«Жизнь в воздухе»

С 20 ноября 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная 100-летию со дня рождения российской балерины Майи Плисецкой.

Майя Михайловна Плисецкая -  легендарная русская балерина, более 40 лет была солисткой Большого театра, чье творчество стало целой эпохой в балете. Список наград, титулов и регалий балерины очень широк, она народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина. За сотрудничество с испанским театром король Испании вручил ей орден Изабеллы Католической — высшую государственную награду.

С самого раннего детства маленькая Майя пела, танцевала, импровизировала, словно готовила себя к блестящему будущему на сцене. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» в 9 лет.

В 1934 году Майю Плисецкую отдали в Московское хореографическое училище. Юную артистку определили в класс солистки Большого театра Евгении Долинской. Для своих воспитанников она регулярно ставила танцевальные миниатюры, в которых участвовала и Майя Плисецкая. Ее учеба в училище часто прерывалась по семейным обстоятельствам. Когда началась Великая Отечественная война Плисецких эвакуировали в Свердловск, а коллектив Большого театра и преподавателей хореографического училища - в другие города. Но вскоре в эвакуацию приехала Суламифь Мессерер с идеей спектакля «Лебединое озеро». В ее балете Майя Плисецкая исполнила партию Умирающего лебедя.

В 1943 г. Майя Плисецкая на выпускном экзамене в училище на «отлично» исполнила роль Повелительницы дриад из балета «Дон Кихот». И вскоре ее приняли в труппу Большого театра. Первое время девушке не давали главных ролей: она была артисткой кордебалета. Успех пришел к Майе Плисецкой, когда она сыграла в балете «Шопениана».

 Вскоре балерине стали давать сольные роли. Сначала небольшие, например партии фей в «Спящей красавице», а затем и главные – Машу в «Щелкунчике», Джульетту, Царь-девицу в «Коньке-горбунке» и многие другие. В 1947 году Майя Плисецкая танцевала одну из самых значимых партий в своей карьере - партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Через три года она впервые исполнила партию Китри в «Дон Кихоте», которая стала одной из самых известных в репертуаре балерины.

В 50-е годы артистка сыграла роль Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке», исполняла партии в балетах «Шурале» и «Лауренсия». А уже к началу 60-х Майя Плисецкая официально заняла место первой балерины Большого театра. В нем она была не только балериной, но и хореографом-балетмейстером. Так, в начале 1950-х она поставила свой первый балет, собственную версию «Лебединого озера». В 70-х балерина продолжила карьеру балетмейстера, поставив спектакль «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина. Кроме того, композитор написал музыку для одноименного фильма. Балерина сыграла в нем роль Бетси Тверской.

Вплоть до конца 1980-х Майя Плисецкая занималась постановкой балетов и спектаклей для Большого театра. Так, за ее авторством числятся балеты «Чайка» и «Дама с собачкой». Она также сотрудничала с Римской оперой. В Италии балерина-хореограф поставила «Раймонду», «Айседору», «Федру». В январе 1990 года Майя Плисецкая станцевала свой последний спектакль в Большом театре, им стала «Дама с собачкой». 

Майя Плисецкая не танцовщица, а танцующая актриса, мастер тонкого психологического анализа, художник правдивого, осмысленного искусства, считается одной из величайших балерин в истории русского и мирового балета. Ее смелые новаторские решения, собственный выразительный стиль, пластика, прыжки, ее легкий шаг- поистине поражал воображение посетителей Большого театра.

Литература, представленная на выставке:

1.Балет: энциклопедия / редактор Ю. Н. Григорович. - Москва: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с.: ил.

2.Большой балет: балет Большого театра СССР / составитель Г. М. Запевалова; под редакцией В. А. Бони; авторы текста: В. В. Ванслов, Ю. Н. Григорович. - Москва: Планета, 1981. - 275 с.: ил.

3.Бочарникова, Э. Большой театр: краткий исторический очерк / Э. Бочарникова. - Москва: Московский рабочий, 1987. - 190 с.: ил.

4.Жданов, Л. Большой балет / Л. Жданов. - Москва: Искусство, 1963. - 110 с.: фот. 

5.Звезды московского балета. Балет XX век: в объективе фотохудожника Дмитрия Кулико / автор-составитель: В. И. Уральская, И. Д. Куликова. - Москва: ВайзМедиа, 2017. – 239 с.: ил. 

6.Майя Плисецкая. Maya Plisetskaya. - Москва: Прогресс, 1976. - 152 p.: ил. 

Мастера большого театра народные артисты СССР: к 200-летию Государственного академического Большого театра СССР / редактор М. Яковлев. – Москва: Советский композитор, 1976. - 695 с.: ил.

7.Отт, Урмас. Телевизионное знакомство: из цикла передач Эстонского телевидения / Урмас Отт. - Москва: Искусство, 1992. - 253 с.: фот. 

8.Плисецкая, Майя. Тринадцать лет спустя: сердитые заметки в тринадцатых главах / М. Плисецкая. - Москва: АСТ, 2008. - 160 с.: фот. 

9.Плисецкая Майя / съемки и фотокомпозиция альбома Л. Жданова; автор текста В. Комиссаржевский. - Москва: Планета, 1980. - 115 с.: фот. 

10.Плисецкая, Майя. Я, Майя Плисецкая... / М. Плисецкая. - Москва: Новости, 1995. - 496 с.: ил. 

11.Рославлева, Н. Майя Плисецкая / Н. Рославлева. - Москва: Искусство, 1968. - 130 с.: фот. 

12.Русский балет: Большая Российская энциклопедия / редакторы: Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская. - Москва: Согласие, 1997. - 632 с.: ил. 

13.Трускиновская, Далия Мееровна. 100 великих мастеров балета / Д. М. Трускиновская. - Москва: Вече, 2010. - 432 с.: фот.

14.Хорошилова, Ольга. "Мода и гении: костюмные биографии Леонардо да Винчи, Екатерины II, Петра Чайковского, Оскара Уайльда" / Ольга Хорошилова. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 384 с.: ил.

 Отдел литературы по искусству