С 27 марта 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Волшебный мир кулис», посвященная Международному дню театра.
Международный день театра отмечается ежегодно, начиная с 1961 года, 27 марта. Праздник появился по инициативе Международного института театра, и теперь он стал хорошей традицией для большинства театральных сообществ в мире. Сейчас деятели театрального искусства пользуются большим уважением. Профессиональный праздник, установленный официально, – одно из самых ярких тому подтверждений. К этому дню всегда пишут послания. Впервые такое послание написал Жан Кокто, французский писатель и художник, в 1962 году. В нем он обозначил задачи Дня театра, среди которых – укрепление международного сотрудничества и взаимопонимания всех театральных деятелей, независимо от страны. Этот праздник объединяет не только актеров всего мира, но и зрителей, без которых искусство теряет всякий смысл.
Само слово «театр» пришло к нам из греческого языка, и дословно обозначает «место, где смотрят». Но театральное искусство зародилось вовсе не в Греции, а в Египте. В древних папирусах, датируемых 2500 годом до н. э., есть упоминание о первой театральной постановке. Это был спектакль, в основу которого была положена история бога Осириса. Именно тогда театр и религия оказались неразрывно связаны между собой. В Греции этот вид искусства также существовал уже очень давно. Здесь, как и в Египте, в основе пьес лежали мифологические сюжеты и образы. Но греки выделили два основных жанра, который существуют до сих пор – это комедия и трагедия. Символ театра – две маски олицетворяют именно эти жанры.
В России театральное искусство начало развиваться в XVII веке. Первый российский театр открылся в 1759 году в имении графа Шереметьева. Он назывался «Останкино». Такие придворные театры заложили основу для дальнейшего развития этого вида искусства в нашей стране.
Долгое время профессия актера или актрисы считалась позорной, как в нашей стране, так и в других, где особое влияние имела христианская религия. Женщин, выбравших такой, путь считали продажными, к мужчинам относились не лучше. А между тем, это всегда было одно из самых популярных развлечений во все времена.
В Дагестане до революции не было своего национального театра; действовал запрет, наложенный мусульманской религией и законами шариата на театр как на греховное и безнравственное зрелище. Первые любительские театры у народов Дагестана возникли в предреволюционные годы. Первый национальный кружок драматического искусства появился в 1906 году в лезгинском селении Ахты, у лакцев - 1914 году, у кумыков в 1916г. Профессиональные театры начали свое существование после революции 1917 года. Сейчас в нашей республике находится 11 театров, многие из которых открыли свои двери еще в начале XX века. Но, несомненно, дагестанский многонациональный театр возник не вдруг и не на голом месте - его предыстория заложена еще в глубокой древности. Элементы театрального искусства издавна жили в быту горцев, они развивались и совершенствовались с годами. И, несмотря на строгие запреты, в укладе жизни, обычаях, национальных обрядах и празднествах исподволь зарождался народный театр во всем его жанровом многообразии: комедия и фарс, трагедия и мелодрама, веселая буффонада и острая сатира. Современный дагестанский театр представляет несомненный интерес не только своим национальным многообразием, но и сложностью и многогранностью творческого поиска, который проявляется в режиссуре, в творчестве актеров, в оформительских и музыкальных решениях спектаклей.
Литература, представленная на выставке:
1. Базанов В. В. Сцена XX века / В. В. Базанов; Учебное пособие для театр. вузов и сред. спец. заведений. - Ленинград: Искусство, 1990. - 238 с.: ил.
2. Белинский В. Г. О театре: очерки / В. Г. Белинский; автор предисловия Ю. Гаецкий. - Москва: Детская литература, 1982. - 94 с.: ил. - (В мире прекрасного).
3. Гликман И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр / И. Гликман. - Ленинград: Советский композитор, 1989. - 352 с.: цв.ил.
4. Давыдова М. В. Художник в театре начала XX века / М. В. Давыдова. - Москва: Наука , 1999. - 150 с.: ил.
5. История зарубежного театра. Ч.3. Театр Западной Европы и США / Учебное пособие для культурно-просветительских и театральных училищ и институтов культуры. - Москва: Просвещение, 1981. - 255 с.: ил.
6. Куликова К. Ф. Российского театра первые актеры / К. Куликова. - Ленинград: Ленинздат, 1991. - 334 с.: ил. - (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге - Петрограде - Ленинграде).
7. Максимова В. А. ... И рождается чудо спектакля / В. Максимова. - Москва: Просвещение, 1980. - 176 с.: ил.
8. Мальцева О. Поэтический театр Юрия Любимова: Спектакли Московского театра драмы и комедии на Таганке 1964-1998 / Ольга Мальцева. - Санкт-Петербург: Российский институт истории искусств, 1999. - 272 с.: фот.
9. Многоязыкий театр России: (Театры автономных республик РСФСР сегодня): Сборник / редактор В. А. Сахновский-Панкеев; составитель А. Я. Вольфсон. - Москва: ВТО, 1980. - 392 с.: фот.
10. Моров А. Г. Три века русской сцены: Советский театр. Кн.2 / А.Г. Моров. - Москва: Просвещение, 1984. - 335 с.: ил.
11. Полякова Е. И. Зеркало сцены: Эволюция сценического образа в русском театре XVIII-XIX вв. / Е. И. Полякова. - Москва: Наука, 1994. - 350 с.
12. Полякова Е. И. Станиславский- актер: биография отдельного лица / Е. Полякова. - Москва: Искусство, 1972. - 428 с.: ил.
13. Русский драматический театр: Энциклопедия / редактор: А. П. Горкин [и др.]. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 565 с.
14. Султанова Г. А. Дагестанская театральная режиссура: кинофильмы - Театральная постановка / Г. А. Султанова. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2013. - 248 с.
15. Таланов А. В. Станиславский / А. Таланов. - Ленинград: Детская литература, 1965. - 171 с.: фот.
Отдел литературы по искусству