«Романтик мелодии»

С 31 января 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им.Р. Гамзатова организована выставка «Романтик мелодии», посвященная 225-летию со дня рождения австрийского композитора Франца Шуберта.

Основным направлением в искусстве XIX века становится романтизм. Это сложное многообразное течение объединяет таких разных композиторов, как Берлиоз и Вагнер, Шопен и Лист, Шуман и Мендельсон. У истоков романтизма стояли Вебер и Шуберт.

Франц Шуберт – один из величайших лириков-музыкантов XIX века, создатель художественной формы немецкой Lied. Шуберт жил и творил в Вене одновременно с Бетховеном, но принадлежал уже к другому поколению. Франц Шуберт пользуется особой популярностью среди великих композиторов. Музыка его, такая близкая и понятная, всегда находит доступ к сердцу слушателя. Песни и инструментальные произведения Шуберта прекрасно звучат не только в концертном зале, но и в домашней обстановке. Сочинения композитора входят в репертуар многих исполнителей, в том числе и самых прославленных.

Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены Лихтентале в семье школьного учителя. Семья была очень музыкальной: отец играл на скрипке и виолончели, старшие братья на фортепиано. Отец одновременно начал обучать Франца игре на скрипке и грамоте. У Франца был красивый голос, и, как многие мальчики того времени, он пел в церковном хоре. В 1808 году Франц поступает певчим в Придворную капеллу и становится учеником конвикта – так называлась школа, где обучались мальчики-певчие. В капелле был ученический оркестр, славившийся художественностью исполнения. В качестве альтиста принимал участие в этом оркестре и Шуберт, знакомясь с произведениями Гайдна, Моцарта и Бетховена. Под влиянием этих мастеров он начал пробовать свои силы в композиции. В те годы директором капеллы был Сальери. Он был поражен оригинальностью сочинения песен Шуберта, и начал заниматься с ним теорией музыки. Сальери давал ему писать музыку на оперные тексты. Шуберт увлекался сочинением немецких песен. В 1813 году вследствие мутации голоса Шуберт не мог оставаться певчим в капелле. Три года он работал помощником учителя в школе, где преподавал его отец, но вскоре Шуберт бросил службу в школе.

До 1816 года он успел написать много крупных сочинений, среди которых 2 мессы, «Stabat Mater», «Salva Regina», контата, симфония, 4 фортепианных сонаты, струнный квартет и около 170 песен на текст Гете. Баллада «лесной царь», напечатанный как ор.1, сделал имя Шуберта известным большой публике. Произведения Шуберта стали чаще появляться в печати. Издатели платили очень мало, и композитору жилось трудно. Поэтому с 1817- го по 1824 год Шуберт занимал место домашнего учителя музыки у князя Эстергали.

Как композитор он отличался индивидуальностью, сказавшейся в характере его мелодий, гармонических сочетаний и своеобразной оркестровке под влиянием музыки Моцарта, Бетховена. Шуберт оставил большое количество произведений. Гений Шуберта проявился в песнях и балладах, написанных им на произведения лучших поэтов-лириков. Шуберт написал музыку к «Розамунде», 6 месс и др.

Композитор прожил всего 31 год, но за этот короткий срок создал необыкновенно много. Главное место в его творчестве занимают песни. Их более шестисот. Последние годы жизни Шуберта были отравлены бедностью и лишениями. Он не щадил своего здоровья и скончался в расцвете лет 19 ноября 1828 года. Шуберт умер в Вене, похоронен рядом с Бетховеном.

В каком бы жанре не писал Шуберт, везде он выступал как композитор новой эпохи, эпохи романтизма, хотя его творчество прочно опирается на классическое музыкальное искусство. Многие черты нового романтического стиля нашли затем развитие в творчестве Мендельсона, Шумана, Шопена, Листа.

Литература, представленная на выставке:

1. Васильева К. Н. Франц Шуберт. 1797-1828: краткий очерк жизни и творчества / К. Н. Васильева. – Ленинград: Музыка, 1969. – 88с.

2. Великович Э. Великие музыкальные имена: Биографии. Материалы и документы. Рассказы о композиторах / Э. Великович. - СПб.: Композитор, 2000. – 192с.

3. Вульфиус П. А. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта: На материале инструм. ансамблей / П. А. Вульфиус. – Москва: Музыка, 1974. – 83с.

4. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт: жизненный путь / Г. Гольдшмидт. - 2-е дополненное русское издание. – Москва: Музыка, 1968. – 450с.

5. Крауклис Г. В. Фортепианные сонаты Шуберта: Путеводитель / Г. В. Крауклис. – Москва: Музгиз, 1963. – 120с.

6. Кремнев Б. Г. Шуберт / Б. Г. Кремнев. – Москва: Молодая гвардия, 1964. – 301с.

7. Хохлов Ю. Н. О последнем периоде творчества Шуберта / Ю. Н. Хохлов. – Москва: Музыка, 1968. – 218с.

8. Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля / Ю. Н. Хохлов. – Москва: Музыка, 1987. – 300с.

9. Хохлов Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта / Ю. Н. Хохлов. - Москва: Эдиториал УРСС, 1998. - 528с.

10. Черная Е. С. Франц Шуберт / Е. С. Черная. – Москва: Музыка, 1964. – 30с.

Отдел литературы по искусству