«Просветитель, ученый, политик».

В отделе краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута книжная выставка «Просветитель, ученый, политик», посвящённая 150-летию со дня рождения выдающегося деятеля национальной культуры, учёного-кавказоведа, этнографа и крупного общественного деятеля Башира Керимовича Далгат.

Башир Далгат родился в селение Урахи Сергокалинского района в 1870 году в семье учёного-арабиста. Мальчику было три года, когда он лишился отца. О сироте позаботился дядя Магомед Далгат, первый из даргинцев получивший высшее медицинское образование. Он определил Башира в Ставропольскую классическую гимназию, в пансион за счёт горской стипендии. После окончания гимназии поступил сначала на физико-математический, а затем на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где за отличную учёбу был зачислен на получение персональной стипендии. Помимо юридической специальности, он прослушал на естественном факультете курс химии, физики, астрономии. Он учился у Д.И. Менделеева, посещал лекции по географии, этнографии, общей истории, логике и истории философии. В совершенстве владел латынью, греческим и французским языками, свободно пользовался и рядом языков народов Дагестана и Северного Кавказа.

Из Петербурга Башир Далгат вернулся во Владикавказ уже на всю жизнь. Помимо научной и просветительской деятельности, он занимался юридической практикой, постоянно выступал на стороне простых горцев, отстаивал крестьянское право на землю.

По характеристике близко знавших его, Башир Далгат был очень добрым, отзывчивым и честным человеком. Он бескорыстно помогал горцам, попавшим в беду, содержал несколько студентов за свой счёт, отдавал свои сбережения на благотворительные цели.

Обратившись к алфавиту Услара, записал в родном селе Урахи ряд образцов даргинского фольклора, собрал песни Батырая, записал обычаи даргинцев. В 1888 году записал на урахинском и цудахарском диалектах даргинского языка 12 песен цудахарцев. Тексты были опубликованы учёным в 1892 году в оригинале и в русском переводе. Эти записи вошли в список литературы, приготовленный для Льва Толстого и не раз упоминаются в трудах знаменитого лингвиста Трубецкого.

Большую славу завоевал Башир Далгат, выступив в защиту революционеров, возглавивших политическую забастовку грозненских железнодорожников в 1905 году. После этого выступления Далгат был причислен к политически неблагонадёжным.

В годы установления советской власти на Кавказе он активно включился в работу органов новой власти. Был назначен на пост члена Владикавказского окружного народного суда, затем стал заведовать юстицией в Назрановском окружном райкоме. В 1920 году Башир Далгат был командирован Реввоенсоветом России в Дагестан для восстановления ртутного рудника. Продукция рудника затем была преподнесена Ленину, на что Ильич ответил благодарностью и телеграммой. Осенью 1922 года Б. Далгат был приглашён в ДагВЦИК для работы в качестве руководителя юридической службы, внёс свою лепту в составление законопроекта для вновь созванного Наркомата, входил в состав многих авторитетных комиссий, принял участие в подготовке проекта новой Конституции ДАССР, окончательная редакция которой принадлежала ему.

Однако наука продолжала оставаться ведущей сферой приложения творческих сил учёного. БашируДалгату принадлежит разработка первого даргинского алфавита на латинской основе. Он избирается член-корреспондентом Северо-Кавказского краевого и Ингушского Научно-исследовательских институтов, где в 1934 году публикует свой очерк о родовом быте чеченцев и ингушей. Им составлен сборник «Дагестанские песни и сказки» и были собраны Урахинские адаты.

Научная и просветительская деятельность Башира Далгат сыграла значительную роль в пробуждении национального самосознания горцев, воспитании у народов Дагестана братской дружбы с русским народом.

Башир Далгат умер в 1934 году в возрасте 64 лет. Похоронен в Махачкале. Многогранен его талант, масштабен круг интересов, оригинален образ мышления.

Литература, представленная на выставке:

1. Первобытная религия чеченцев и ингушей / Б.К. Далгат; подгот. изд., введение У.Б. Далгат; послесловие А.О. Булатова; отв. ред. С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 2004. – 240 с.

Монография посвящена домусульманским верованиям чеченцев и ингушей, которые описываются в связи с установлением их семейной, общественной и правовой жизни. Рассматриваются ранние религиозные представления и языческие культы, приводятся материалы по истории распространения христианства и ислама в Чечне. В работе использован уникальный материал, связанный с культами местных и языческих божеств. Анализируются последствия принятия ислама и общий синкретический характер народной религии чеченцев и ингушей.

2. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей: исследование и материалы 1892-1894 гг. / Б. К. Далгат; [подгот. изд. и предисл. У. Б. Далгат]; Учреждение Российской акад. наук Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького, Ин-т этнологии и этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва: ИМЛИ РАН, 2008. - 380с.

Монография посвящена исследованию и систематическому описанию обычаев ингушей и чеченцев в связи с общим характером их родового быта и культуры в прошлом. В центре внимания автора – изучение вопросов народного быта, юридических понятий, духовной жизни, морально – этических комплексов народных воззрений, преданий обрядово–вербальной поэзии (свадебной и любовной лирики) и т.п. Композиционная структура данного труда определена двумя разделами: теоретическим исследованием и полевыми материалами, собранными автором в результате его двух экспедиций в Нагорную Ингушетию и Чечню в 1891 и 1892 гг.

3. Ингуши в трудах Башира Далгата (Сборник научных докладов). – Ростов–на–Дону: ООО «Южный издательский дом», 2011. – 156с.

Гаджиева С.М., главный библиотекарь отдела краеведческой

и национальной литературы