С 20 июня 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Пьесы российских драматургов».
Драматургия России по истине неисчерпаема. Если вы думаете, что русский театр начинается с А. П. Чехова, вы ошибаетесь. В 18 веке первые пьесы для театральной сцены появились в России. Одна из самых известных (и самых смешных) пьес этого периода — «Бригадир» Д. И. Фонвизина о сыне помещика, который не может даже завязать шнурки на себе.
Первыми драматургами, заявившими о своей роли в качестве авторов спектаклей, были А. С. Грибоедов, Д. И. Фонвизин, А. С. Пушкин, А. Н. Островский… В их текстах есть четкая авторская мысль о своих современниках, о человеческой натуре. Они пишут тексты драматической формы не потому, что этого требует король или эпоха, а потому, что этого требует их внутренняя человеческая и гражданская позиция.
Значение гениального поэта А.С. Пушкина для развития русской драматургии столь же велико, как и для литературы. Он создал первую русскую национальную трагедию «Борис Годунов», в которой дал верное изображение эпохи, мощные и яркие характеры, показал нерасторжимую связь «судьбы человеческой и судьбы народной».
В своих «Маленьких трагедиях» - «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», А. С. Пушкин исследует человеческие страсти.
А. Н. Островский создал реалистическую драму нового типа. Социально – бытовая обрисовка персонажей, национальное своеобразие.
Гроза», «Горячее сердце», «Лес», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «Бесприданница». Образы, созданные писателем, представляют собой многообразные, самобытные человеческие характеры.
Драматургия А. М. Горького представляет собой энциклопедию русской жизни. «Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Последние», «Чудаки», «Дети», «Васса Железнова» - новаторские по теме, революционные по идейным мотивам и образам, пьесы А. М. Горького ознаменовали новый этап в развитии русской драматургии.
Драматургия говорит с современным российским зрителем на его языке, и у каждого поколения театральных зрителей теперь есть свой голос.
Ведущая тема современной драматургии - человек и общество. Современность в лицах отображает творчество драматургов-реалистов.
Имя известного российского поэта и драматурга Л. М. Леонова широко известно читателям и зрителям. Одиннадцать леоновских пьес это целый театр, самобытный во всех своих структурных и стилевых особенностях – «Унтиловск», «Половчанские сады», «Метель», «Золотая карета» и другие.
С. В. Михалков – драматург театра для детей, говорил: «Человек начинается с детства». Его творчество как драматурга театра для детей явление значительное, своеобразное в открытии новых тем, проникновению во внутренний мир подростка. Смех его стихия. Комедия – излюбленный жанр, любимые пьесы - «Сомбреро», «Чужая роль», «Том Кенти», «Особое задание», «Смех и слезы», «Я хочу домой».
Драматург-поэт В. А. Соловьев занимает особое место в российской драматургии, сочиняя исторические трагедии, он никогда не терял связи с сегодняшним днем. Его любимым жанром была стихотворная драма, являющаяся самым сложным из театральных жанров. Занимательность сюжета, яркость языка исторических хроник нашли свое отражение в его пьесах – «Царь Иван», «Царь Юрий», «Кутузов», «Денис Давыдов», в драме «Пушкин при дворе его величества».
Драматург Д. Б. Угрюмов хорошо известен зрителю и читателю. Наиболее популярные пьесы писателя – «Кресло № 16», комедия «Чемодан с наклейками», сатира комедии «Звонок в пустую квартиру» направлена на высмеивание черствости, алчности и равнодушия к людям.
Пьесы драматурга И. В. Штока давно вошли в золотой фонд российской драматургии. Это - «Якорная площадь», «Божественная комедия», «Старая дева», «Золотые костры», «Петровский парк».
Значительное место в современной драматургии занимают также римейки - новые, осовремененные версии известных произведений. Драматурги обращаются к Шекспиру, о чем свидетельствуют «Гамлет. Версия» Б.Акунина, «Гамлет. Нулевое действие» Л. С. Петрушевской, «Чума на оба ваши дома» Г. И. Горина. Обращаются к Н. В. Гоголю - «Старосветская любовь» Н. В. Коляды, «Башмачкин» О. А. Богаева, к Ф. М. Достоевскому - «Парадоксы преступления» В. А. Клименко.
Литература, представленная на выставке:
1.Гозенпуд, Абрам Акимович. Достоевский и музыкально-театральное искусство: исследование / А. Гозенпуд. - Ленинград: Советский композитор, 1981. - 224 с.
2.Конкурс Действующие лица. Лучшие пьесы 2010: [Сборник]. - Москва: Действующие лица, 2011. – 512 с.
3.Коростылёв, В. Семь пьес / В. Коростылёв. - Москва: Искусство, 1978. - 448 с.
4.Леонов, Л. Пьесы / Л. Леонов; автор послесловия Е. Суркова. - Москва: Искусство, 1976. - 776 с.
5.Михалков, С. Театр для детей / С. Михалков. - Москва: Искусство, 1976. - 655 с.
6.Наследие А.Н. Островского и советская культура: литературная критика / АН СССР; ответственный редактор С. Е. Шаталов. - Москва: Наука, 1974. - 351 с.
7.Пьесы любительских театров: ранняя русская драматургия (XVII-первая половина XVIII в.) / главный редактор А. Н. Робинсон. - Москва: Наука , 1976. - 859 с.
8.Рощин, Михаил Михайлович. Пьесы / М. Рощин. - Москва: Искусство, 1980. - 552 с.
9.Софронов, А. Земное притяжение / А. Софронов. - Москва: Искусство, 1982. - 616 с.
10.Угрюмов, Дмитрий Борисович. Комедии: юмор, сатира / Д. Угрюмов. - Москва: Искусство, 1976. - 248 с.
11.Шток, И. Пьесы / И. Шток. - Москва: Искусство, 1977. - 568 с.
Отдел литературы по искусству