С 15 августа 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Тобольский соловей», посвященная 235-летию со дня рождения русского композитора Александра Александровича Алябьева.
В начале ХlХ века заметным явлением в русской музыке стало творчество Александра Александровича Алябьева. У современного читателя имя А. Алябьева ассоциируется с его романсом «Соловей», созданным композитором на стихи Антона Дельвига. Действительно, вот уже более 190 лет этот романс А. Алябьева с неизменным успехом исполняется певцами многих поколений. Однако творчество композитора не ограничивается только «Соловьем», хотя он стал любимым детищем, принесшим славу и успех.
Александр Алябьев родился 15 августа 1787 году в Тобольске и происходил из старого дворянского рода. Общее образование получил в Московском университетском пансионе. Блестящий офицер, он отдавал музыке лишь досуг, но успехи его в творчестве были весьма значительны; он являлся автором опер, балетов, симфонической и камерной музыки, инструментальных сочинений, песен и романсов. Им написано более 150 вокальных произведений.
В романсах Алябьева, прошедшего сложный жизненный путь, многое от его личных переживаний. Он был соратником и другом Дениса Давыдова, с которым делил тяготы походной жизни в Отечественной войне 1812 года. От этого времени остались произведения А. Алябьева, посвященные гусарской жизни: «Застольная гусарская», «Прощание гусара» и др.
Будучи очень вспыльчивого характера, Алябьев попал в неприятную историю и был сослан в Тобольск, где родился и провел первые годы детства. Здесь, лишенный всех знаков отличия, чинов и дворянства, он не отказывается от творчества. Он дирижирует превосходным казачьим оркестром и хором, пишет вокально-хоровые и оркестровые сочинения, романсы, песни.
Песни изгнания – это еще одна страница творчества композитора. Ассоциируя себя с «Соловьем», он пишет «Прощание с соловьем», когда покидает Москву, а позже создает, расставаясь с Тобольском, песню для голоса и хора «Прощание с соловьем на Севере».
Пребывание на Кавказе тоже не осталось без отклика в творчестве Алябьева. Он одним из первых композиторов ввел в вокальную камерную музыку ориентальную (восточную) тему, включая в мелодическое развитие и аккомпанемент характерные для восточной музыки ритмы и гармонические обороты. Таковы его «Черкесская» и «Кабардинская» песни, романс «Любовник розы соловей».
В конце 1843 года А. Алябьев возвратился из ссылки. Живя в Москве, он пробовал свои силы в качестве оперного композитора; однако, ни одна из начатых опер не была закончена.
А. Алябьев охотно откликается на события времени, поднимая темы социального звучания. В последние годы жизни А. Алябьев сочинил ряд романсов на стихи Беранже и Огарева: «Нищая», «Изба», «Деревенский сторож».
В творчестве А. Алябьева нашли отражение почти все бытовавшие в его время вокальные жанры – от классической формы романса до самых ходовых бытовых песенок. Даже в простых вокальных миниатюрах Алябьев использует интересную, разнообразную фактуру изложения. Например, в своем «Соловье» он удивительно пластично вырисовывает каждый штрих мелодии, опираясь на стройную цепь аккордов.
Вокальное творчество А. Алябьева расширило границы романсной лирики. Его песни и романсы отразили не только личную, полную тяжких испытаний и романтических приключений судьбу автора, они явились отражением тех исканий и тревог, жажды вольности и счастья, которыми была отмечена эпоха.
Александра Алябьева не стало в 1851 году. Его похоронили в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре. Однако в годы советской власти монастырь был разрушен — и вместе с ним уничтожены могилы композитора и его родственников.
Издания, представленные на выставке:
1. Алябьев, Александр Александрович. Избранные романсы и песни для голоса в сопровождении фортепиано: Ноты: музыкальное произведение, вокально-инструментальное / А. А. Алябьев. - Москва: Музыка, 1981. - 60 с. : муз. пр.
2. Доброхотов, Б. А. А. Алябьев камерно-инструментальное творчество / Б. Доброхотов. - Москва; Ленинград: Музгиз, 1948. - 30 с.
3. Доброхотов, Б. Александр Алябьев: Творческий путь / Б. Доброхотов. - Москва: Музыка, 1966. - 318 с.: муз. пр., ил.
4. Золотая коллекция русского романса: Ноты: Для голоса в сопровождении фортепиано и гитары / сост.: В. в. Кулев, Ф. И. Такун. - Москва: Современная музыка, 2000. - 240 с.: муз. пр.
5. Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г.В Келдыш. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 672с.
6. Романсы и песни для голоса в сопровождении фортепиано: Ноты: полное собрание сочинений. Т.3 / А. А. Алябьев. - Москва: Музыка, 1975 - 1976. - 156 с.: муз. пр.
7. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов / Сост. Л.А. Серебрякова. - Челябинск: Урал ЛТД, 2001. – 512 с.
8. Рыцарева, Марина Григорьевна. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей / М. Г. Рыцарева. - Москва: Музыка, 1998. - 367 с.: ил.
9. 166 биографий знаменитых композиторов: зарубежные композиторы, русские композиторы / автор-составитель Л. В. Михеева. - Санкт-Петербург: Композитор, 2000. - 200 с.: ил.
10. Творческие портреты композиторов: популярный справочник. - Москва: Музыка, 1989. - 444 с.: ил.
11. Трайнин, Владимир Яковлевич. А. А. Алябьев 1787-1851. Краткий очерк жизни и творчества / В. Я. Трайнин. - Ленинград: Музыка, 1969. - 93 с.: фот.
12. Штейнпресс, Борис Соломонович. Биография «Соловья» / Б. С. Штейнпресс. - Москва: Советский композитор, 1968. - 54с.
13. Штейнпресс, Борис Соломонович. А. А. Алябьев в изгнании / Б. С. Штейнпресс. - Москва: Музгиз, 1959. - 147 с. : фот., муз. пр.
Отдел литературы по искусству