Литературный календарь

С 18 января 2024 года отдел обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представляет литературный календарь на январь 2024 года.

19 января исполняется 215 лет со дня рождения американского писателя Эдгара Алана По (1809- 1849).

Американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма и жанра психологической прозы. Некоторые работы Эдгара По способствовали формированию и развитию научной фантастики, а такие черты его творчества, как иррациональность, мистицизм, обречённость, аномальность изображаемых состояний, предвосхитили литературу декадентства. Его считают непревзойдённым мастером новеллы, которая под его пером могла быть и трагической, и юмористической, и «страшной», и фантастической. Но отдельное место в творчестве Эдгара По занимают «страшные» и мистические рассказы, которые принесли ему всемирную славу основоположника детективного жанра.

Эдгару Алан По - родился 19 января 1809 г. в Бостоне в семье странствующих актёров. В 1830 году стал студентом военной академии в Уэст-Пойнте. Однако тяготы военной службы оказались непосильными для молодого поэта, опубликовавшего к тому времени первые сборники стихов. Оставив всё, он уехал в Балтимор и полностью посвятил себя литературной деятельности.

Эдгар Аллан По стоял у истоков нескольких жанров: научной фантастики («Повесть о приключениях Артура Гордона Пима», 1838 г.); литературы ужасов (двухтомник «Гротески и арабески», 1840 г.); детектива («Убийство на улице Морг», 1841 г.; «Золотой жук», 1843 г.).

 В 1839 году он написал две свои величайшие истории — «Падение Дома Ашера» и «Уильям Уилсон».

В 1840 году опубликовал сборник историй «Сказки о Гротеске и Арабеске», а также стал редактором журнала «Грэхема», где опубликовал свою первую историю «Убийства на улице Морг». В этой знаковой истории он создал знаменитого детектива Огюста Дюпина, предшественника Шерлока Холмса и, следовательно, бесчисленных других частных детективов в литературе и кино.

Между 1842 и 1844 годами после того, как Эдгар По прибыл в Нью-Йорк, он опубликовал многие из своих важных произведений,  включающих «Маску Красной смерти», «Колодец и Маятник», «Черную кошку», «Тайну Мари Роже» и «Золотой жук». Однако, самое знаменитое свое творение, «Ворон», он написал в 1845 году. Стихотворение впервые опубликовано 29 января 1845 года в нью-йоркской ежедневной газете Evening Mirror. Отличающееся музыкальностью, художественной выразительностью и мистической атмосферой, оно повествует о таинственном визите говорящего ворона к убитому горем молодому человеку, потерявшему свою возлюбленную. В ответ на вопросы, полные отчаяния и надежды, ворон повторяет слово «nevermore», чем усугубляет душевные муки героя. Стихотворение содержит некоторые отсылки к фольклору, мифологии и Античности.

Наступает пик славы писателя. Перед его творчеством преклонялись такие начинающие писатели как Жюль Верн и Конан Дойл, считая его основателем жанра, в котором они потом работали. Умер 7 октября 1849 г. в Балтиморе.

Литература, представленная на выставке:

  1. По, Эдгар Аллан. Убийство на улице Морг. Рассказы / Эдгар Аллан. - Москва: Правда, 1987. - 480с.
  2. По, Эдгар Аллан. Стихотворения. Сборник / Эдгар Аллан. - Москва: Радуга.- 1988. - 414с.
  3. По, Эдгарт Аллан. Рассказы / Эдгар Аллан. - Москва: Молодая гвардия.- 1991. - 606с.
  4. По, Эдгар Аллан. Эврика / Эдгар Аллан. - Москва: Эксмо.-2008. - 400с.
  5. По, Эдгар Аллан. Золотой Жук / Эдгар Аллан. - Москва: Астрел, 2002. - 170с.

22 января исполняется 295 лет со дня рождения немецкого писателя и поэта Готхольда Лессинга (1729–1781).

Готхольд Эфраим Лессинг – знаменитый немецкий писатель, поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, одна из крупнейших фигур европейской литературы эпохи Просвещения. Основоположник немецкой классической литературы. Лессингу наряду с Шиллером и И.В. Гете принадлежит заслуга создания произведений такого уровня, что впоследствии их время назовут золотым веком национальной литературы.

Философские убеждения Лессинга были весьма революционными для его эпохи. По его мнению, история человечества представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных.

Н.Г. Чернышевский назвал Лессинга «отцом новой  немецкой  литературы»: «Он доставил немецкой литературе силу  быть  средоточием  народной  жизни  и указал ей прямой путь, он ускорил тем развитие своего народа».

Он появился на свет 22 января 1729 года в семействе лютеранского пастора, проживавшего в г. Каменц (Саксония). После окончания школы на протяжении 1746–1748 гг. Готхольд Эфраим являлся студентом Лейпцигского университета (богословский факультет).

