С 21 июля 2022 года отдел обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представляет литературный календарь на июль 2022 года.
23 июля исполняется 230 лет со дня рождения поэта Петра Андреевича Вяземского (1792 – 1878).
Пётр Андреевич Вяземский родился (12) 23 июля 1792 года в Москве. В 1805-1806 годах он учился в Петербургском иезуитском пансионе, затем в пансионе при Петербургском педагогическом институте. Юный Пётр являлся единственным наследником большого отцовского состояния.
В 1808 году произведения Вяземского впервые появились в печати – это было стихотворное «Послание Жуковскому в деревню» и две критические статьи: «Безделки» и «Два слова постороннего». Помимо этого, молодой Пётр писал довольно удачные сатирические эпиграммы.
Во время Отечественной войны 1812 года Вяземский служил в ополчении и участвовал в Бородинском сражении.
Сводная сестра Вяземского – Екатерина Колыванова – была второй женой Н. Карамзина. Благодаря этому, Вяземский был знаком со многими московскими литераторами – друзьями Карамзина - В.Жуковским, В.Пушкиным, Д.Давыдовым, К.Батюшковым, которые во многом оказали влияние на его творчество. В 1815 году они создали литературное общество «Арзамас».
В 1819–1821 годах Пётр Вяземский служил в Варшаве. Там же он участвовал в собрании первого сейма, а также в составлении проекта конституции для России, которым руководил Н.Н. Новосильцев. Вяземский был убеждён в необходимости для России просвещенной монархии и европейских общественных институтов.
За свои либеральные взгляды Вяземский был уволен со службы. К этому времени он уже был известен, как лирический поэт. Его элегии «Первый снег» (1819) и «Уныние» (1819) были высоко оценены А. Пушкиным. В 1828 году Вяземский создал одно из лучших своих сатирических произведений «Русский бог», которое было опубликовано в 1854 году в Лондоне Герценом.
В 1830 году поэт вновь поступил на службу. Впоследствии он дослужился до больших чинов и занимал высокое положение при дворе Александра II. В последние годы жизни Вяземский работал над подготовкой к печати своего собрания сочинений, которое было опубликовано уже после смерти поэта.
Пётр Андреевич Вяземский умер в Баден-Бадене (10) 22 ноября 1878 года.
Представленная литература:
1. Вяземский/В.В. Бондаренко. - М.: Молодая гвардия,2004. -678с.: ил.
2. Вяземский П.А. Сочинения. В 2 т. Т1/П.А.Вяземский. -Худож.лит.,1982. - 462 с.
3. Вяземский П. Стихотворения/П.А.Вяземский. - М.: Советская Россия,1978. -272с.
4.Вяземский П.А. Старая записная книжка/П.А.Вяземский.- М.: Фирма АСТ,2000.- 368с.
5.Русская поэзия XlX – начала XX в./Ред.. Г. Беленький, П. Николаев.- М.: Худож.лит.,1987.- 864с.
6.Русская философская поэзия: Четыре столетия/Сост. А.И.Новиков.- СПб.:Наука,1982.-396с.
24 июля исполняется 220 лет со дня рождения французского писателя Александра Дюма (отец) (1802-1870)
Александр Дюма (отец) (1802 1870) – писатель, драматург, журналист, прославившийся приключенческими романами.
Родился Дюма 24 июля 1802 года в небольшом французском городе Виллье-Котре в семье генерала. Благодаря связям своих родителей в биографии Дюма была получена небольшая должность в канцелярии парижского дворца Пале-Рояле. Служа герцогу Орлеанскому, после начала Июльской революции 1830 года Дюма вел активную общественную деятельность. Под угрозой ареста Александр Дюма бежал из Франции в Швейцарию. Дюма не прекращал заниматься литературой, а в Швейцарии готовил к печати свое произведение «Галлия и Франция». Книга, вышедшая в 1833 году, отображала заинтересованность автора национальной историей. Дюма изучал работы французских историков, был хорошо осведомлен о прошлом своей страны.
Самыми известными книгами в биографии Александра Дюма являются три книги о мушкетерах: «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1847). Также среди известнейших произведений Дюма: «Граф Монте-Кристо», «Две Дианы», «Черный тюльпан» и многие другие. Кроме приключенческих романов Дюма создал несколько комедий, драм. Например, «Тайны Нельской башни», «Христиана». За свою биографию Дюма пытался основать театр, издавать журналы, но все попытки закончились крахом.
