марта 2021

«Тотальный диктант – 2021»

10 апреля 2021 года в 14:00 Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приглашает всех желающих написать текст на русском языке и проверить свою грамотность.

Тотальный диктант в этом году напишут уже в 17-й раз. В 2019 году диктовке внимали в 81 стране на шести континентах в 19 часовых поясах. В 2020-м география Тотального диктанта расширилась, несмотря на пандемию коронавируса: очно диктант написали в 45 странах, онлайн - в 109.

«Тотальный диктант» — это массовая акция, в которой могут участвовать все желающие. Ежегодно готовится уникальный диктант, который ранее нигде не был опубликован, а также выбирается столица акции по результатам голосования. В 2021 году победителем стал Якутск.

Автором текста «Тотального диктанта – 2021» стал знаменитый писатель и журналист Дмитрий Глуховский - автор постапокалиптических романов «Метро 2033» и «Метро 2034», мистических «Сумерек» и реалистического романа «Текст». Специально для участников акции он написал четыре части текста диктанта. По словам автора, это живая история, полная эмоций.

Ждем всех желающих проверить свою грамотность в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова!

Дата мероприятия

«Топливный ресурс планеты»

В отделе сельскохозяйственной и технической литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка на тему  «Топливный ресурс планеты».

Основными топливными ресурсами мира является нефть, природный газ и каменный уголь.

Нефть играет значительную, даже критическую роль в современном мире. Нефтепереработка и нефтехимия влияют практически на все стороны нашей цивилизации и на качество жизни каждого из нас. Нефть оказывает влияние на наш транспорт, пищу, одежду, жилища, места проживания. Производство и использование нефти влияет на экономику страны, вопросы безопасности, определяет мировую политику и международные отношения. Сейчас на нашей планете энергетика обеспечивается в основном ресурсами нефти и газа. Значительный вклад вносят ядерная энергетика, гидроэнергетика, а альтернативные способы получения энергии пока занимают буквально несколько процентов. При этом спрос на углеводороды не падает. Нефть и газ являются основными источниками энергии.

Нефтепереработка, отрасль промышленности, основанная на комплексной переработке нефти и газового конденсата в ценные продукты народного хозяйства: моторные топлива (бензин, керосин, дизельное и реактивное топливо), масла и смазки, котельное и печное топливо (мазут), сырье для нефтехимии, электродный кокс, строительные материалы (битумы, гудрон, асфальт).

Сырая нефть характеризуется содержанием различных углеводородов, которые существенно отличаются молекулярным весом и температурой кипения. В его составе присутствуют вещества нафтеновой, ароматической, парафиновой природы. Также в исходном сырье содержатся сернистые, азотистые и кислородные соединения органического типа, которые должны быть удалены. После очистки процесс переработки нефти можно разделить на 3 основных технологических процесса:

- Первичная переработка - Разделение нефтяного сырья на фракции различных интервалов температур кипения;

- Вторичная переработка - Переработка фракций первичной переработки путем химического превращения содержащихся в них углеводородов и выработка компонентов товарных нефтепродуктов;

- Товарное производство - Смешение компонентов с использованием различных присадок, с получением товарных нефтепродуктов с заданными показателями качества.

Топливные методики, при помощи которых перерабатывают продукты прямой перегонки, используют для получения автомобильных бензинов высокого качества, дизельных, реактивных и котельных топлив.

Нефтяная промышленность – перспективная индустрия, которая является ключевым звеном топливно-энергетического комплекса не только на просторах России, но и во всем мире, во всех частях земного шара.

Литература, представленная на выставке:

  1. Билалова Г.А., Билалова Г.М. Применение новых технологий в добычи нефти. / Г.А. Билалова, Г.М. Билалова. - Волгоград: Изд. Дом «Ин-Фолио», 2009. - 272с.
  2. Блохина Т., Блохин Н. Пласты жизни. / Т. Блохина, Н. Блохин. - Ставрополь: ОАО «Роснефть-Ставропольнефтьгаз», 2002. - 496с.
  3. Вадецкий Ю.В. Бурение нефтяных и газовых скважин. / Ю.В. Вадецкий.-5 изд. - М.: Изд. Центр «Академия», 2010. - 352с.
  4. Карпов К.А. Строительство нефтяных и газовых скважин. / К.А. Карпов.-3 изд. - Санкт-Петербург: Лань, 2019. - 188с.
  5. Коршак А.А. Нефтегазопромысловое дело. / А.А. Коршак. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 348с.
  6. Михайлов Ю.В. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых. / Ю.В. Михайлов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008. - 320с.
  7. Мстиславская Л.П., Павлинич М.Ф., Филлипов В.П. Основы нефтегазового производства. / Л.П. Мстиславская, М.Ф. Павлинич, В.П. Филиппов. - М.: 2008. - 276с.
  8. Муфазалов Р.Ш. Гидромеханика добычи нефти. / Р.Ш. Муфазалов. - М.: Изд. «Горная книга», 2008. - 328с.
  9. Рябов В.Д. Химия нефти и газа. Изложены основные вопросы гидромеханики добывающих и нагнетательных скважин. / В.Д. Рябов. - М.: ИД «ФОРУМ», 2012. - 336с.
  10. Серебряков А.О., Серебряков О.И. Экологическое и геологическое моделирование месторождений. / А.О.Серебряков, И.О.Серебряков. - СПб: Изд. «Лань», 2019. – 356с.
  11. Фукс И.Г., Матвейчук А.А., Казарян С.А. Нефтяные родники России. / И.Г.Фукс, А.А. Матвейчук, С.А. Казарян. - М.: «Фонд им. И.Д.Сытина», 2004. - 380с.

Г. Гаджиева, гл. библиотекарь отдела сельскохозяйственной

и технической литературы

«Гений любви, гений ненависти»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Гений любви, гений ненависти», посвященная 260-летию со дня рождения испанского художника Франциско Хосе де Гойи.

Самый прославленный испанский художник Франциско Хосе Гойя появился на свет в горном селении Фуэндетодос в Арагоне, в семье мастера-позолотчика. Когда Франциско было четырнадцать лет, родители вместе с мальчиком переехали в Сарагосу, где он начал учиться живописи у Х. Лусано-н-Мартитинеса. В 1969 году Гойя отправился  в Италию. Получив вторую премию парижской Академии художеств за картину на тему из античной истории, Гойя возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко. С 1776 по 1791 годы выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 картонов для ковров с насыщенными по цвету и непринужденными по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений: «Зонтик», «Игра в пелоту», «Игра в жмурки». Сотканные по картинам Гойи шпалеры предназначались для украшения зданий, принадлежавших королевской семье.

В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию художеств. В 1799 году Гойя становится «первым живописцем короля». С начала 1780 –х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонко разработанной цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке: «Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы А. Понтехос». В 1791 году художник знакомится с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них – «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Он также украсил фресками ее загородный дворец. В 1793 году художник перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. В этот период Гойя начал работать над серией офортов «Капричос», которая является сатирой на политические, социальные и религиозные порядки Испании. Карл IV, как и любой из его предшественников, мечтал увековечить себя и свое семейство на полотне, дабы войти в историю. В 1800 году он поручает Гойе большую работу. Художнику надлежало написать Карла IV и его супругу в окружении домочадцев. Работа предстояла немалая: двенадцать членов семьи плюс младенец, должны были стать героями картины. Автору удалось добиться максимальной идентичности натуры и изображения, но в, то, же время выразить иронию по отношению к властителям мира сего. Их невыразительны, замкнутые, холодные лица производят не лучшее впечатление. Даже дети выглядят естественными в этой чопорной семье. В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. Глубоким историзмом, страстным гротеском проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции: «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3мая 1808 года». Гойе был близок мир театра: среди героев его портретов много актеров. Дважды он изображал актрису Антонию Сарате. Очевидно его привлекала не только игра актрисы ,но ее человеческое обаяние, утонченность и глубина натуры.

В 1819 году Гойя приобрел сельский дом в окрестностях Мадрида, известный как «Вилла глухого». Там он уединенно работал, украшая стены своего дома черными картинами кошмаров. Фрески были выполнены в масляной технике и представляли собой четырнадцать картин, располагавшихся в двух комнатах. Одной из самых страшных картин серии можно смело назвать «Сатурна, пожирающего своих детей». В 1824 году 78-летний мастер, не желая мириться с политикой Фердинанда, отправляется в добровольное изгнание во Францию. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Творчество Гойи стоит на грани искусства XVIII и XIX веков. Оригинальность и смелость таланта позволяют назвать его так же как Веласкеса и Эль Греко, в числе величайших мастеров мирового искусства.

