«Лучший портретист Екатерины II»

С 4 августа 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им.Р. Гамзатова организована выставка «Лучший портретист Екатерины II», посвященная 265-летию со дня рождения русского художника-портретиста Владимира Лукича Боровиковского.

 

XVIII век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский. Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В. Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он так и не получил основательного классического образования. В портретах В. Л. Боровиковского видны нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице...

Искусство Боровиковского соответствует философским, эстетическим и религиозным представлениям своего времени. Живописец отдал дань различным стилистическим течениям. До сих пор Боровиковский остается в русской живописи непревзойденным мастером сентиментализма. Вместе с тем, художник ярко проявил себя и как представитель позднего классицизма (ампира).

Владимир Лукич Боровиковский родился 4 августа 1757 года в Миргороде в Малороссии. Свои первые шаги в искусстве Владимир сделал благодаря отцу, который научил его расписывать иконы. Владимир Боровиковский, как и его предки, был казаком. В 1774 году начал служить в Миргородском полку, при этом занятия живописью не бросил и всегда находил для них время. В начале 1780-х ушел в отставку, полностью посвятив себя искусству.

В 1770 году Боровиковский познакомился с поэтом Василием Капнистом, который пригласил художника расписать дом в Кременчуге, где должна была остановиться императрица Екатерина II. Она проезжала через этот город по дороге в Крым. Роспись стен и живописные панно, которые создал Боровиковский, понравились Екатерине II, и она пригласила художника переехать в Петербург. В 1788 году художник  прибыл в столицу. В 1790-х Владимир Боровиковский стал получать первые заказы. Одной из его ранних работ стал портрет горничных Лизоньки и Дашеньки, которые служили в семье Львовых.

В эти годы Боровиковский продолжал писать иконы. В начале 1790-х он создал 37 образов для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке.В 1794 году Владимир Лукич написал «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке».

В середине 1790-х художник увлекся миниатюрой. Живописец создал небольшие картины, на которых изобразил поэта Василия Капниста и архитектора Адама Менеласа. В эти же годы он написал портрет кормилицы семьи Львовых — крестьянки Христиньи.

Героинями произведений были императрица Мария Федоровна, Павел I и их дети, кисти автора принадлежат «Портрет Марии Лопухиной», «Портрет Елены Нарышкиной». В изображении женщин художнику удавалось передать трепетность, поэтику тонкой натуры и воспеть трогательный образ.

Творчество Боровиковского было многогранным. Он писал монументальные портреты и миниатюры, выходя за рамки сентиментализма и подвергаясь течениям, характеризующим смену эпохи в изобразительном искусстве. В работах этих лет присутствовали черты классицизма и ампира.

Мода быстро менялась. Мастерство Боровиковского оставалось неизменным, но к нему обращались все реже, и автор перестал посещать придворные мероприятия. Он больше не писал портреты. Теперь художника занимала религиозная живопись и увлечение мистицизмом.

На протяжении всей своей жизни Боровиковский работал много и плодотворно. Он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее свыше трехсот произведений. Прежде всего, живописец полностью реализовался в разнообразных типологических структурах портретного жанра. Это и репрезентативные полотна большого размера, и малоформатные камерные изображения, миниатюры. Отдал дань художник и аллегорическим картинам. Владимир Лукич Боровиковский — автор многочисленных икон для огромных соборов и небольших церквей, домашних киотов. В старой литературе религиозная живопись художника выдвигалась на первый план и оценивалась очень высоко. Первый биограф художника В.Горленко писал о Боровиковском, как о «вдохновенном религиозном живописце», произведения которого «дышат глубокой и наивной верой, переходящей к концу его жизни в мистический восторг».

Причиной смерти художника стал инфаркт миокарда. Владимир Боровиковский скончался в апреле 1825 года в Санкт-Петербурге.

Литература, представленная на выставке:

1. Алексеева, Татьяна Васильевна. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков / Т. В. Алексеева. - Москва: Искусство, 1975. - 422с.

2. Архангельская, А. И. Владимир Лукич Боровиковский / А. И. Архангельская; Государственная Третьяковская галерея. - Ленинград: Издание ГТГ, 1946. - 91с. 3.Машковцев, Н. Г. Владимир Лукич Боровиковский : 1757-1825 / Н. Г. Машковцев. - Москва: Искусство, 1950. - 28с.

4. Михайлова, Кира Владимировна. Владимир Лукич Боровиковский / К. В. Михайлова. - Ленинград: Художник РСФСР, 1968. - 43с.

5. Русские художники от А до Я: альбом / авторы: Е. М. Алленова, Н. А. Борисовская, Т. И. Володина. - Москва: Слово, 1996. - 216с.

6. Скворцов, А. М. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) / А. М. Скворцов. - Москва; Ленинград: Искусство, 1944. - 15с.

7. Энциклопедия русской живописи: русская живопись 15-20 веков / под редакцией Т. В. Калашникова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.

8. Энциклопедия живописи / редактор Н. А. Борисовская. - Москва: Трилистник, 1997. - 800с.

 

Отдел литературы по искусству