апреля 2019

Встреча с профессором факультета философии Грайфсвальдского государственного университета (Германия) Вернером Штегмайером

7 мая в 15.00 в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова (в малом конференц-зале, 1-й этаж) Дагестанское отделение Российского философского общества организует встречу с профессором факультета философии Грайфсвальдского государственного университета (Германия) Вернером Штегмайером «Разочарование Ф. Ницше в мышлении об истине очаровывает…».

Приглашаются члены ДО РФО, философствующая интеллигенция, студенты, аспиранты – все, кто интересуется проблемами философии.

Дата мероприятия

«Авторская песня Булата Окуджавы»

Литературно-музыкальный вечер «Пока земля ещё вертится…» махачкалинского клуба любителей авторской песни «Порт-Петровская гавань», состоявшийся 27 апреля 2019 года в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова, был посвящён 95-летию со дня рождения Булата Окуджавы.

В солнечный субботний день в конференц-зале библиотеки собрались любители творчества легендарного поэта и музыканта советских времён Булата Окуджавы, чьи песни находят отклик в душах не только современников, но и представителей молодого поколения. Булата Окуджаву заслуженно считают одним из основателей такого жанра, как авторская – бардовская – песня. Тем не менее, сам поэт не видел новаторства в своём творчестве, отмечая, что при создании лирики ориентировался исключительно на традицию XIX века.

Творчество Булата Шалвовича – выстраданное, преобразованное в стихи и музыку описание его жизни, непростой судьбы, типичной, в общем-то, для его поколения. Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года.

Вёл вечер руководитель клуба «Порт-Петровская гавань» кандидат филологических наук Муса Асельдерович Гаджиев. Он объявил тему майской встречи и пригласил на неё постоянных членов клуба и гостей. Встреча будет посвящена этно-рок-джаз-группе «Иное-Иное», которая выступит с новой программой.

По традиции клуба начали с одной из первых песен Окуджавы «Гори, огонь, гори». У Булата Окуджавы есть микроцикл стихов «Ваше величество женщина», посвящённых прекрасной половине человечества. В этот цикл он вложил целую философию жизни.

Участники клуба прослушали также одну из самых ранних программных песен барда «Не бродяги, не пропойцы». Окуджава не писал случайных песен.

Есть тема, которая во многом предопределила и авторскую песню: тема войны. Для Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Михаила Анчарова эта тема представляет особую важность. Окуджава – единственный из них, кто воевал, пошёл на фронт добровольцем в 17 лет. В военные годы юного Булата отправили на Северо-Кавказский фронт миномётчиком. Кровавые, жестокие реалии войны навсегда ранили впечатлительного юношу – позже он посвятит её жертвам несколько своих стихов.

Самым известным его произведением принято считать «Здесь птицы не поют…» из кинофильма «Белорусский вокзал». Позднее поэт заявил, что поначалу собирался отклонить предложение режиссёра написать песню к кинокартине. Задумывалось донести до зрителя историю от первого лица – от рядового, сидящего в окопе под снарядами, его переживания, личную боль. Булат Шалвович сомневался, под силу ли ему будет вновь пережить опыт военного времени, когда он сам, будучи ещё мальчишкой, побывал на месте своего лирического героя. По признанию Окуджавы, в итоге слова возникли сами собой, хотя он никогда не описывал войну глазами солдата.

Самую известную и прекрасную песню Булата Окуджавы «Синий троллейбус» в собственной интерпретации исполнил актёр Дагестанского Русского драматического театра Артур Джахбаров. Гость вечера Али Дадашев исполнил две лирические песни: «Увижу» и «Горит огонь – не чади».

Звучали на вечере и стихи в исполнении самого ведущего и участников клуба, в том числе Гюльшат Шевкеримовой. Постоянный член клуба авторской песни Маквелла Сергеева рассказала о том, как, будучи студенткой, побывала на концерте Булата Окуджавы, который приехал в Тбилисский университет и там выступал.

Следующий микроцикл стихов Окуджавы – произведения, посвящённые Арбату. Эта улица знаменита тем, что там жил Пушкин. Окуджава жил в доме №3, а через три дома от него жил Пушкин. Пушкин – фигура №1 для Б. Окуджавы.

В конце встречи все вместе спели песни Окуджавы «Ваше благородие» и «Виноградную косточку в тёплую землю зарою…».

Клуб любителей авторской песни «Порт-Петровская гавань» проводит литературно-музыкальные встречи каждую последнюю субботу месяца при отделе литературы по искусству НБ РД.