Литература, представленная на выставке:

1. Баткиль Ж. Гойя легенда и жизнь [Альбом] / Жанин Баткиль; пер. с фран. Г. Смирнов. - М: Астрель АСТ, 2002. - 176 с.: цв.ил.

2. Бродский, Валентин. Франсиско Хосе Гойя и Лусиентес / В. Бродский. - Москва; Ленинград: Искусство, 1939. - 95 с.: ил.

3. Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, скульптура. - М.: АСТ; Спб: Полигон, 2006. - 239 с.: цв. ил.

4. Гойя: «Капричос». Альбом по искусству. – Москва: Центр Рой, 1992. - 81с.: ил.

5. Левина И.М. Гойя / И. М. Левина. - Москва; Ленинград: Искусство, 1958. - 349 с.: ил.

6. Легенды мировой живописи. Мастера живописи XIII-XX веков / Авт.-сост. В.Н. Сингаевский. - Москва: АСТ, 2009. - 320 с.: цв. ил.

7. Фейхвангер Л. Гойя или тяжкий путь познания. / Л. Фейхвангер. – М.: Республика, 1992. - 462 с.: ил.

8. Франциско Гойя / авт., сост. Т. А. Седова. - Москва: Изобразительное искусство, 1973. - 121 с.: цв. ил.

9. Франсиско Гойя / ред., сост. О. Никитюк. - Москва: Изобразительное искусство, 1962. - 65 с.: ил.

10. Шахнович М. И. Гойя против папства и инквизиции / М. И. Шахнович; Академия наук CCCР, Музей истории религии и атеизма. - Москва; Ленинград: Академия наук СССР, 1955. - 400 с.: ил.

11. Энциклопедия мировой живописи / Е.В. Иванова. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 496 с.: цв.ил., портр.

Отдел литературы по искусству

Презентация книги Пайзулы Пайзулаева «Зеркало времени»

30 марта 2021 года в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась презентация книги Пайзулы Пайзулаева «Зеркало времени».

Пайзула Пайзулаев – поэт, журналист родился в 1955 году в селении Верхний Батлух Шамильского района. Окончил исторический факультет Даггосуниверситета, Академию ФСБ России, член Союза журналистов России.

Говорят, страницы прошлого молчат, пока не прикоснется к ним рука человека. У каждого народа есть своя история, свои знаменитости, события, ставшие особенно дорогими. И все это отражено в периодической печати. Об истории печати на аварском языке написал историк, журналист, аварской газеты «Истина», Пайзула Пайзулаев. Автор книги «Зеркало времени» рассказывает нам о том, как возникла и развивалась республиканская аварская газета с выхода её первого номера 3 апреля 1917 года. Рассказ автора именно о газете, которая стала главной вехой в истории аварского народа.

В книге дается список главных редакторов газет разных времен с самого начала издания газеты на аварском языке. О жизни и творчестве тех, кто работал в редакции аварской газеты. Также в книгу вошли отзывы и стихи, посвященные к юбилею газеты. На выставке выставлены книги самого автора и книги о печати Дагестана разных годов издания.

Вел презентацию доктор филологических наук, руководитель аварской секции Союза Писателей РД Магомед Магомедов.

Гостями мероприятия стали советник врио главы РД Сайгидпаша Умаханов, бывший генеральный консул в Джидде Багавудин Алиев, руководитель фонда «Имам Шамиль» Алиасхаб Хархачев, главный редактор газеты «Истина» Умахан Умаханов, главный редактор журнала «Дагестан» Магомед Бисавалиев, руководитель Олимпийского совета РД Курамагомед Курамагомедов, руководитель общества «Муслимат» Айшат Шейхалиева, профессор медицинских наук Ахмед Азизов, завуч школы № 35 поселка Ленинкент Патимат Хайдарбекова, поэты и писатели Сабигат Магомедова, Тубхат Зургалова, Магомед Абдулхаликов, Магомед Насруллаев, Шамиль Мухудинов.

С концертной программой на вечере выступили Каримулла Абдулаев, Магомедтамир Синдиков, Шамсият Абдуллаева, Шамсият Расулова, Ахсарат Хайбулаева.

Сотрудникам Национальной библиотеки Сабигат Магомедовой, Патимат Муртазалиевой и Патимат Гаджиевой были вручены Почетные грамоты республиканской газеты «Истина» за активную связь с газетой и большую работу в деле сохранения языка.

