«Поэзия танца»

С 26 апреля 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная Международному дню танца.

Танец – это искусство с древними корнями. С его помощью наши предки обращались к Богам, выражали чувства и эмоции и даже передавали информацию. Не утратило оно своей значимости и в современном мире – танец сопровождает нас на протяжении всей жизни. История Международного дня танца начинается в 1982 года.

Ежегодно 29 апреля по всему миру отмечается Международный день танца.

По мере того как люди совершенствовались, развивалось и искусство. Этому отчасти способствовало то, что танцы сделались необходимым элементом в ритуале едва ли не всех первобытных религий. У всех народов, каким бы кумирам они ни поклонялись, танцы стали существенным спутником их культа. Индия и Египет считаются первыми странами, где танцам придан строгий, величественный характер. Здесь был установлен целый ряд символов, при посредстве которых основные законы культа определял характер танцев. Из Египта танцы перешли в Грецию, где они нашли для себя благоприятную почву. Завоевание Греции римлянами остановило развитие всех искусств в этой стране, в том числе и хореографического. Рим же, позаимствовав у греков религию, вместе с ней перенес к себе и священные танцы. Но благодаря суровому духу римлян, танцы, на новой почве, утратили свою прежнюю красоту и свой художественный облик. Взамен того Рим создал самостоятельный вид того же искусства-пантомиму, то есть искусство жестов, названное Плутархом «говорящими» танцами. Наступил мрак Средних веков… Хореография как искусство больше не существовала. Только народные, характерные танцы находили себе приют в деревнях. В народных танцах таился драгоценный материал для заложения прочного фундамента балету, т. е. новому храму Терпсихоры, воздвигнутому на развалинах утраченных античных идеалов. Наконец, взошла заря эпохи Возрождения. При участии духовенства создались сначала передвижные балеты, а потом и целые представления с пением и танцами. Введены были, при дворах салонные танцы, исполнявшиеся по строгим правилам возрождавшегося искусства, почерпнувшего свои формы из народных танцев. Эти последние, в облагороженном только виде, дали обильный и благодарный материал для целой серии всемирно известных придворных танцев. При дальнейшем развитии искусства Италии суждено было сыграть видную роль в истории хореографии. Эта страна первая ввела сложные, смешанные представления, где танцам отведено было почетное место. Центр тяжести балетного искусства из Италии перешел в Париж, который, в течение двухсот лет, законодательствует в царстве богини Терпсихоры. Появление балетного реформатора Ж. Новера составило эпоху в истории балета. Он откинул все ненужное, осмеял нелепость неуклюжих, традиционных костюмов, дал первенствующее место женщине-балерине и создал осмысленное зрелище, преподав правила постановки на сцене балетных представлений. Ж. Новер поднял искусство на высокий пьедестал, открыв для него совершенно новые горизонты. Русский балет, в северной столице, вполне заслуженно приобрел себе всемирную славу благодаря превосходному персоналу, воспитанному на идеалах строго классической, корректной школы. В первое десятилетие ХХ в., благодаря толчку, данному отдельными, выдающимися артистками, такими как Айседора Дункан и др., а также благодаря новым формам, начало проявляться полное колебание прежних, вековых традиций франко-итальянской школы. Искусство, конечно, может видоизменяться, но танцы, названные Ламартином «гармонией тела», как красивейший и живой источник радости и веселья, что бы ни говорили порицатели танцевального искусства, будут существовать на нашей планете вплоть до ее исчезновения.

Литература, представленная на выставке:

1. Аванесова, Светлана Ивановна. Мир танца: программное пособие для преподавателей хореографических отделений школ искусств, музыкальных школ, музыкально - хореографических лицеев и домов творчества / Светлана Аванесова. - Махачкала: Эпоха, 2021. - 308с.

2. Анди, Эль Монте. Фламенко: тайны забытых легенд / Э. М. Анди. - Тула: «Мусалаев», 2003. - 196 с.

3. Баглай, Валентина Ефимовна. Этническая хореография народов мира: учебное пособие / В.Е. Баглай. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 405с.:

4. Вац, Алла Борисовна. Танцевальное искусство Китая: история и современность / А. Б. Вац; научный редактор М. Е. Кравцова. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2011. - 206с.:

5. Вашкевич, Николай Николаевич. История хореографии всех веков и народов: учебное пособие / Николай Вашкевич. - 8-е издание стереотипное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2021. - 192с.

6. Громов, Юрий Иосифович. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю. И. Громов. - 2-е издание, сокращенное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. - 250с.: ил.

7. Денизо, Жерар. Краткая история искусств / Жерар Денизо; перевод Е. Белозерова. - Москва: Бомбораᵀᴹ, 2020. - 319 с.

8. Зыков, Алексей Иванович. Современный танец: учебное пособие для студентов театральных вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальностям) «Актерское искусство» / А. И. Зыков. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2016. - 344с.

9. Курюмова, Наталия Валерьевна. Современный танец в культуре ХХ века: смена моделей телесности: учебное пособие / Н. В. Курюмова. - 2-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2021. - 204с.

10. Лавриненко, Л. Б. Арабские танцы. Самоучитель / Л. Б. Лавриненко. - Минск: Современная школа, 2006. - 207 с.: ил.

11. Пичугин, П. А. Аргентинское танго / П.А. Пичугин. - М: Музыка, 2010. - 262с.

12. Тюляев, С. И. Искусство Индии: архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло / С. И. Тюляев. - Москва: Наука , 1968. - 295с.

13. Филановская, Татьяна Александровна. История хореографического образования в России: учебное пособие / Т. А. Филановская. - 4-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург и др.: Лань : Планета музыки, 2020. - 316с.

15. Цыганкова, Р. Школа восточного танца / Р. Цыганкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 156с.

Отдел литературы по искусству