«Плакаты Победы»

С 20 ноября 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Плакаты Победы».

Выразительность и яркость художественного образа, сила и правда идейного содержания, четкость гражданственной направленности – именно эти замечательные качества плаката периода Великой Отечественной войны, принесли ему заслуженную славу самого боевого, динамичного и доходчивого жанра изобразительного искусства. Лучшие плакатные листы, созданные советскими мастерами, вместе с народом, плечом к плечу с воинами Советской Армии сражались против врага в суровые дни войны, вдохновляли на подвиг, звали к борьбе, к победе.

Изобразительная агитация являлась незаменимым и эффективным оружием, это искусство, несущее людям не только актуальную информацию и гражданственный призыв, но и облеченную в живые, доходчивые образы правду событий и явлений.

Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники - плакатисты.

Уже 24 июня на стенах домов и в призывных пунктах появился плакат знаменитых Кукрыниксов - творческий псевдоним художников М. Куприянова, П. Крылова, Н. Соколова, «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Символы и образы этого рисунка были понятны всем советским людям: это и воин-богатырь, и Гитлер, изображение которого прямо отсылает к образам нечистой силы в русской иконописи. А 3 июля 1941 года на плакате художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» появился мощный художественный образ русской женщины с текстом воинской присяги в руках. До сих пор он остается для нас главным плакатом Великой Отечественной.

С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках - тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование - отомсти!

Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.

С наступлением перелома в ходе войны менялась и стилистика плакатов. Если в начале войны плакаты часто выполнялись в темных, драматических тонах, то по мере продвижения к победе они становились более оптимистичные. В плакате В. Иванова - «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга! Очистим советскую землю от фашистской нечисти!»1943 г. сочетается героизм и лиричность при создании образа советского воина.

Частым стал мотив радостной встречи бойца-красноармейца освобожденными от фашистского плена жителями, что нашло отражение в плакате В. Иванова «Ты вернул нам жизнь». Л. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» 1944г. создает образ героя, близкий Василию Теркину.

Плакаты 1943-1944 годов призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли. С плакатов В. Иванова «Водрузим над Берлином знамя Победы», В. Климашина «Слава воину-победителю», Л. Голованова «Красной Армии - Слава!» на людей смотрят красивые и счастливые лица воинов-победителей.

Многие из этих замечательных листов навсегда запечатлелись в памяти народа, стали достоянием золотого фонда советского изобразительного искусства.

В героически-призывных или сатирически- бичующих, но всегда убедительных и точных образах плакаты сохраняют драгоценные приметы времени, память сердца о незабываемых исторических событиях. В них достоверно и зримо встает летопись великих испытаний и великих победных свершений.

Литература, представленная на выставке:

1.Великая Отечественная война в произведениях советских художников / автор вступительной статьи и составитель А. А. Юферова. - Москва: Изобразительное искусство, 1985. - 120 с.: ил.

2. Великая Отечественная война: живопись, графика, скульптура / составитель и автор вступительной статьи Г. Г. Серова. - Москва: Изобразительное искусство, 1990. - 109 с.: ил.

3. Великому подвигу посвящено: экслибрисы советских художников / автор - составитель Я. Л. Бейлинсон. - Москва: Изобразительное искусство, 1985. - 223с.

4. Искусство и рабочий класс: альбом / автор текста - составитель Е. В. Николаева. - Ленинград: Художник РСФСР, 1983. - 236 с.: ил.

5.Ленинградские "Окна ТАСС", 1941-1945 из собрания Отдела эстампов Российской национальной библиотеки: иллюстрированный каталог / Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург); составитель М. Ю. Мельникова. - Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2015. - 224 с.: цв. ил. 

6.Мир отстояли - мир сохраним: всероссийская художественная выставка / автор вступительной статьи И. Б. Порто; составитель С. Н. Левандовский. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986. - 207 с.: ил.

7.Осмоловский, Юрий Эдуардович. Константин Федорович Юон / Ю. Э. Осмоловский. - Москва: Советский художник, 1982. - 248 с.: ил.

8. Плакаты Великой Отечественной: 1941-1945 / редактор В. Ф. Гриб. - Москва: Планета, 1985. - 195 с.: цв. ил.

9. Присекин Николай / автор-составитель Н. В. Баркова. - Москва: Изобразительное искусство, 1989. - 160 с.: ил.

10.Снитовская, Г. Виктор Корецкий / Г. Снитовская. - Москва: Планета, 1984. - 167 с.: цв. ил. 

11.Шклярук, Александр Федорович.Виктор Корецкий. Советский политический плакат. 1928 - 1983 = Victor Koretsky. Soviet political posters: альбом / Александр Шклярук. - Москва: Контакт- культура, 2019. - 198 с.: ил., цв. ил. 

 

Отдел литературы по искусству