С 9 августа 2022 года в отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Мастер новеллы», посвященная 155-летию со дня рождения английского писателя Джона Голсуорси.
Джон Голсуорси — английский прозаик и драматург. Родился 14 августа 1867 года в семье богатого юриста. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу, затем в Оксфордском университете. Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.
Голсуорси много читал, предпочитая произведения Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого и Флобера прежде чем в 28 лет стать писателем.
Тяга к чтению и путешествиям перевесила солидность и престиж службы, и увлечение литературой стало делом жизни. Во время своих путешествий Джон на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада, который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.
В 1897 году вышел первый сборник Голсуорси «Четыре ветра», затем романы «Джослин» (1898) и «Вилла Рубейн» (1900), отмеченные влиянием позднего английского романтизма. Однако уже тогда у Голсуорси возник замысел, который он реализовывал более 30 лет, — создать цикл реалистичных романов о судьбе большой буржуазной семьи. На его художественный вкус оказали большое влияние Диккенс, Теккерей, Мопассан, Тургенев и Толстой. В многотомной эпопее «Сага о Форсайтах», (1901-1933), Голсуорси поместил новеллу «Спасение Форсайта» (1901), роман «Собственник» (1906), новеллы «Последнее лето Форсайта» (1918), «Пробуждение» (1920), романы «В петле» (1920), «Сдается в наём» (1921). Эти произведения составили первую часть трилогии «Саги о Форсайтах», вышедшую в 1922 году.
В своих работах Голсуорси выступал за различные цели, включая реформу, права женщин и защиту животных, а также против цензуры. С первого же изданного под своим именем романа «Остров фарисеев» (1904) Голсуорси последовательно критиковал английское общество. В романах «Собственник», «Усадьба» (1907), «Братство» (1909) и «Патриций» (1911) сатирически изображались нравы, мораль и убеждения коммерсантов, земельных собственников, художественной среды и правящей аристократии.
В 1921 году совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт основал ПЕН-клуб и стал его первым главой, а в 1929 за заслуги перед литературой стал членом Ордена Заслуг. Во вторую часть глобального труда, названного «Современная комедия», вошли романы «Белая обезьяна» (1924), «Серебряная ложка» (1926), «Лебединая песнь» (1928), новеллы «Идиллии» и «Встречи» (обе — 1927). Третья часть трилогии о Форсайтах («Конец главы») состояла из романов «Девушка-друг» (1931), «Цветущая пустыня» (1932) и «Через реку» (1933).
Голсуорси стал популярен и как драматург. В его пьесах рассматривалась проблематика неравенства в обществе и несправедливость в отношении к беднякам.
На сценах английских и других европейских театров шли пьесы Голсуорси, отличающиеся остротой, характерной для социальных конфликтов: «Серебряная коробка» (1906), «Борьба» (1909), «Справедливость» (1910). В 1920-е Голсуорси написал драмы «Мёртвая хватка» (1920) и «Верность» (1922), где выразил тревогу за «потерянное поколение», вступающее в жизнь после окончания Первой мировой войны.
Главной темой творчества Голсуорси является мир собственников и собственности, которая превращает людей в своих рабов. Этот мир противопоставляется миру красоты и свободы. Так, например, в романе «Вилла Рубейн» конфликт разворачивается вокруг столкновения мира художника с миром буржуа, в котором основной ценностью человека считается его богатство.
В трилогии «Сага о Форсайтах», как и в других романах подробно описана жизнь социальных классов, особенно высшего слоя. Несмотря на симпатию к своим героям, Голсуорси показывает их замкнутость, снобизм, жадность и порою сомнительные моральные принципы. Он считается одним из первых писателей Эдвардианской эпохи, который поставил под сомнение идеалы общества, превозносимые в более ранней литературе Викторианской эпохи.
В 1932 году Голсуорси был удостоен Нобелевской премии по литературе «За высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах». Полученную Нобелевскую премию Голсуорси распорядился передать ПЕН – клубу – международной организации объединения писателей, поэтов и журналистов, которую он основал в 1921 году в Лондоне. При жизни был удостоен почётных степеней семи университетов Англии, Шотландии и США. Долгое время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга. Умер 31 января 1933 года в Лондоне.
Литература, представленная на выставке:
1.Голсуорси Д. Семья Фриленд: Кн. для чтения на англ.яз. в 10 кл. сред. школы / По Д.Голсуорси; адаптация и коммент, Л.А. Груевой. – Москва: Просвещение, 1980. - 144 с.
2.Голсуорси Д. Новеллы. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1982. - 576 с.
3.Голсуорси Д. Лебединая песня. Пылающее копье: Романы: пер.с англ./ Д. Голсуорси. – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 478 с.
4.Голсуорси Д. Конец главы: пер.с англ. / Вступ.ст. М. Тугушевой. - Москва: Правда, 1984. – 800с.
5.Голсуорси Д. Собрание сочинений: В 12 т. Т.1: Сага о Форсайтах: Собственник; Последнее лето Форсайта / Пер.с англ.М. Лорие, Н. Волжиной; Вступит. Ст. Д. Жантиевой. – Москва: ТЕРРА-Книжный клуб; Литература, 1998. – 352 с.
6.Голсуорси Джон Последняя глава. Романы. – СПб.: Социально-коммерческая фирма «Человек», 1993. – 672 с.
7.Голсуорси Д. Остров фарисеев: Романы / Джон Голсуорси; (пер. с англ. Т. Кудрявцевой, М. Лорие, Л. Черняевского). – Москва: Эксмо, 2007. - 608 с.
Магомедова Т., главн. библ. отдела иностранной литературы