; сборник «Стихи и поэмы» (1977), куда вошли переводы М. Саидова на аварский, Магмед-Загид Аминова и Хаппалаева на лакский, Ибрагима Гусейнова и Алирзы Саидова на лезгинский, Муталиба Митарова на табасаранский языки.

Среди бесчисленных изданий о М.Ю. Лермонтове большой интерес представляет оригинально задуманный сборник «Люблю я цепи синих гор…», изданный Дагестанским книжным издательством к 200-летию вечно молодого и великого поэта,– дань уважения и любви дагестанцев к великому русскому поэту. Стихи и поэмы Лермонтова о Кавказе в нем представлены как на русском, так и на языках народов республики. В сборник вошли также произведения о самом поэте.

Также была представлена книжная выставка из фондов отдела краеведческой и национальной литературы, где и представлены все переводы Лермонтова на языках народов Дагестана.

После доклада Патимат Муртазалиевой состоялся показ документального фильма «Исчезающие культуры Дагестана», предоставленный Российским географическим обществом, в котором режиссёр Амиран Имамов показал Дагестан как уникальную республику, которую населяют народности, принципиально отличающиеся друг от друга и языком, и культурой, а некоторые из них находятся на грани полного исчезновения.

П. Муртазалиева, заведующая отделом краеведческой и национальной литературы