С 9 декабря 2023 года в отделе обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнут литературный календарь на декабрь 2023 года.
12 декабря исполняется 95 лет со дня рождения киргизского писателя Чингиза Айтматова (1928- 2008).
Родился 12 декабря 1928 года в посёлке Шекер Таласской области Киргизской ССР в семье учительницы и партийного работника. Отец был репрессирован в 1937 году.
В печати он впервые выступил в 1952 году с рассказом на русском языке «Газетчик Дзюйдо».
В 1956 году он поступил на Высшие литературные курсы в Москве. Вернувшись на родину, редактировал журнал «Литературный Киргизстан», работал корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии. В 1958 году в «Новом мире» была опубликована повесть «Джамиля» о «незаконной» любви замужней киргизской женщины, написанная от лица подростка. Уже на следующий год её перевёл на французский язык известный писатель Луи Арагон и к Айтматову пришла международная известность.
После «Джамили» были также опубликованы повести «Верблюжий глаз» (1960), «Первый учитель» (1961), «Материнское поле» (1963) и сборник «Повести гор и степей» (1963), за который автор получил Ленинскую премию. Произведения выходили одновременно на русском и киргизском языках. Повесть «Прощай, Гульсары!» (1968) принесла автору Государственную премию.
В своих произведениях Айтматов выступал как мастер психологического портрета, его героями были духовно сильные, человечные, активные люди. Прозу писателя отличали искренность интонации и поэтичность в сочетании с психологической достоверностью образов простых людей. В повестях «Белый пароход» (1970), «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977), в романе «И дольше века длится день» («Буранный полустанок», 1980), «Плаха» (1986) он обращался к острым философским, этическим и социальным проблемам современности.
В 1988–1990 годах Айтматов занимал пост главного редактора журнала «Иностранная литература». С 1990 по 1991 год — посол СССР в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), в 1991–1994 годах — посол России в странах Бенилюкса.
С 1994 года по март 2008 года являлся послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.
Умер Чингиз Айтматов 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.
Литература, представленная на выставке:
- Айтматов Ч. Буранный полустанок: Роман / Ч.Айтматов. Сыдыкбеков Т. Люди наших дней: Роман. Пер. с кирг. – Москва: Советский писатель, 1987. - 608 с.
- Айтматов Ч. Повести и рассказы / Ч. Айтматов. - Москва: «Молодая Гвардия», 1970. - 508 с.
- Айтматов Ч.Т. Белый пароход / Ч.Т. Айтматов. - Москва: «Советский Писатель», 1980. - 160с.
- Айтматов Ч.Т. Пегий пес, бегущий краем моря: Повести, роман / Ч.Т. Айтматов. - Москва: Изд-во Эксмо, 2004. – 880с.
- Останина С.П. Энциклопедия: Литература / С.П. Останина. - Москва: «Олма-ПРЕСС», 2001. - 320с.
13 декабря исполняется 150 лет со дня рождения русского поэта Валерия Брюсова (1873–1924).
Валерий Яковлевич Брюсов – русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
Валерий Брюсов родился в 1873 году в московской купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала».
Уже в 13 лет Брюсов связывал своё будущее с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились его первые рассказы. В гимназии Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. В эти годы начинающий писатель пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводил античных и современных авторов. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья — в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.
1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основоположником русского символизма. В тот же год Брюсов создал драму «Декаденты (Конец столетия)» — она рассказывала о некоторых фактах биографии французского поэта.
Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs d’oeuvre» — «Шедевры». В предисловии он написал: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки… Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». В нем появились урбанистические, исторические и научные мотивы. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту.
Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».
Брюсов блестяще переводил Э. Верхарна, П. Верлена, Э. По, Р. Роллана, произведения армянских поэтов, исследовал творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Е.Л. Баратынского.
В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами — Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Федором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением.
В 1903 году Брюсов выпустил книгу «Граду и миру», а в 1906-м — сборник «Венок». В «Венок» вошли произведения нескольких предыдущих лет — мифологические, лирические, а также посвященные революции и войне. Параллельно с литературным творчеством поэт издает журнал символистов «Весы», руководит отделом литературной критики в журнале «Русская мысль», пишет пьесы, прозу, переводит зарубежных авторов.
После Октябрьской революции Брюсов был одним из наиболее активных литературных и издательских деятелей столицы, организовал Высший литературно-художественный институт и до конца жизни был его ректором и профессором. В 1924 году поэта не стало, его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Литература, представленная на выставке:
1. Брюсов В. Стихотворения /В. Брюсов. – Минск: Наука и техника, 1981. – 558с.