Следующее мероприятие клуба состоится 25 мая 2019 года в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова в 16.00. 

Отдел литературы по искусству

«Одиссея Гомера ХХ века»

Литературная и читательская общественность нашей республики любовно чтит память о великом ашуге, народном поэте Дагестана Сулеймане Стальском (настоящая фамилия – Гасанбеков; 18 мая 1869 – 23 ноября 1937).

«Сулейман Стальский – эпиграф дагестанской литературы» – так назвал Расул Гамзатов поэта-основоположника лезгинской, дагестанской, досоветской поэзии, одного из крупнейших дагестанских поэтов ХХ века Дагестана Сулеймана Стальского.

Ежегодно в Махачкале в день его рождения, 18 мая, в сквере у его памятника проходит традиционный День дагестанской поэзии, проводятся литературные вечера, дни поэзии. В 1956 году Махачкале открыли памятник Сулейману Стальскому скульптора Аскара Сарыджи. Именем великого поэта названа и литературная республиканская премия.

Не остаётся в стороне и Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова. К юбилею поэта в отделе краеведческой и национальной литературы прошло заседание лезгинской секции клуба родных языков. Студенты ДГУ и просто любители дагестанской литературы разных национальностей и возрастов читали стихи поэта на родных и русском языках. Была подготовлена фотовыставка «Одиссея Гомера ХХ века» и оформлены книжные выставки «Навечно в памяти народной» и «Выражая думы народа».

В первом разделе выставки внимание пользователей привлекают книги поэта на родном языке, изданные в дагестанских книжных издательствах в разные годы, а также журналы и газеты. Для пользователей интерес представляет книга «Стихи» – первый сборник поэта, который вышел в Даггизе в 1934 году и был отпечатан на латинском шрифте. Его перу принадлежат такие поэмы, как «Дагестан», «Думы о Родине», которые увидели свет отдельными изданиями. В стихах и поэмах ашуга выражены думы родного народа, его радости и горести. В своих сатирических стихах он яростно осуждал и высмеивал кулаков, ханов, чиновников, всяких перерожденцев. Его простые и мудрые песни покоряли сердца людей, они лились свободно и мужественно по всей нашей великой стране, книги поэта издавались в многих центральных издательствах.

Во втором разделе представлена литература о жизни и творчестве Сулеймана Стальского.

Прототипом книги Эффенди Капиева «Поэт» стал образ Стальского.

Из книг литературоведов и критиков А. Агаева, Г. Гашарова, Г. Гамзатова, Р. Кельбеханова, К. Султанова, С. Ахмедова, Г. Корабельникова, К. Акимова и других авторов пользователь узнает, что поэт родился 18 мая 1869 года в селении Ашага-Стал. Рано осиротев, с 14 лет батрачил. Прожив почти нищенскую жизнь, Сулейман как никто другой понимал страдания народа. Позже в поисках заработка стал отходником, работал на нефтепромыслах, на строительстве железной дороги и моста через реку Сыр-Дарья, побывал в Дербенте, Баку, Гяндже, Самарканде.

Стальский – участник Первого Вседагестанского съезда писателей, член Союза писателей СССР с 1934 года. Ашуг был делегатом Первого Всесоюзного съезда писателей в Москве (1934.), где Максим Горький назвал его Гомером ХХ века. В феврале 1936 года ЦИК СССР наградил народного поэта орденом Ленина. В сентябре того же года Сулейман Стальский был избран председателем Правления Союза писателей Дагестана, а в октябре 1937 года был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.

В третьем разделе выставки представлены книги с переводами произведений Стальского на языках народов Дагестана.

Сулейман Стальский ушёл из жизни 23 ноября 1937 года. Но имя поэта, ашуга Сулеймана останется навечно в памяти народной и увековечено в названии районов, улиц, театров, школ и библиотек.

Среди представленных вниманию читателей такие книги:

1. Агаев А.Г. Сулейман Стальский. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. – 183 с.

2. Стальский С. Избранные произведения. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1938. – 318 с.

3. Стальский С. Избранное. – М.: Советский писатель, 1949. – 256 с.

4. Стальский С. Земли богатство. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1987. – 260 с.

5. Стальский С. Серединная река. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2008. – 262 с.

6. Стальский С. Утренняя звезда. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2014. – 264 с.

Приглашаем вас на книжную выставку!