Также на вечере были вручены литературные премии имени писателя и журналиста Магомеда Шамхалова.

Отдел краеведческой и национальной литературы представил на мероприятии выставку под названием «Путь к «Истине».

П. Гаджиева, гл. библиотекарь отдела краеведческой
и национальной литературы

Интеллектуально- философский клуб «Эпохе» приглашает:

1 апреля в 17:00 в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоится заседание участников философско-интеллектуального клуба «Эпохе».

С докладом на тему: «Государь. Макиавелли: обратная связь» выступит Марям Ханмагомедова.

Приглашаем всех желающих!

 

Дата мероприятия

«Славный сокол Дагестана»

В читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена книжная выставка «Славный сокол Дагестана», посвященная 70-летию летчика-космонавта Мусы Хирамановича Манарова.

В историю космонавтики золотыми буквами внесено имя нашего земляка Героя Советского Союза Мусы Манарова, дважды совершившего полет на орбитальной станции «Мир» общей продолжительностью более 500 суток.

22 марта 2021 года Мусе Манарову исполнилось 70 лет. Дед со стороны отца - Муса (в честь которого был назван будущий космонавт) был известным на юге России мастером-златокузнецом. Отец Хираман - кадровый офицер, служил в Баку, где и родился первенец Муса. Муса с отличием окончил Московский авиационный институт. Как перспективный инженер был направлен в Центральное конструкторское бюро Королева, здесь его и зачислили в отряд космонавтов, хотя добро на полет получил не сразу. Несмотря на то, что он прошел полный курс подготовки, его неоднократно отодвигали на задний план. Только твердый, настойчивый характер позволил ему проложить путь в звездные дали.

«В характере Мусы я бы выделила в первую очередь чувство долга, ответственность, увлеченность, - рассказывает жена космонавта Наиля.- Если на свете бывают абсолютно честные люди, то один из них – Муса. Он правдист, не терпит даже маленькой лжи, человек с высокими идеалами. Вместе с тем он не сухарь, юморист, очень верный товарищ, заботливый, внимательный сын, муж, отец».

Муса Хираманович – летчик-космонавт, дважды побывавший в космосе на орбитальном комплексе «Мир». Программа этой экспедиции была, как никогда, ответственная. За время полета экипаж трижды выходил в открытый космос, и каждый раз это была для Владимира Титова и Мусы Манарова большим событием. По масштабу выполненной программы, эмоциональному и физическому напряжению космический год В. Титова и М. Манарова по земным меркам равен десятилетию. М. Манаров занесен в Книгу рекордов Гиннеса за первое длительное пребывание в космическом пространстве.

Мы, от всей души, поздравляем нашего земляка с его юбилеем. Желаем ему крепкого здоровья,успехов в работе.

До той поры, Муса сын Хирамана,

Никто не знал об имени твоем,

А ныне - славный сокол Дагестана,

Огромная страна твердит о нем.

Усы пригладив, по дороге млечной

Умчался ты на огненном коне,

Накинув бурку звездную на плечи,

Сам засверкал звездою в вышине.

 

Литература, представленная на выставке:

1. Гаджиев А.А. Муса Манаров. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2001. - 296с.

2. Джабраилов А. Крылья Дагестана. / Литзапись Идрисовой С.И. - Махачкала: ГУП «Даг. кн. изд-во», 2001. - 200с.

3. Нажмудинов К.Г. Рыцари пятого океана. - Москва: Издательство журнала «Юность», 2005. - 320с.

4. Щербаков А.В. Гвардия Космонавтики. - Санкт-Петербург, 2009. - 92с.

5. Магомедова М. Славные сыновья Дагестана. - Махачкала: Издательство «Юпитер», 2003. - 528с.

Приглашаем всех посетить нашу выставку!

А. Бижитуева, гл. библиотекарь отдела краеведческой

и национальной литературы

«Полет мечты»

28 марта в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялось седьмое заседание клуба «Полет мечты» для детей с особенностями развития.

Это был удивительный день, такой насыщенный и яркий. Состоялось закрытие выставки «Горизонты Будущего-2020» и замечательный мастер-класс. На закрытии звучала прекрасная музыка в исполнении Оксаны Пинкус. Это был настоящий праздник для детей и взрослых.