Скончался писатель 5 декабря 1870 года.
Представленная литература:
1. Дюма А. Граф Монте-Кристо: Роман/А.Дюма.- Махачкала: Даг.кн. изд-во,1989.-624с.
2. Дюма А. Три мушкетера: Роман/А.Дюма, пер. с фр. В. Вильдман.- Минск:Юнацтва,1989.-748 с.
3. Дюма А. Королева Марго: Роман/А.Дюма, пер. с фр. Е.Ф. Корша.- Воронеж: Книж. изд-во,1990.-624с.
4. Дюма А. Двадцать лет спустя: Роман/А.Дюма, пер. с фр. С. Шкунаева .-Ашхабад:Магарыф,1980.-752с.
5. Андреев Л.Г. История французской литературы: Учебник/Л.Г. Андреев.- М.: Высш. школа,1987.-544с.
6. Писатели Франции/Ред. Н.И.Муравьева.-М.:Просвещение,1964.-700с.
28 июля исполняется 200 лет со дня рождения поэта, переводчика Апполона Григорьева (1822 – 1864).
Родился 28 июля 1822 г. в Москве. Сын мелкого чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета (1842 г.). Увлекался утопическим социализмом и масонством; стал главой «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и его ведущим критиком (1850—1856 гг.). Для статей Аполлона Григорьева характерна романтическая мечта о патриархальном народе, свободном и талантливом (его черты автор видел в русском купечестве). Свою эстетику критик формировал под влиянием философов-идеалистов Ф. Шеллинга и Т. Карлейля. Основной пафос его «органической критики» — защита в искусстве «мысли сердечной», представляющей собой синтез интеллекта и души художника. Григорьев восхищался Н. В. Гоголем, поддерживал идеализирующие русские нравы пьесы А. Н. Островского. Однако после 1855 г. взгляды его переменились: он признал в русском характере не только смирение, но и бунтарство, начал положительно отзываться о М Ю. Лермонтове, А. И. Герцене, И. С. Тургеневе, а выше всех ставил А. С. Пушкина. В 1861 г. Григорьев вместе с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым пропагандировал идеи почвенничества, обращённые к родной культуре, пытался примирить западничество и славянофильство, соединить прогресс и христианство. Литературно-философские искания наложили отпечаток на стихи Григорьева: он писал и масонские «Гимны», и нелегальные революционные вирши. Главный герой его поэзии — романтическая страдающая личность, отмеченная «стихийностью» и роковой таинственностью чувств. Самые знаменитые стихи — «О, говори хоть ты со мной…» и «Цыганская венгерка» (из цикла «Борьба», 1857 г.). Кроме того, писатель выступал как переводчик (переводил произведения У. Шекспира, Дж. Байрона, Г. Гейне, П. Ж. Беранже), драматург и прозаик (повести «Один из многих», 1846 г.; «Другой из многих», 1847 г.). Очень интересны оставленные им воспоминания «Мои литературные и нравственные скитальчества» (1862— 1864 гг.). Умер 7 октября 1864 г. в Петербурге.
Представленная литература:
1. Виттакер Р. Последний русский романтик: Аполлон Григорьев (1822 -1864)/Р.Виттакер, пер. с англ. М.А.Шерешевской.- СПб.: Академический проект,2000.-560с.
2. Григорьев А.А. Сочинения. В2т. Т1/А.А.Григорьев.- М.: Худож. лит.,1990.- 510с.
3. Григорьев А.А. Воспоминания/А.А.Григорьев,сост.Б.Ф.Егоров.-Л.:Наука,1980.- 430 с.
4. История русской литературы XI – XIX вв.: учебное пособие/под ред. В.И.Коровина.- М.: Русское слово,2001.-592 с.
5. История русской литературы XIX века.40-60 гг.: учебное пособие/под ред.Л.Д. Громовой.- М.: Изд-во МГУ,2001.-508 с.
6. Русская элегия XVIII - начала XX века: Сборник/Сост. Л.Г. Фризмана.- Л.:Сов. писатель,1991.- 640 с.
Приглашаем посетить нашу выставку!
Отдел обслуживания универсального читального зала