В 1755 году выходит его новое прозаическое детище – «Мисс Сара Сампсон» – первая в национальной литературе семейная «мещанская» драма, сделавшая его по-настоящему известным. На протяжении 1760–1765 гг. Лессинг – секретарь прусского генерала Тауэнцина, губернатора Силезии, с 1767 году – литературный консультант и критик Немецкого национального театра (Гамбург). Его отзывы знаменовали собой наступление нового периода развития театральной критики.

За эти годы работы заработал авторитет как мастер художественного слова и блестящий критик, отличающийся объективностью и проницательностью. В 1755 г. выходит его новое детище - прозаическая «Мисс Сара Сампсон» - первая в национальной литературе семейная «мещанская» драма, сделавшая его по-настоящему известным. Вместе с другими произведениями, в том числе критическими и научными, она вошла в шеститомник «Сочинений». Статус лидера национальной журналистики Лессинг получил благодаря публикациям в основанном им с товарищами литературном журнале «Письма о новейшей литературе» (1759-1765).

Лессинг, будучи радикальным сторонником просвещения и человеческого разума, вел непримиримую борьбу с церковной ортодоксальной догматикой, идеологией абсолютизма, видел в демократической национальной культуре средство покончить с феодализмом, политической раздробленностью государства, засильем сословных и других предрассудков. Пафосом этой борьбы наполнены его произведения, среди которых наибольшую известность получили «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый», «Минна фон Барнхельм» и др.

Литература, представленная на выставке:

1. Пронин В. А. История немецкой литературы: учеб. пособие / В. А. Пронин. – Москва: Университетская книга; Логос, 2007. – 384 с.

2. Фридлендер Г. Готхольд Лессинг / Г. Фридлендер. – Ленинград: 1958. – 114 с.

3. Лессинг Г. Э. Драмы, басни в прозе / Г. Э. Лессинг. – Москва: Художественная литература, 1972. – 509 с.

22 января исполняется 150 лет со дня рождения английского писателя и драматурга.Уильяма Сомерсета Моэма (1874–1965).

Уильям Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 году в Париже. Отец – Роберт Ормонд Моэм, юрисконсульт британского посольства во Франции.

Плодовитый писатель, драматург и эссеист Сомерсет Моэм создал 25 пьес, 21 роман и более 100 рассказов. В романах писателя действие происходит в разных странах, повествование ведется в простом и изысканном стиле. Ведущая тема произведений Моэма — столкновение незаурядной творческой личности с обществом. Моэму принадлежат легкие комедии характеров и положений, злые сатиры на нравы и социально-психологические драмы типа «За заслуги» (1932) с острым конфликтом и точной прорисовкой исторического времени. Его пьесы, поставленные в 1903 -1933 годах (их было поставлено около 30) — отличаются динамичным действием, тщательной разработкой мизансцен, компактным живым диалогом. Однако главный вклад писателя в литературу — это новеллы, романы и эссеистика. Взыскательное мастерство формы — крепко выстроенный сюжет, строгий отбор материала, емкость детали, естественный как дыхание диалог, виртуозное владение смысловым и звуковым богатством родного языка, раскованно-разговорная и вместе с тем сдержанная, неуловимо скептическая интонация повествования, ясный, экономный, простой стиль — делает Моэма классиком рассказа XX века. У Моэма жизнь как бы сама себя рассказывает, сама себя судит и выносит нравственный приговор, автор же не более чем наблюдатель и хроникер изображаемого.

Достоинства объективной манеры письма и блестящего стиля, которым Моэм в немалой степени обязан своей любовью к мастерам французской прозы, присущи и его лучшим романам. Помимо «Бремя страстей человеческих», это роман о художнике «Луна и грош» и роман об актрисе «Театр», образующие вместе с романом о писателе «Пироги и пиво» нечто вроде трилогии о творцах искусства, его смысле и отношении к реальной жизни, а также «Узорный покров», «Рождественские каникулы» и «Острие бритвы». За взаимоотношениями персонажей, столкновениями их устремлений, страстей и натур у Моэма отчетливо проступает художественно-философский анализ некоторых «вечных» тем мировой литературы: смысл жизни, любовь, смерть, сущность красоты, назначение искусства. Постоянно возвращаясь к волновавшей его проблеме сравнительной ценности нравственного и прекрасного, Моэм в каждом случае, хотя и по-разному, отдавал предпочтение первому, как то явствует из логики созданных им образов: «…больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни.

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 году в городке Сен-Жан-Кап-Ферра.

Литература, представленная на выставке:

1. Моэм С. Луна и грош. Театр. Рассказы / С. Моэм. – Баку: Язычи, 1989. – 576с.

2. Моэм С. Собрание сочинений. В 5 т. Бремя страстей человеческих / У. С. Моэм. – Москва: Художественная литература, 1991. – 671с.

3. Моэм С. Луна и грош / С. Моэм. – Москва: Издательский дом Мещерякова, 2006. – 208с.

Приглашаем посетить нашу выставку!

Отдел обслуживания универсального читального зала