«Первопроходец сцены»

С 20 февраля 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 295-летию со дня рождения основателя первого русского театра Федора Григорьевича Волкова.

Гениальный русский самородок, Федор Григорьевич Волков, вступил в театральное поприще в середине ХVIII века, когда русский театр уже прошел начальный путь своего развития.

Заслуга Волкова состоит в том, что он создал первый русский профессиональный общедоступный постоянно действующий государственный театр. В этот театр вошла труппа, в состав которой входили знаменитые русские актеры И. Дмитровский, А.Попов, Я. Шумский, Гр. Волков и другие. Творческая инициатива Волкова сочеталась с творческой инициативой выдающегося драматурга того времени А.П.Сумарокова, в результате чего русский театр стал активно продвигать на сцену русскую драматургию. Играя в классическом репертуаре, Волков преодолевал эстетику классицизма и закладывал основы реализма в развитии актерского искусства.

Волков занимал в театре положение первого трагика. Исполняя с огромным темпераментом роли героев, восстающих против тирании монарха, в трагедиях Сумарокова, он создавал яркие сценические образы, в которых с большей силой проявлялась свободолюбивая, гуманистическая направленность. Играл роль Американца в «Прибежище добродетели», Оскольда в «Семире», Хорева в «Хореве», Трувора в «Синаве и Труворе», Ярполка в «Ярполке и Димизе», Гамлета в «Гамлете». Н.И.Новиков отмечал «природность» игры Волкова. По его словам, Волков знал «театральное искусство в высшей степени», в то же время отступал от эстетических канонов классицизма, не следовал правилам распространенной в то время торжественной декламации.

В театре исполнялись пьесы А.Сумарокова, Мольера, Детуша и других авторов. Учитывая особенности игры Волкова, Сумароков писал для него роли, в которых находил блестящее применение «бешеный» темперамент Волкова и его героическая, вдохновенная манера произнесения стихов. Особенно показательна была в этом отношении роль Марса в «Новых завтраках» Сумарокова. С таким же мастерством Волков играл и в комедии. Волков обладал необыкновенно сильным актерским талантом, у него был звучный, гармоничный голос, стихи он произносил «несколько протяжно, нараспев», играл вдохновенно ,отдаваясь потоку страсти, что не совсем соответствовало канонам классицизма. Современники поэтому писали, что «он, невзирая на отменность игры своей, не знал искусства декламации».

Федора Волкова можно смело назвать и первым профессиональным режиссером массового действа в России. Фантазия и творческая смелость Волкова поражают - коронации Екатерины II «Торжествующая Минерва» вошли в историю русского театра из-за невиданного размаха и цельности представления. Богатое оформление и реквизит, народные хоры и персонажи русских сказок, маски и колесницы-такого захватывающего зрелища еще не видела Россия. В представлении участвовали жонглеры, акробаты и эквилибристы, специально написанные из-за границы. Вся Москва стала местом действия, а все москвичи - участниками представления.

Деятельность Волкова имела большое историческое значение. Преодолевая сопротивление реакционных придворных кругов, Волков создал русский публичный профессиональный театр национального значения, связал его с передовой драматургией и открыл путь русским актерам, впоследствии развивавшим демократическое направление русской театральной культуры.

Литература, представленная на выставке:

1. Асеев, Б. Н. Русской драматический театр от его истоков до конца XVIII века / Б. Н. Асеев. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Искусство, 1977. - 576 с. : ил.

2. Волков и русский театр его времени / Центральный государственный литературный архив СССР. Институт истории искусств. Академия наук СССР ; ответственный редактор Ю. А. Дмитриев. - Москва : Академия Наук СССР, 1953. - 255 с. : фот.

3. Горин-Горяинов, Борис Анатольевич. Федор Волков : роман-хроника / Б. А. Горин-Горяинов. - Киев : Мистецтво, 1983. - 463 с.

4 .История русского дореволюционного драматического театра / под редакцией Н. И. Эльяша. - Москва: Просвещение , 1989. - 334 с. : ил.

5. Коган, Марк. Федор Григорьевич Волков и основание русского театра: к 175-летию со дня смерти / Марк Коган. - Москва; Ленинград : Искусство, 1938. - 55 с. : портр.

6. Кузьмин, А. И. У истоков русского театра: книга для учащихся / А. И. Кузьмин. - Москва : Просвещение, 1984. - 160 с. : ил.

7. Муравьев, Владимир Брониславович. Слава столетия: исторические повести / В. Б. Муравьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Детская литература, 1979. - 352 с. : ил.

8. Рыбаков, Юрий Сергеевич. Эпохи и люди русской сцены 1672-1823 гг. / Ю. С. Рыбаков. - Москва: Советская Россия, 1985. - 142 с.

9. Савицкая, Алла Ивановна. Великие русские актеры и выдающиеся мастера русской драматической сцены: рекомендательный указатель / А. И. Савицкая; Государственная ордена Ленина библиотека СССР им. В. И. Ленина. - Москва, 1948. - 68 с.

10. Север, Николай Михайлович. Федор Волков : сказ о первом российского театра актере / Н. М. Север. - Ярославль : Книжное издательство, 1961. - 136 с. : фот.

11. Театральная энциклопедия в пяти томах. Т.1 / гл. ред. С. С. Мокульский. - Москва: Сов. энциклопедия, 1961. - 607 с. : ил.

Отдел литературы по искусству