«Сокровищница русского национального искусства»

С 10 августа 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 130-летию со дня основания Государственного Русского музея.

Государственный Русский музей, сокровищница русского национального искусства, является гордостью России и по праву считается музеем мирового значения. По полноте и разнообразию своих коллекций это крупнейшее в стране хранилище произведений отечественного искусства. Музею принадлежит одно из лучших собраний картин и единственное по величине собрание скульптуры. Он обладает самыми обширными коллекциями рисунков и гравюр, предметов прикладного и народного искусства, большой коллекцией художественных памятников Древней Руси. Произведения, хранящиеся в музее, отражают почти тысячелетний период истории русского искусства — с XI века до наших дней. Русский музей был основан в 1895 году. Музей расположен в одном из лучших архитектурных сооружений Санкт-Петербурга - бывшем Михайловском дворце, построенном в 1819-1825 годах великим русским зодчим Карлом Ивановичем Росси. Создание в Петербурге музея русского национального искусства явилось событием огромной важности, сыгравшим значительную роль в культурном развитии страны. К открытию музея его собрание насчитывало 445 картин, 111 скульптур, 981 лист рисунков и акварелей. Из небольшого количества икон, полученных от Академии художеств, был организован отдел христианских  древностей.

Великая Октябрьская революция резко изменила состав коллекций и характер деятельности музея. Из дворцов, дворянских особняков и загородных имений, из упраздненных учреждений поступали национализированные художественные сокровища. Богатейшие частные собрания становились достоянием народа. Многие произведения были получены из разных хранилищ. В 1923 году Академия художеств передала музею свыше четырехсот картин русских художников. С этого времени экспозиция Русского музея с известной полнотой и последовательностью отражает историю развития отечественного искусства. Начиная, со второй половины 1920-х годов и в последующее время основное внимание , направлялось на формирование коллекций советского периода. Новые задачи, вставшие перед музеем, настоятельно требовали создания отдела советского искусства, который и был учрежден в 1934 году.

Важным событием стало расширение экспозиционной площади за счет передачи Русскому музею освобожденных от арендаторов корпуса Бенуа и флигеля Росси Михайловского дворца.

Коллекция пополнялась за счет фондов других институций. Так, Музей революции (сейчас это Музей политической истории) передал гигантское многофигурное полотно Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Из Третьяковки поступили картины Перова, Ярошенко, Врубеля, Малявина и многих других художников.  В довоенные годы в Русском музее насчитывалось более 166 000 предметов искусства.

Коллекция сокровищницы всё продолжала расти, и чтобы её разместить, пришлось разделить направления. Этнографический отдел в 1934 году стал Государственным музеем этнографии народов СССР. А Русский музей сконцентрировался на изобразительном искусстве.

Начало войны в 1941 году вынудило власти закрыть музей и вывезти большую часть коллекции, 7500 предметов. Оставшиеся экспонаты сняли с экспозиции, запаковали и укрыли в подвалах здания. Это стоило нечеловеческих усилий. Ведь не все картины можно было просто достать из рамы и упаковать в холст. Среди шедевров коллекции было, около 60 гигантов площадью, с целую комнату. К примеру, «Последний день Помпеи» Брюллова и «Заседание Государственного совета» Репина наматывали на огромные валы, после чего зашивали в холст и упаковывали в огромные коробки. Старания работников Русского музея не прошли даром. За время войны ни один экспонат не пострадал. Во время блокады в Михайловском саду рыли траншеи для укрытия. Там спасались не только люди, но и некоторые скульптуры из коллекции Русского музея. 

Русский музей можно по праву считать самым большим в стране культурным комплексом, состоящим преимущественно из величественных дворцов и цветущих садов. За 130 лет сокровищнице русского искусства удалось невероятно разрастись. Ранее Русскому музею хватало Михайловского дворца, а уже сейчас он занимает целых 5 роскошных исторических зданий и уйму построек поменьше. Сразу несколькими дворцами Русский музей обзавелся относительно недавно — в конце прошлого столетия. Например, Строгановский дворец присоединился к комплексу в 1988, а Инженерный и Мраморный — в 1991 году. Летний сад стал частью комплекса позже всех, в 2002 году.

Сегодня музей объединяет не только экспозиции изобразительного искусства. При нём также успели открыть и научную библиотеку. Она начала действовать в 1897 году, а сегодня её фонд составляет около 170 000 единиц хранения.

Литература, представленная на выставке:

1.Акварели и рисунок. Государственный Русский музей / автор альбома В. Пушкарев. - Ленинград-Москва: Советский художник, 1966. - 112 с.: ил. 

2.Государственный Русский музей / составитель, автор предисловие Н. Н. Новоуспенский. - Ленинград, Москва: Изобразительное искусство, 1963. - 102 с.: цв. ил.

3.Государственный Русский музей, Ленинград / составитель, автор предисловия В. А. Леняшин. - Москва: Изобразительное искусство, 1987. - 132 с.: цв. ил.

4.Государственный Русский музей: коллекции живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XII-XX веков / редакторы: Р. Беспалова , В. Р. Петров. - Москва: ГАЛАРТ, 1998. - 366 с.: цв. ил. 

5.Картины Русского музея / автор, составитель О. Ф. Петрова. - Москва: Советский художник, 1979. - 119 с.: цв. ил.

6.Михайлова, Кира Владимировна. Живопись XVIII - начала XX века: из фондов Государственного русского музея / К. В. Михайлова. - 2-е издание. - Ленинград: Художник РСФСР, 1982. - 235 с.: цв. ил. 

7.Пушкарев, Василий Алексеевич. Акварели и рисунки в Государственном музее: XVIII - начала XX века / В. А. Пушкарев. - Москва : Изобразительное искусство, 1982. - 220 с.: ил. 

8. Советское искусство 20-30-х годов. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство: каталог временной выставки / Государственный Русский музей; автор предисловия Е. Ф. Ковтун; составители: Н. А. Барабанова, Л. Н. Вострецова, Е. А. Иванова; научный редактор Е. Н. Петрова. - Ленинград: Искусство, 1988. - 612 с.: ил. 

9.Солоухин, Владимир Алексеевич. Письма из Русского музея. Черные доски. Время собирать камни / В. А. Солоухин ; художник А. Зубченко. - Москва: Молодая гвардия, 1990. - 414 с.: ил.

Отдел литературы по искусству