В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Поэзия танца», посвящённая Международному дню танца.
«Танец – самое возвышенное, самое волнующее и самое прекрасное из всех искусств, поскольку он не просто отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь». (Хевлок Эллис, «Танец жизни»)
29 апреля отмечается ежегодный праздник «Международный день танца». Праздник служителей и поклонников Терпсихоры отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана Жоржа Новерра, реформатора и теоретика искусства танца, который вошёл в историю как «отец современного балета».
Исторически танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этого обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. У североамериканских индейцев до сегодняшнего дня сохранился танец бизона, у китайцев – павлина, у якутов – медведя и т. п. Плавные, словно перетекающие из одного в другое, движения японского и китайского танца завораживают зрителя. Основу индонезийского танца составляют фиксированные чёткие па; европейский танец – это сочетание движений солиста и ансамбля, рождающее целостную композицию; в индийском классическом танце жесты и движения символизируют чувства и настроения. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, который, танцуя, создал из хаоса Вселенную. В древности танец выполнял не только и даже не столько развлекательные функции, сколько просветительские. Так, исполнитель китайских танцев посредством движений «рассказывал» зрителям об устройстве мира.
Многообразие видов развития фольклорного, балетного и современного танца можно классифицировать на национальные и народные, театральные и бальные, социальные и религиозные, ресторанные, экспериментальные и другие формы танца. Фольклорный танец – самый древний вид танца. Он находится во взаимосвязи с историей и отражает национальный дух. Фольклор – культурное достояние народов мира, отражающее их обычаи, привычки, музыку, костюмы и историю. Фольклорный танец, в свою очередь, подразделяется на два вида танца. Первый – коллективный танец. Он не связан с театром, этот вид очень популярен на национальных празднованиях и свадьбах. Второй – танец, исполняемый профессионалами театрального танцевального искусства. Принадлежность танца к национальности оценивают по сценическому костюму, песням и форме танца. Фольклорные, национальные и народные танцы мира исторически передаются из поколения в поколение, оттачиваются в движениях и ритмах, сценических костюмах и аксессуарах, гриме и макияже и с любовью воспринимаются поколениями молодых, старающихся превзойти своих предшественников.
Корни современного балета или театрального танца уходят во Францию шестнадцатого века – эпоху Возрождения.
В начале ХХ столетия в мировом балете развились традиционные балетные костюмы, хореография, декорации, бутафория и другие сценические средства. Последнее характерно и для русского балета, начавшего революцию в балетном искусстве, которая продолжается и по настоящее время. Границы, которые определяют классический балет, постоянно раздвигаются и размываются. Шестидесятые-восьмидесятые годы ХХ столетия ознаменовали развитие классического балета и современного танца. Танцевальное искусство всех форм танца проникнуто творческой конкуренцией, и хореографы зачастую стремятся к тому, чтобы именно их работу назвали самой шокирующей.
Однако до сих пор в искусстве танца есть красота, и танец современности потрясает таким профессионализмом, силой и гибкостью тела, которых никогда не было до настоящего времени. Крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения. Танец отражает чувства. Через танец человек познаёт окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. А ещё танцы – прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье. Целенаправленное воспитание молодого поколения в духе танцевальных традиций всех форм танцевального искусства с обеспечением доступа в танцевальные залы и театры есть формирование интеллигентной личности – гражданина любого государства.
Литература, представленная на выставке:
1. Базарова, Н. Азбука классического танца: Первые три года обучения [Текст] / Н. Базарова, В. Мей. – Изд-е 2-е. – Л.: Искусство, 1983. – 207 с.
2. Воронина, Инга Аркадьевна. Историко-бытовой танец [Ноты]: [учеб. пособие] / И. Воронина. – М.: Искусство, 1980. – 128 с.: ил.
3. Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» [Изоматериал]. – М.: Планета, 1978. – 22 открыток: цв. ил.
4. Дени, Ги. Все танцы [Текст] / Ги Дени, Люк Дассвиль. – 2-е изд. – Киев: Музична Украина, 1987. – 336 с.: ил.
5. Дорога к танцу [Фотоальбом]: / Государственный академический ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева / сост., авт. текста И. Д. Филатов. – М.: Планета, 1989. – 75 с.: фот. цв.
6. Жиенкулова, Шара. Танцы друзей [Текст] / Шара Жиенкулова. – Алма-Ата: Мектеп, 1989. – 139 с.: ил.
7. Лавриненко, Л. Б. Арабские танцы. Самоучитель [Текст] / Л. Б. Лавриненко. – Мн: Соврем. шк., 2006. – 207 с.: ил.
8. Пичугин, П. А. Аргентинское танго [Текст] / П. А. Пичугин. – М.: Музыка, 2010. – 262 с.: ил.
9. Худеков, Сергей Николаевич. Всеобщая история танца [Текст]: научное издание / С. Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.: ил. (Всеобщая история).
10. Цыганкова, Р. Школа восточного танца [Текст] / Р. Цыганкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 156 с.: ил.
11. Чеккетти, Грациозо. Полный учебник классического танца [Текст] / Г. Чеккетти. – М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2008. – 504 с.
Отдел литературы по искусству