С. Н. Мусаева,

гл. библиотекарь отдела краеведческой и национальной литературы

«Театр и время»

В рамках проекта «Ретропериодика, читаем заново» отдел текущих периодических и новых поступлений Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова предлагает своим читателям выставку «Театр и время».

Год театра – это очень важное событие для культурной жизни страны, для формирования общественного сознания. Одной из основных задач проведения Года театра видится возможность сделать театр частью жизни каждого из нас.

 Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли.

Театру не однажды предрекали гибель, но он выдержал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с компьютером. Искусству, творящемуся на глазах у зрителей, суждена долгая жизнь.

Посетители библиотеки, заглянув в отдел текущих периодических и новых поступлений, смогут познакомиться с тем, как отражалась театральная жизнь в периодических изданиях из фонда библиотеки. Именно периодические издания – газеты, журналы (некоторые из них издавались еженедельно) – могли живо откликаться на значимые явления в театральной сфере, своевременно информировать публику о новых постановках.

Динамичная, порой ошеломляющая театральная жизнь широко представлена в публикациях, критических статьях и рецензиях, репортажах и фотопроектах известных российских периодических изданий разных времён.

Эти материалы журнальных статей до сих пор пользуются широкой популярностью. Экспозиция будет интересна не только знатокам и заядлым театралам, но и всем, кого привлекает волшебный мир сцены и кулис.

На выставке представлены журналы «Театр», «Театральная жизнь», «Культура и жизнь», «Советский Союз».

Отдел текущих периодических и новых поступлений

Заседание клуба «Ветры моды»

27 апреля 2019 года состоялось очередное заседание клуба «Ветры моды». Мероприятие прошло в отделе сельскохозяйственной и технической литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова.

На заседании обсуждались темы, связанные с историей национального костюма:

1. Картины Виктора Михайловича Васнецова. Изучение костюма в живописи.

2. Мастер-класс по построению лекала на куклу. Юбка-полуклёш и юбка с одним швом.

3. Кайтагская вышивка.

Живопись художников – бесценный источник для изучения народного костюма. Пейзаж выступает как самостоятельный жанр в творчестве Виктора Васнецова. 

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) – один из самых знаменитых русских художников XIX века. В первую очередь он известен как живописец русских былин и сказок, а также иконописец и автор исторических полотен. Отличительная черта его творчества – использование народных орнаментов, форм, стилистики старинного русского костюма, что очень важно для дизайнеров. Васнецов хорошо известен и как иллюстратор, театральный декоратор и архитектор. Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, замечательны лирической непосредственностью её восприятия. Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» – несомненно, самое сказочное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета – захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Сказочность сюжета подчёркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шёлковым одеянием Елены. Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с горним миром, магией, чудесами. Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

Далее члены клуба поучаствовали в мастер-классе по построению лекала на куклу с целью сшить юбку-полуклёш и юбку с одним швом.

После этого провели мастер-класс по кайтагской вышивке.

Обо всём этом увлекательно рассказывала слушателям руководитель клуба дизайнер Надежда Пашковская.

Будем рады видеть и вас!

Отдел сельскохозяйственной и технической литературы

Презентация книги Ахмедхана Ниналалова «Игры памяти»

26 апреля 2019 года в конференц-зале Национальной библиотеки Республики Дагестан им. Расула Гамзатова состоялась презентация книги Ахмедхана Ниналалова «Игры памяти».

Ахмедхан Ибрагимович Ниналалов (1934—2015) – выходец из аула Кубачи, выпускник Азербайджанского нефтяного института, работал в Азнефти на Нефтяных камнях, в Дагнефти. С самого открытия Дагестанского политехнического института до последнего дня жизни работал в институте. Много лет был деканом строительного факультета, заведующим кафедрой сопротивления материалов. Кандидат технических наук, автор более ста научных публикаций в области нефтедобычи и разработки скважин. Как и многие кубачинцы, параллельно с основной работой занимался ювелирным делом, мастер-гравировщик.

«Игры памяти» – вторая книга серии «Кубачинская библиотека», которую выпускает издательство «Кавказский экспресс», – издана к 85-летию со дня рождения автора. В книге собраны воспоминания Ахмедхана Ниналалова о детстве, которое пришлось на Великую Отечественную войну, об учёбе в Кубачинской средней школе, об учёбе и жизни в Баку, о работе на нефтепромыслах и в Дагестанском техническом университете, о семье, родственниках, друзьях, сослуживцах и учениках.

Отрывки из книги публиковались в газете «Дагестанская правда», в журнале «Дагестан», в сборнике «Детство, опалённое войной».