2. Брюсов В. Я. Повести и рассказы / В. Брюсов. – Москва: Советская Россия, 1983. – 368с.
3. Брюсов В. Огненный ангел / В. Брюсов. – Киев: Днiпро, 1991. – 735с.
4. Смирнова Л. А. Русская литература конца ХIХ – нач. ХХ века / Л. А. Смирнова. – Москва: Лаком-книга, 2001. – 400с.
24 декабря исполняется 225 лет со дня рождения польского и белорусского поэта Адама Мицкевича (1798–1855)
Адам Мицкевич – польский и белорусский поэт, политический публицист, деятель польского национального движения. Оказал большое влияние на становление польской и белорусской литературы в XIX века. В Польше считается одним из трёх величайших поэтов эпохи романтизма.
Сын обедневшего шляхтича, ставшего адвокатом. Его отец умер в 1812 году, оставив семью в трудном положении.
В 1822 году выходит первый сборник стихов поэта. У первого тома было «говорящее» название — «Поэзия», с балладами и поэмами. Через год в публикацию вышел и второй том, с поэмами «Гражина» и «Дзяды». Что касается социальной деятельности молодого человека, она оказалась в тесной связке с творческим направлением. В 1823 году Мицкевича арестовали, причиной ареста стало так называемое «дело филоматов». Несколько месяцев Мицкевич провёл в тюремном заключении, но в 1824-м году, благодаря усилиям друзей, его отпустили, а позже заставили покинуть город.
Параллельно с путешествиями Мицкевич не прекращает заниматься творчеством. Стихотворные формы у него самые различные, в том числе и двухтомник, о котором уже шла речь. Адам становится автором собственной программы, которую он строит, используя легенды и верования народа. Их основу составляло романтическое направление с чувствами во главе угла. Что касается жанра его произведений, его зачастую трудно определить.
Среди романтических произведений Мицкевича наиболее известными являются «Свитезь», «Свитезянка», «Парис» и «Романтика». Выпуск «Крымских сонетов» поэта состоялся, безусловно, после российской части его путешествия. Главная тема «Крымских сонетов» — это единство человека и природы.
В 1826-м году была опубликована книга о Конраде Валленроде, повествующая о событиях, бывших в 14-м веке. Главным персонажем произведения является магистр одного из монашеских орденов крестоносцев, а полностью книга называется «Конрад Валленрод. Историческая повесть из литовской и прусской истории». Магистр ордена крестоносцев находится в сложном положении. Он не знает, что ему выбрать: кодекс рыцарей или чувства патриота. Поскольку Мицкевич был участников тайной организации, именно этот персонаж послужил для него поводом описать те чувства, которые испытывал он сам.
В 1815 году Мицкевич поступил на историко-филологический факультет Виленского университета. После его окончания стал учителем в Ковно. В 1817 г. под влиянием освободительных идей Мицкевич вместе с несколькими друзьями основал тайное «Общество филоматов» («любящих добродетель»). Арестованный в 1823 г. по делу филоматско-филаретских организаций, Мицкевич был выслан из Литвы (1824) и до 1829 года пробыл в России (Петербург, Одесса, Москва). Здесь он сблизился с участниками декабристского движения К. Рылеевым, А. Бестужевым и видными писателями, высоко ценившими его талант. В России вышла книга его стихов «Сонеты» с циклом «Крымских сонетов». В 1828 г. была опубликована поэма «Конрад Валленрод».
В 1829 году выехал из России и посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудавшейся попытки примкнуть к восстанию 1830 г. поэт навсегда остался в эмиграции в Париже, продолжая литературную и революционную деятельность.
Мицкевич – автор национальной эпопеи «Пан Тадеуш» (1832–1834), которая стала энциклопедией старопольского быта, шедевром словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей.
Умер в Париже, в 1890 году прах его был перенесён в Краков.
Литература, представленная на выставке:
1. Горский И. К. Адам Мицкевич / И. К. Горский. – Москва: Издательств АН СССР, 1955. – 275с.
2. Мицкевич А. Гражина / А. Мицкевич. – Москва: Художественная литература, 1990. – 317с.
3. Мицкевич А. Избранное / А. Мицкевич. – Москва: Художественная литература, 1946. – 600с.
4. Мицкевич А. Стихотворения и поэмы / А. Мицкевич. – Москва: Художественная литература, 1968. – 741с.
Отдел обслуживания универсального читального зала