«Живопись подсознания»

С 11 мая 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 120-летию со дня рождения испанского художника Сальвадора Дали.

Сальвадор Дали-миф и реальность искусства ХХ века. Уже при жизни имя его было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним известностью. Художник не перестает поражать воображение людей  парадоксальностью образного мировосприятия, утверждая свою монополию на гениальную непревзойденность. Неисчерпаемой фантазией, экстравагантностью натуры, кажущейся абсурдностью, внешней немотивированностью поступков, гипертрофированным честолюбием он преднамеренно создавал почву для особого рода мифологизации собственной персоны. Дали обладал поистине универсальным даром и сумел блестяще реализовать свой талант в различных областях творчества - в изобразительном искусстве, кинематографе, литературе…

Художественная критика и искусствоведческая наука, отчасти вопреки представлению Дали о собственной исключительности, упрощенно определили его лидирующее место в условных границах одного художественного направления – сюрреализма. Сюрреализм как новое явление в искусстве стал логическим продолжением дадаизма, поисков особого метаязыка, с помощью которого можно было бы найти объяснение или дать анализ другого языка – предметного.

Сальвадор Хасинто Фелипе Дали родился 11 мая 1904 года в городке Фигерас в Каталонии, в семье адвоката. Творческие способности проявились у него уже в раннем возрасте. Учась в Академии, Дали увлеченно и одержимо изучает произведения старых мастеров, шедевры Веласкеса, Сурбарана, Эль Греко, Гойи и других. Натюрморт «Корзина с хлебом», написанный для Гарсиа Лорки в 1926 году, - одно из самых известных ранних произведений мастера. В ней отразилось отношение к наследию национальной школы живописи. Ранние полотна живописца отмечены удивительной отзывчивостью на разнородные традиции. Сальвадор Дали создает свое первое сюрреалистическое произведение «Великолепие руки», написанное маслом на деревянной доске.  Композиция являет собой любопытный симбиоз стилистических тенденций. В 1929 году он пишет новые картины - «Святая дева Мария», «Раскрашенные удовольствия», «Мрачная игра», «Приспособление для желаний», и «Первые дни юности». В 30-годы парадоксальный талант, гениальные «видения» Дали как бы затмевают собой творчество и славу многих других выдающихся художников. Он становится несомненным лидером сюрреализма. Его фантазии кажутся беспредельными, ошеломляют, обескураживают; им трудно что-либо противопоставить. Сальвадор Дали создает новую мифологию – не мифологию прошлого, а драматичную мифологию будущего. Он сочиняет чудовищные, устрашающие и озаряющие предвидением композиции. Написанные в эти годы картины «Фонтан», «Постоянство памяти», «Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон», «Призрак  Либидо», «Портрет  Гала», «Эхо морфологии», «Пылающая жирафа», «Осенний каннибализм», «Метаморфоза Нарцисса», «Сон»  и многие другие свидетельствуют не только о творческой эволюции мастера по восходящей, но и дают зримое ощущение метаморфоз, происходящих в его сознании. Жизнь Дали  - грешника и праведника, мистификатора и мятежника – была долгой, но не вечной, однако произведения художника сделали его имя бессмертным. Творческое наследие Сальвадора Дали огромно, оно будет удивлять и восхищать, раздражать и волновать многие поколения людей, ведь он всегда следовал принципу: «Бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем описывать ее».

Литература, представленная на выставке:

1. Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, скульптура. - Москва: АСТ; Санкт - Петербург: Полигон, 2006. - 239с.

2. Дали, Сальвадор. Дневник одного гения / Сальвадор Дали; пер. с фран. Н. О. Захарова. - М.: Искусство, 1991. - 271с.

3. Дзуффи, Стефано. Большой словарь художников от А до Я / С. Дзуффи. - Москва: ОМЕГА, 2008. - 512с.

4. Европейская живопись XIII-XX вв.: энциклопедический словарь / ред. В. В. Ванслов. - Москва Искусство, 1999. - 527с.

5. Нере, Жиль. Сальвадор Дали 1904-1989: Пер с англ. А.Богдановского / Ж. Нере. - Кёльн: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2001. - 94 с.

6. Пирожник, С. С.Сальвадор Дали. / С. С. Пирожник. - Минск: Харвест, 2011. - 128 с.

7. Рожин, А. И.Сальвадор Дали: миф и реальность / А. И. Рожин. - Москва: Республика, 1992. - 224с.

8. Швинглхурст, Эдмунд.Творчество. Сюрреалисты: путеводитель / Э. Швинглхурст; перевод с английского А. Ливергант. - Москва: Лабиринт-К, 1998. - 77с.

9. Энциклопедия мировой живописи / Сост. Т.Г. Петровец, Ю.В. Садомова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 431 с.

10. Энциклопедия искусства XX века / Автор-составитель О. Б. Краснова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

Отдел литературы по искусству