«Мастер сатиры и фельетона»

С 17 декабря 2022 года в отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им Р. Гамзатова будет представлена выставка «Мастер сатиры и фельетона», посвящённая 225-летию со дня рождения великого немецкого поэта Генриха Гейне.

Генрих Гейне - великий немецкий писатель XIX века - отразил в своих наиболее зрелых произведениях борьбу немецкой революционной демократии за объединенную демократическую Германию.

Творческий путь Гейне был сложен, в его мировоззрении, было немало противоречий. 

Его произведения стали сильным орудием в руках борцов против немецкого фашизма. Гейне неоднократно высказывался в своих художественных произведениях и в публицистике за единство Германии.

По мере расширения борьбы за единство Германии, растет популярность Гейне в стране, его творчество получает все более глубокое освещение в литературной критике.

Генрих Гейне родился 17 декабря 1794 года в Дюссельдорфе. Окончив в 1825 году университет Гейне не смог найти работу и в 1827-1828 годах совершает поездку в Англию, путешествует по Италии.

 B 20-х годах XIX века, Гейне приобретает известность как писатель. Эстетические взгляды и литературная практика молодого Гейне складываются под воздействием окружающей социально-политической обстановки. Ранние произведения Гейне, складывались под огромным воздействием подъёма освободительного движения.

Первый этап творчества писателя продолжается с 1816 года до эмиграции в 1831 году в Париже. На раннем этапе творческого развития Гейне выступает как прогрессивный романтик.

В творчестве Гейне 20-х годов крупнейшими произведениями, выдвинувшими его в первые ряды представителей тогдашней литературы Германии, являются «Книга песен» и «Путевые картины».

«Книга песен» (1810-1824) занимает важное место не только в творческом наследии Генриха Гейне, она является крупнейшим вкладом в развитие всей немецкой лирики.

Идя по стопам Гете, Гейне с любовью изучает немецкие народные песни и на их основе создает свою лирику.

Стихотворения, составившие «Книгу песен» создавались в течение более чем десяти лет. Вся книга представляет собой лирическую повесть, объединенную одной общей темой - темой любви.

Ранний цикл стихов книги «Сновидения» является отражением противоречий, в сознании Гейне. Следующий цикл стихов «Песни» сохраняет светлые реальные образы, отражает любовь Гейне к природе, но сохраняют болезненные мотивы тоски и одиночества.

В тоже время теме несчастной любви посвящена такая прекрасная баллада, как «Бедный Петер», в которой тонко передан дух старинной народной песни, сохранена простота и наивность ее образов. В балладе отсутствует мрачный пессимизм.

Гейне на раннем этапе выступает блестящим мастером баллады. Лучше образцы этого жанра в немецкой поэзии цикл «Романсы» и баллады «Валтасар» и особенно «Гренадеры».

В «Лирическом интермеццо» и «Возвращении на родину» - в циклах книги поэтическое мастерство Гейне достигает полного расцвета. Одно из лучших стихотворений всей книги «Лорелея» - стало немецкой народной песней, в ней Гейне использует простейшие лексические средства. Стихотворение по совершенству и простоте формы, по чистоте и правильности немецкого литературного языка служит образцом немецкой национальной поэзии. 

Новым важным моментом в развитии мировоззрения и творчества Гейне являются «Путевые картины» (1824-1830). В них отразились социально-политические проблемы.

Впоследствии намечается линия, которая приведет к политической сатире и революционной лирике 40-х-50-х годов. Все важные работы этого периода («Французские дела», «Романтическая шкала», «К истории религии и философии Германии») имели большое значение в политической борьбе писателя против феодально-монархической реакции в Германии. Одно из лучших произведений «Силезские ткачи» было создано, когда события в Германии показали, что восставшие ткачи - это сознательно борющийся пролетариат, являющийся могильщиком старой Германии. Две основные темы, «Силезских ткачей»: призыв к революционной борьбе и критика старой Германии. Гейне выступает в этом цикле как пламенный революционный агитатор. В стихотворениях «Только подождите» и «Гимн» Гейне дает образ поэта-трибуна, поэта-борца. «Я меч, я пламя!» -  восклицает поэт, полный порыва к борьбе.

Наиболее ярким выражением творческого роста Гейне является поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844). Поэма «Германия», вершина творческого пути Гейне, - крупнейший вклад в историю развития немецкой литературы. 

Это поэма о Германии и двух путях её развития: вопрос о революции и проблема единства Германии. Злой иронией на раздробленность Германии, на её карликовые государства, проникнута вся девятнадцатая глава. Создавая поэму, Гейне обратился к плодотворному источнику немецкой народной поэзии. Поэмой «Германия» подводится итог большим творческим достижениям Гейне. Боевой характер реалистической поэзии Гейне в революционных событиях 1848-1849 годов выражен в таких произведениях как «Enfant perdu», «Мария Антуанетта», «Михель после марта», «Масса сделает это» и др.

В сборнике стихов «Романцеро» (1848-1851) и последних стихотворениях 1853-1856 годов Гейне продолжает развивать традиции политической сатиры 40-х годов.

Скончался Гейне 16 февраля 1856 года в Париже после долгой болезни.

Литература, представленная на выставке:

1. Deutsche Literatur. Lehr-und Lesebuch fur die schulen mit muttersprachlichem deutschunterricht klasse 8-9/ Zusammengestellt und verfabt von V.Klein und J.Warkentin. – Moskau: «Proswestshenije», 1972 - 419 s.

2. AUS der Schatzkammer der Deutschen Lyrik. Eine Auswahl fur die 10 klasse / Zusammengestellt und eingeleitet von V.N. Dewekin. Texterlauter ungen und worterverzeich – Nis von W.A. Morosova. – Moskau:  «Proswestshenije», 1975 - 191 s.

3. Heinrich Heine Das Gluck auf Erden Ausgewahlte Gedichte Deutschland./ Ein Wintermarche. – Moskau: Verlag Progress, 1980. – 535 s.

4. W.O. Wolfing K.K. Martens. Deutsche Literatur von der Romantik bis zum kritischen Realismus fur 9. Klasse der Schulen mit erweitertem Deutschunterricht / Verlag. – Moskau: «Proswestshenije», 1971 - 414 s.

5. Хрестоматия по немецкой литературе. Изд. 2-е, дополненное/ Составитель и автор вводных очерков В.И. Девекин. Комментарий Т. Шнитке.- Москва: Издательство «Просвещение», 1965. – 460 с.

6. Гучинская Н. О., Чистова Б. Е. Хрестоматия по немецкой литературе XIX века: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / Сост. Н. О. Гучинская, Е. Чистова. - Москва: Просвещение, 1984. - 335 с.

7. Шишкина И.П. и Смолян О.А. Аналитическое чтение. (На нем. яз.) Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2103 «Иностранные языки». Изд. 2-е, перераб. - Ленинград, «Просвещение», 1979. - 222 с. 

8. Архипова И. А. Немецкий язык: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. - Москва: Дрофа, 2002. - 192 с.

9. Викторовский В. Г., Викторовская С. К.  Немецкий язык: устные темы для подготовки к экзамену: для выпускников и абитуриентов / В. Г. Викторовский, С. К. Викторовская. - Москва: Эксмо, 2010. - 432 с.

Г. Марданова, главный библиотекарь отдела иностранной литературы