Книга воспоминаний Ахмедхана Ниналалова – своеобразный отпечаток времени, в ней есть место и юмору, и трагическим событиям XX века. Она будет интересна широкому кругу читателей.

На мероприятии выступили родственники, коллеги и ученики Ахмедхана Ниналалова. Файзулла Мунгиев и Мажид Ахмедов, сверстники и друзья автора вспоминали о детстве, о годах учёбы в Кубачинской средней школе. Сиражудин Касумов и Амин Аминов, выпускники строительного факультета Политеха, рассказали о том, что Ахмедхан Ниналалов по-отечески относился к своим студентам, беспокоился об условиях их жизни в общежитии. Племянники автора Манаба Магомедова, Мадина Моллаева, Шапи Мухтаров поделились воспоминаниями о нескольких случаях из его жизни.

Коллеги Ахмедхана Ниналалова Жанна Абуева, Гилани Муртазалиев, Гаджи Хазамов, Магомедэмин Канаев говорили о его эрудиции, улыбчивости, доброжелательности, желании всем помочь. 

Выступили также доктор исторических наук Амирбек Магомедов, преподаватель ДГУ Заира Багандова, заслуженный художник Дагестана Лейла Изабакарова, общественный деятель Максуд Гаджиев.

На презентации была представлена экспозиция книг, посвящённая Кубачи и кубачинцам, из фонда отдела краеведческой и национальной литературы.

В завершение вечера Гасан Ниналалов от имени семьи поблагодарил всех, кто нашёл время, чтобы прийти на презентацию. Участники вечера получили экземпляры книги «Игры памяти». 

Отдел культурных программ

«Поэзия танца»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Поэзия танца», посвящённая Международному дню танца.

«Танец – самое возвышенное, самое волнующее и самое прекрасное из всех искусств, поскольку он не просто отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь». (Хевлок Эллис, «Танец жизни»)

29 апреля отмечается ежегодный праздник «Международный день танца». Праздник служителей и поклонников Терпсихоры отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана Жоржа Новерра, реформатора и теоретика искусства танца, который вошёл в историю как «отец современного балета».

Исторически танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этого обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. У североамериканских индейцев до сегодняшнего дня сохранился танец бизона, у китайцев – павлина, у якутов – медведя и т. п. Плавные, словно перетекающие из одного в другое, движения японского и китайского танца завораживают зрителя. Основу индонезийского танца составляют фиксированные чёткие па; европейский танец – это сочетание движений солиста и ансамбля, рождающее целостную композицию; в индийском классическом танце жесты и движения символизируют чувства и настроения. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, который, танцуя, создал из хаоса Вселенную. В древности танец выполнял не только и даже не столько развлекательные функции, сколько просветительские. Так, исполнитель китайских танцев посредством движений «рассказывал» зрителям об устройстве мира.

Многообразие видов развития фольклорного, балетного и современного танца можно классифицировать на национальные и народные, театральные и бальные, социальные и религиозные, ресторанные, экспериментальные и другие формы танца. Фольклорный танец – самый древний вид танца. Он находится во взаимосвязи с историей и отражает национальный дух. Фольклор – культурное достояние народов мира, отражающее их обычаи, привычки, музыку, костюмы и историю. Фольклорный танец, в свою очередь, подразделяется на два вида танца. Первый – коллективный танец. Он не связан с театром, этот вид очень популярен на национальных празднованиях и свадьбах. Второй – танец, исполняемый профессионалами театрального танцевального искусства. Принадлежность танца к национальности оценивают по сценическому костюму, песням и форме танца. Фольклорные, национальные и народные танцы мира исторически передаются из поколения в поколение, оттачиваются в движениях и ритмах, сценических костюмах и аксессуарах, гриме и макияже и с любовью воспринимаются поколениями молодых, старающихся превзойти своих предшественников.

Корни современного балета или театрального танца уходят во Францию шестнадцатого века – эпоху Возрождения.

В начале ХХ столетия в мировом балете развились традиционные балетные костюмы, хореография, декорации, бутафория и другие сценические средства. Последнее характерно и для русского балета, начавшего революцию в балетном искусстве, которая продолжается и по настоящее время. Границы, которые определяют классический балет, постоянно раздвигаются и размываются. Шестидесятые-восьмидесятые годы ХХ столетия ознаменовали развитие классического балета и современного танца. Танцевальное искусство всех форм танца проникнуто творческой конкуренцией, и хореографы зачастую стремятся к тому, чтобы именно их работу назвали самой шокирующей.

