Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Патриот в добровольном изгнании», посвящённая 145-летию со дня рождения русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.
Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижёр. Он получил первую известность ещё будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре. В своём творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.
Музыка заинтересовала Сергея Рахманинова в очень ранние годы. Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребёнка с основами нотной грамотности, а в 9 лет он поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории. Потом отец перевёл сына в Москву, в частный пансион для музыкально одарённых детей. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.
Сергей Рахманинов, краткая биография которого неотрывно связана с самыми великими русскими музыкантами, познакомился с Петром Ильичом Чайковским. Именно благодаря ему первая опера юного дарования «Алеко» по мотивам произведения А.С. Пушкина была поставлена на сцене московского Большого театра.
После окончания консерватории Сергей Рахманинов занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром.
Ещё студентом консерватории Рахманинов стал известным на уровне Москвы. Именно тогда он написал Первый фортепианный концерт, Прелюдию до-диез минор, которая стала его визитной карточкой на долгие годы, а также множество лирических романсов.
В 1901 году Рахманинов наконец-то пишет новое большое произведение, «Второй фортепианный концерт». И этот опус до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения. Совершенно потрясающей получилась симфоническая поэма «Остров мёртвых», «Симфония № 2», которая в отличие от первой имела грандиозный успех у публики, а также очень сложная по своей структуре «Соната для фортепиано № 2». Говоря о творчестве русского композитора, нельзя не назвать и волшебный по красоте «Вокализ». Это произведение было опубликовано как часть сборника «Четырнадцать песен».
Когда произошла Октябрьская революция 1917 года, Рахманинов её не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.
Он решил выступать за границей как пианист. И завоевал огромную славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины. В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижёр, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора.
После эмиграции Сергей Васильевич очень долго не писал значительных работ. Только в 1927 году он выпускает в свет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и несколько русских песен. За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения – «Симфонию №3», «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы». Но примечательно, что все три принадлежат к вершинам мировой классической музыки.
Несмотря на то, что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар». Название виллы является аббревиатурой имён её владельцев – Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме Рахманинов полностью реализовал своё давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени – пылесос. Был композитор и обладателем патента на изобретение: он создал специальную муфту с присоединённой к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом.
Биография Сергея Васильевича Рахманинова была бы неполной, если не сказать о его любви к России. Всю жизнь композитор оставался патриотом, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами. Но возвращаться отказывался, так как не признавал Советской власти. Тем не менее, когда фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов был чуть ли не на грани паники. Денежный сбор со многих концертов он стал отправлять в фонд Красной Армии и призывал последовать своему примеров многих знакомых.
Великий русский композитор не дожил до своего 70-летия всего лишь три дня. Он скончался в своей калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.
Список литературы:
1. Арановский, Марк Генрихович. Этюды-картины Рахманинова [Текст] / М. Г. Арановский. – М.: Музгиз, 1963. – 40 с.; 14 см (Библиотека слушателя концертов).
2. Бажанов, Николай Данилович. Рахманинов [Текст] / Н. Д. Бажанов. – М.: Молодая гвардия, 1962. – 448 с.: фот.; 21 см (Жизнь замечательных людей).
3. Брянцева, Вера Николаевна. С. В. Рахманинов [Текст] / В. Н. Брянцева. – М.: Советский композитор, 1976. – 643 с.: муз. пр., фот.
4. Василенко, С. Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) [Текст]: Краткий очерк жизни и творчества / Книжка для юношества. – Л.: Музгиз, 1959. – 106 с.: фот.
5. Васина-Гроссман, Вера Андреевна. Книга о музыке и великих музыкантах [Текст]: Маленькая энциклопедия / В.А. Васина-Гроссман. – М.: Детская литература, 1986. – 190 с.: фот.
6. Воспоминания о Рахманинове [Текст]. Т. 2 / сост. З. А. Апетян. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. – 666 с.: фот.
7. Дулова, Елена Владимировна. Преодоление [Текст]: документальная повесть [о С. В. Рахманинове: для среднего и старшего возраста] / Е.В. Дулова. – [Б. м.]: Детская литература, 1984. – 190 с.: фот.
8. Емельянова, Нина Николаевна. Ивановка в жизни и творчестве С.В. Рахманинова [Текст] / сост. Н. Н. Емельянова. – Воронеж: Книжное издательство, 1984. – 159 с.: фот.
9. Кандинский, Алексей Иванович. Оперы Рахманинова [Текст]: Пояснение / А.И. Кандинский. – 1956. – 58 с.: муз. пр.; 14 см (В помощь слушателю музыки).
10. Илешин, Борис Иванович. ...И голубые небеса [Текст] / Б. Илёшин. – М.: Советская Россия, 1981. – 174 с.: фот.
11. Полякова, Л. «Алеко» С. Рахманинова [Текст] / Л. Полякова. – Л.; М.: Музгиз, 1949. – 40 с.: муз. пр.; 17 см (Путеводители по пушкинским операм).
12. Понизовкин, Юрий Владимирович. Рахманинов-пианист, интерпретатор собственных произведений [Текст] / Ю.В. Понизовкин. – М.: Музыка, 1965. – 94 с.: муз. пр.; 21 см (В помощь педагогу-музыканту).
13. Россихин, Вера Петровна. Рассказы о русских композиторах [Текст]: для среднего и старшего возраста / В.П. Россихина. – М.: Детская литература, 1971. – 253 с.: фот.
14. С.В. Рахманинов Альбом [Текст] / сост. Е. Рудакова. – М.: Музыка, 1988. – 190 с.
15. Соловцов, А. Второй и третий фортепианные концерты Рахманинова [Пояснение] / А. Соловцов. – 1950. – 18 с.: муз. пр.; 14 см (В помощь слушателю музыки): фот.
16. Энтелис, Леонид Арнольдович. Композиторы XX века [Текст] / Л. А. Энтелис. – Л.: Музыка, 1971. – 214 с.: фот.
Отдел литературы по искусству