Мастер-класс «Полет музыки» провела дагестанская художница и педагог Виктория Бакшаева-Магомедова. Детям были показаны приемы изобразительного творчества — рисование гуашью, пальчиковую живопись, использование различных приспособлений для рисования.

Благодаря этому занятию дети получили массу положительных эмоций от общения друг с другом, развитие моторики рук, удовольствие от проделанной своими руками работы и познание окружающего мира.

Универсальный читальный зал

«Национальное достояние Республики – Тарият Капиева»

2 апреля в 14:00 в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова в рамках проекта «Национальное достояние Республики» состоится встреча с заслуженным деятелем искусств РД, лауреатом государственной премии РД, Членом Общественного совета при Министерстве культуры РД, руководителем школы-студии Государственного Академического заслуженного ансамбля «Лезгинка» Тарият Капиевой.

Ее любят, ею восхищаются, она активно сотрудничает с лучшими творческими коллективами республики, принимает участие во всех больших государственных и республиканских праздничных программах. Приглашают к сотрудничеству республиканские театры.

Приглашаем всех желающих прикоснуться к творчеству прекрасного хореографа!

Дата мероприятия

«Авторская песня и театр»

27 марта в Клубе любителей авторской песни «Порт-Петровская гавань» впервые после годичного перерыва, связанного с пандемией состоялся литературно-музыкальный вечер «Авторская песня и театр», посвященный Международному дню театра.

Ведущий вечера - руководитель клуба Муса Асельдерович Гаджиев - рассказал членам клуба о статье Юрия Лореса «Место авторской песни в системе искусств». Согласно статье можно сделать вывод, что в театральном искусстве, кроме драматического и музыкального (опера, балет) существует театр одного актера, иначе театр рассказчика, иначе, театр слова, имеющий две разновидности: речевую и поющую, принятую называть авторской песней. Отныне многообразные способы существования авторской песни в быту, в социуме, в культуре, из-за которых нам так трудно найти ее место в системе искусств, не должны вводить нас в заблуждение. Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич не говорят о взаимосвязи авторской песни с театром, но театральность присуща авторской песне на жанровом уровне как театр одного актера.

Одним из театральных бардов является Юлий Ким. В фильмах «Обыкновенное чудо» и «Формула любви» все песни написаны на стихи Ю. Кима. Ю.Ким пишет также песни и к театральным постановкам: «Две стрелы», «Недоросль», «Пять вечеров» и др.

На вечере также прозвучали аудио и видеозаписи песен Ю. Кима, Д. Сухарева, Е. Клячкина «На театральной площади», «Гамлет» В. Берковского, «Монолог Гамлета» и «Солдаты группы «Центр» Владимира Высоцкого, «Театр - два монолога», «На театральной площади» В. Луферова и др.

Клуб любителей авторской песни «Порт-Петровская гавань» продолжает проводить литературно-музыкальные встречи в каждую последнюю субботу месяца при отделе литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова.

Следующая встреча состоится 24 апреля 2021 года в конференц-зале Национальной библиотеки РД им.Р.Гамзатова в 16:00.

Отдел литературы по искусству

«Как работает идеология?»

25 марта в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова прошло очередное заседание участников интеллектуально-философского клуба «Эпохе».

С докладом на тему «Как работает идеология? Марксистское открытие и постмарксистский анализ» выступил студент исторического факультета Дагестанского Государственного университета Руслан Аккаев.

В своем выступлении докладчик анализирует творчество крупного французского философа, структуралиста Луи Альтюссера, посвященное К. Марксу и В. Ленину. Основная идея доклада состояла в том, что отношение базиса и надстройки не являются линейными, но представляют собой взаимно обусловленную связь. Базис производит идеологию, а надстройка ее воспроизводит. Исходя из этого положения, возникает вопрос о том, как формируется субъектность.

Как базис и надстройка влияют на структурирование субъекта?

Чтоб представляет собой десокоализированный марксистский субъект?

Для Анализа данной проблемы были задействованы подходы М. Фуко, концепция власти- знания, А. Грамши, концепция Гегемонии, а так же анализ классического марксизма и ленинизма. Дискуссия была крайне интересной и плодотворной. Хотелось бы поблагодарить всех участников дискуссии и особенно членов клуба «Эпохе», благодаря которым и была раскрыта данная тема.

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