Однако до сих пор в искусстве танца есть красота, и танец современности потрясает таким профессионализмом, силой и гибкостью тела, которых никогда не было до настоящего времени. Крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения. Танец отражает чувства. Через танец человек познаёт окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. А ещё танцы – прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье. Целенаправленное воспитание молодого поколения в духе танцевальных традиций всех форм танцевального искусства с обеспечением доступа в танцевальные залы и театры есть формирование интеллигентной личности – гражданина любого государства.

Литература, представленная на выставке:

1. Базарова, Н. Азбука классического танца: Первые три года обучения [Текст] / Н. Базарова, В. Мей. – Изд-е 2-е. – Л.: Искусство, 1983. – 207 с.

2. Воронина, Инга Аркадьевна. Историко-бытовой танец [Ноты]: [учеб. пособие] / И. Воронина. – М.: Искусство, 1980. – 128 с.: ил.

3. Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» [Изоматериал]. – М.: Планета, 1978. – 22 открыток: цв. ил.

4. Дени, Ги. Все танцы [Текст] / Ги Дени, Люк Дассвиль. – 2-е изд. – Киев: Музична Украина, 1987. – 336 с.: ил.

5. Дорога к танцу [Фотоальбом]: / Государственный академический ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева / сост., авт. текста И. Д. Филатов. – М.: Планета, 1989. – 75 с.: фот. цв.

6. Жиенкулова, Шара. Танцы друзей [Текст] / Шара Жиенкулова. – Алма-Ата: Мектеп, 1989. – 139 с.: ил.

7. Лавриненко, Л. Б. Арабские танцы. Самоучитель [Текст] / Л. Б. Лавриненко. – Мн: Соврем. шк., 2006. – 207 с.: ил.

8. Пичугин, П. А. Аргентинское танго [Текст] / П. А. Пичугин. – М.: Музыка, 2010. – 262 с.: ил.

9. Худеков, Сергей Николаевич. Всеобщая история танца [Текст]: научное издание / С. Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.: ил. (Всеобщая история).

10. Цыганкова, Р. Школа восточного танца [Текст] / Р. Цыганкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 156 с.: ил.

11. Чеккетти, Грациозо. Полный учебник классического танца [Текст] / Г. Чеккетти. – М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2008. – 504 с.

Отдел литературы по искусству

«Мы выбираем жизнь»

26 июня – Международный день борьбы с наркозависимостью и незаконным оборотом наркотиков. 

Этот день учреждён Генеральной Ассамблеей ООН на 42-й сессии в 1987 году и отмечается ежегодно.

Уже тогда проблема борьбы с этим недугом встала на планете особо остро. Число людей, употребляющих наркотики, ежегодно возрастает и превышает 3%всего населения земного шара. Угрожающими стали последствия наркозависимости, растёт число несовершеннолетних наркоманов, женщин. Средний возраст детей – юных наркоманов достиг уже 13–14 лет. Пристрастие к наркотикам оборачивается трагедией для самих наркоманов, горем для их родителей и массой серьёзных проблем для учителей, воспитателей. Проблемы эти при всей их серьёзности и даже трагичности очень деликатны и требуют осторожного, взвешенного подхода.

Это не просто проблема. Ведь наркомания – это не только трагедия отдельной личности или семьи. Это также одна из причин демографического кризиса, рождения больных детей, снижения общего здоровья нации, а также возрастание уровня преступности во всём мире

Но всё в наших руках. Надо не только мыслить, пропагандировать, но и действовать!

Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова объявила месячник антинаркотической направленности на период с 26 мая по 27 июня 2019 года. Отделы обслуживания оформят книжные выставки и проведут для пользователей и приглашённых студентов, школьников расширенный обзор. Кроме того пройдёт ряд мероприятий по данной тематике – встречи с врачами-наркологами, сотрудниками правоохранительных органов, представителями религиозных организаций.

«Культура – детям Дагестана»

Сотрудники НБ РД им. Р. Гамзатова Зайнаб Кадилаева и Меседу Мурадова организовали интересные и познавательные мероприятия в учреждениях культуры дагестанской столицы, задействованных в проекте «Культура – детям Дагестана». Мероприятия были организованы для более чем трёхсот ребят из Хасавюртовского, Хунзахского, Левашинского, Карабудахкентского районов и городов Избербаша и Хасавюрта.

