«Основатель американской драматургии»

С 13 октября 2023 года в отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова будет представлена книжная выставка к 135-летию со дня рождения известного американского драматурга Юджина О’Нила.

До Юджина Гладстона О’Нила североамериканская драма имела только местное, узкопровинциальное значение. Она не создала ни в XVIII, ни в XIX веках ничего, что привлекло бы внимание остального мира, хотя её прозаиками – Фенимором Купером, Эдгаром По, Бичер Стоу и Марком Твеном – зачитывались во всех странах Европы.

Теперь, задним числом некоторые историки театра США пытаются доказать, будто и в драме существовала если не великая, то по меньшей мере солидная национальная традиция. На самом деле как явление самобытное североамериканская драма возникла лишь в ХХ столетии, и зачинателем ее, а также первым классиком явился Юджин О’Нил.

Драматургия О’Нила находится в идейном родстве с теми явлениями культуры США в ХХ веке, в которых мощно звучит критика уродства капиталистической цивилизации.

Не случайно, драматургия О’Нила возникает в пору расцвета реализма в социальном и психологическом романе США. О’Нил – современник Теодора Драйзера и Синклера Льюиса, Уильяма Фолкнера и Эрнеста Хемингуэя, Скотта Фиттцджералда и Томаса Вулфа.

Драматургия О’Нила – не просто собрание пьес более или менее интересных, более или менее жизненно правдивых. Она – явление такого же порядка, как драматургия Ибсена, Стриндберга, Чехова, Гауптмана, это попытка дать в сценической форме образы, через которые раскроются глубинные вопросы жизни и обнаружится вся многосложность человеческой души.

Пьесы Юджина О’Нила не доставят удовольствия тем, кто ищет в драме развлечения. Они принадлежат к разряду «трудного искусства», не привлекающего тех, кто ищет в театре отдыха и отвлечения от житейских забот.

Юджин О’Нил родился в Нью-Йорке 16 октября 1888 года. Его предки были ирландцами, переселившимися в США. Отец будущего драматурга славился как актёр, он гастролировал по всей стране, выступал во многих спектаклях. Личность и судьба отца имели большое значение для Юджина.

Молодой О’Нил писал много. Впоследствии он строго оценивал свои первые драматургические опыты и опубликовал лишь небольшую их часть. Первую книжечку одноактных пьес Юджин издал на средства, отпущенные ему отцом. Она называлась «Жажда» и другие одноактные пьесы» (1914).

Работая с огромной энергией О’Нил создавал пьесу за пьесой. Уже к 1920 году он становится признанным вождем передовой драматургии США. Хотя появление его пьес не обходится без критики, подчас довольно суровой, положение О’Нила становится прочным. Режиссеры стараются заполучить каждую его новую пьесу и ставят на сцене, какие бы трудности не представляла иногда её постановка.

О’Нил и его сверстники вели средствами искусства борьбу против бездумной и развлекательной, но отнюдь не безобидной макулатуры, которая в массовом порядке создавалась в качестве замены подлинных художественных ценностей.

В сорок шесть лет, достигнув всемирной известности, О’Нил отошел от драматургической деятельности. В течение двенадцати лет не появляется ни одного нового произведения, написанного им. Тем временем мир признал его одним из значительнейших писателей века. Это получило выражение в присуждении ему Нобелевской премии в 1936 году.

Творческая деятельность О’Нила разделяется на несколько периодов, имеющих довольно чёткие границы.

Первый – подготовительный или ученический период длился с 1913 по 1919 год. В эти годы он написал сборники «Жажда» и другие одноактные пьесы» (1914) и «Луна над Карибским морем» и шесть других пьес о море (1918). В 1950 году были также изданы «Потерянные пьесы Юджина О’Нила». В том же 1918 году О’Нил написал первую большую пьесу «За горизонтом». Успех был необыкновенный. Молодому автору была присуждена премия Пулитцера – высшая литературная премия в США.

На протяжении пяти-шести лет, работая чрезвычайно плодотворно, он создает в среднем по две пьесы в год, и постановка каждой из них вносит заметное оживление в театральную атмосферу США.

Творчество О’Нила развивалось в эти годы по двум линиям. Одну группу составляют его реалистические драмы, другую – пьесы экспрессионистические.

Реализм доминирует в таких произведениях, как «Не такая, как все» и «За горизонтом» (1918), «Золото» и «Анна Кристи» (1920), «Первый человек» (1921), «Спаянные» (1922) и «Любовь под вязами» (1924).

В последние годы всё больше развивался недуг, вынуждавший О’Нила уединяться, - болезнь Паркинсона. 27 ноября 1953 года он скончался в Бостоне.

Литература, представленная на выставке:

  1. О’Нил Юджин. Траур – участь Электры. Трилогия. Пер. с англ. В. Алексеева. Под редакцией В.Маликова. – Москва: «Искусство», 1975. - 230 с.
  2. Геккер М.Ю. и др. Американская литература. Учеб. Пособие для Х кл. школ с преподаванием ряда предметов на англ. яз. / Под ред. проф. Я.Н. Засурского. – Москва: «Просвещение», 1978. – 255 с.
  3. Хрестоматия по современной американской литературе (1917-1941). На англ. яз. Учеб. пособие для институтов и фак. иностр. яз. – Москва: «Высшая школа», 1974. - 280 с.
  4. Томахин Г.Д. США. Лингвострановедческий словарь. - Москва: «Русский язык», 1999. - 576 с.

Отдел иностранной литературы