Ребята совершили экскурсию в Национальную библиотеку РД им. Р. Гамзатова, в ходе которой с большим интересом познакомились с архивными национальными периодическими изданиями начиная с 20-х годов прошлого века. От экскурсовода Шамай Мамаевой школьники узнали об истории главной библиотеки республики, об уникальных книгах и получили ещё много полезной информации для всестороннего развития личности.

Во второй части культурной программы актёры Кумыкского театра им. А. Салаватова «оживили» образы произведения Редьярда Киплинга о Маугли. История про воспитание человеческого детёныша по закону джунглей переплетается с историей о любви и высоких чувствах.

С первых минут поражает пластичность и грациозность актёров: Пантера – настоящая женщина-кошка, а подросший Маугли-юноша вытворяет на сцене настоящие цирковые номера...

Далее дети разделились на две группы и направились в музеи столицы: Музей изобразительных искусств им. П. Гамзатовой и Национальный музей им. А.Тахо-Годи, где школьники познакомились с мировой культурой и культурой родного края.

Культурно-просветительский проект Министерства культуры республики «Культура – детям Дагестана»" продолжает свою работу. Каждые выходные в Махачкале мы ждём школьников из разных городов и районов республики на бесплатное посещение концертов, спектаклей, экскурсии в музеи.

Сектор информационно-сервисных услуг

«На крыльях песни и мечты»

26 апреля 2019 года в МБОУ «СОШ № 58» (пос. Семендер, г. Махачкала) состоялся фестиваль «На крыльях песни и мечты».

Это яркое мероприятие, призванное раскрыть детские таланты и пропагандировать изучение и знание родных языков, впервые прошло в 2017 году по инициативе Управления образования г. Махачкалы и проводится в школе № 58 уже третий год. Участвуют в фестивале школы дагестанской столицы.

Не осталась в стороне и Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова. Главную библиотеку республики представлял на фестивале главный библиотекарь-менеджер, заслуженный работник культуры Ахмед Гаджимурадович Хайбулаев, который поздравил детей и взрослых с праздником талантов и пожелал, чтобы фестиваль плодотворно существовал долгие годы. Библиотека школы № 58 дружит с Национальной библиотекой РД и получает от неё в дар книги на языках народов Дагестана.

Официальное открытие началось с гимнов России и Дагестана.

Приветственное слово произнесла директор СОШ № 58 Ш. Б. Баймурзаева.

Затем выступили приглашённые гости, в том числе вице-президент Фонда им. Расула Гамзатова Габибат Нажмудиновна Азизова, народный поэт Дагестана Аминат Абдулманаповна Абдулманапова, директор Центра изучения родных языков, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики ДГУ Марина Аюбовна Гасанова председатель Союза журналистов РД Али Ахмедович Камалов.

Многочисленные гости фестиваля с большим интересом посещали этнокультурные майданы народов Дагестана, расположившиеся на территории школы. Майдан каждого народа представил помимо этнокостюмов традиционные блюда национальной кухни, которые все желающие могли попробовать.

Фестиваль представлял собой красочные выступления талантливых учеников из разных школ Махачкалы. Настоящий восторг зрителей вызвало представление юных канатоходцев.

Ребята со своими руководителями продемонстрировали театрализованные представления дагестанских обрядов. Для сценки свадебного обряда, показанного девятиклассниками МБОУ «Гимназия № 11» г. Махачкалы, привели даже живого барана, украшенного ленточками.

Представители юного поколения дагестанцев хорошо владеют родными языками. Это стало очевидно из выступления школьников, исполнявших стихи и песни на дагестанских языках. Так, Асият Нажмудинова (6-й класс СОШ № 42) прочла стихотворение на аварском языке, Альбина Исмаилова (11-й класс лицея 30) – стихотворение народного поэта Дагестана Сугури Увайсова на лакском языке, а Диана Дамадаева (8-й класс СОШ № 60) исполнила песню на лезгинском языке.

И, конечно, какой же детский фестиваль без танцев! Хореографический ансамбль «Юные звёздочки» (СОШ № 42) к радости зрителей исполнили аварский и даргинский танцы.

Завершился фестиваль хором учителей из СОШ № 58, которые исполнили песню «Дагестан».

Пока существует язык – существует народ. На фестивале «На крыльях песни и мечты» ежегодно звучат стихи и песни на дагестанских языках, демонстрируются национальные танцы и театральные постановки с инсценировками народных обрядов, и всё это, несомненно, воспитывает в ребятах стремление лучше знать родную культуру, родные языки, читать книги на родных языках.