«Крупнейший мастер скульптуры»

Со 2 ноября 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 180-летию со дня рождения русского скульптора Марка Матвеевича Антокольского.

Творчество Марка Антокольского, одного из крупнейших скульпторов ХIХ века, - яркая страница в истории отечественного искусства. Созданные им произведения давно и прочно вошли в сокровищницу мировой художественной культуры. М. Антокольский появился на свет в 1843 году, 2 ноября. Фамилия будущего скульптора восходит к названию пригорода Вильны Антоколя,  где жили члены еврейской общины. О своем детстве скульптор впоследствии вспоминать не любил, и даже свою автобиографию предпочел начать по-настоящему уже с петербургского периода, о детстве упомянув лишь, что было оно мрачным и безрадостным. Марк с детства любил рисовать, рисовал везде, и спустя время родители смирились с этой страстью своего сына и даже отдали его в мастерскую позументщика подмастерьем. М. Антокольский начал учиться резьбе по дереву. Однажды его работы увидела жена виленского генерал-губернатора А. Назимова. Благодаря ее протекции, М. Антокольского взяли в Академию художеств, в 1862 году он стал вольнослушателем в классах по скульптуре.  В 1864 М. Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости. В 1868 году скульптор закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев», и к ней этюд-голову под названием «Натан Мудрый».

Композиция  «Нападение инквизиции на евреев», выставленная М. Антокольским на экзамене, вызвала неудовольствие академических профессоров, и начинающий скульптор уехал в 1868 году в Берлин, где в течение полугода занимался под руководством немецкого скульптора Р. Бегаса. По возвращении в Петербург, М. Антокольский продолжал работать над «Инквизицией», которая и была выставлена в Академии в 1871 году.

Первой большой работой скульптора стала статуя «Царь Иван Васильевич Грозный», начавшая собой новый этап творчества – работу над образами отечественной истории.

Он показал Грозного во всей  его сложности и противоречивости, как человека и государственного деятеля. Статуя «Иван Грозный» (1871 г.), которая экспонировалась на I выставке Товарищества Передвижных Художественных выставок, принесла скульптору мировую славу. В дальнейшем М. Антокольский не раз участвовал в выставках Товарищества передвижников.

Следующее крупное произведение скульптора – статуя Петра I, которую он выполнил в Риме. В 1872 году она была перевезена в Россию на Политехническую выставку, организованную к 200-летию со дня рождения Петра I.

Первым в ряду новых образов, созданным скульптором в 1874 году, предстает Христос, образ которого М. Антокольский трактовал с позиции человека. Широко известны его последующие работы -  «Смерть Сократа» (1875 г.) и «Спиноза» (1882 г.). В 80-е годы скульптор вновь обращается к исторической теме и создает статую «Нестор-летописец» (1889 г.). В 1891 году он завершает ещё две работы − майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». В обоих образах М. Антокольский также видел тех, кто определял «будущность России».

Большое значение скульптор придавал портрету.  М. Антокольским выполнены портреты В.В. Стасова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И. Мамонтова и других.

Работы М. Антокольского стали настоящим прорывом, новаторством в отечественной скульптуре. Он избирался почетным членом многих европейских академий, включая академии Вены, Берлина, Лондона.

Последние годы скульптор жил в Париже. Его работы были выставлены на Всемирной выставке 1900 года и отмечены высшей наградой − командорским крестом Почётного Легиона.

Умер Марк Антокольский в Германии в возрасте 59 лет, и похоронен в Петербурге – на Преображенском еврейском кладбище, вернувшись, как и мечтал, в Россию, пусть и после смерти.

Литература, представленная на выставке:

1. Антокольский Марк Матвеевич / редактор М. Бойко. - Москва: Изобразительное искусство, 1959. - 36 с.: ил.

2.Антокольский Марк Матвеевич / редактор Н. Моргунов. - Москва: Академия Художеств СССР, 1960. - 77 с.: ил.

3.Вагнер, Лев Арнольдович. Вхожу, ваятель, в твою мастерскую / Л. А. Вагнер. – 2-е издание. - Москва: Советская Россия, 1982. - 288 с.

4.Калугина, Ольга Вениаминовна. Русская скульптура Серебряного века: Путешествие из Петербурга в Москву / О. В. Калугина. - Москва: БуксМАрт, 2013. - 336 с.: ил.

5.Кривдина, Ольга Алексеевна. Эпоха Марка Антокольского: от классицизма до модерна, российские скульпторы середины и второй половины XIX века, научная реконструкция биографий / Ольга Кривдина, Борис Тычинин. - Москва: БуксМАрт, 2020. - 598 с.: цв. ил.

6.Марк Матвеевич Антокольский 1843-1902. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986. - 93 с.: ил.

7.Кузнецова, Э. В. М. М. Антокольский: жизнь и творчество / Э. В. Кузнецова. - Москва: Искусство, 1989. - 310 с.: ил.

8.Лебедев, Андрей Константинович. Творческое содружество: М. М. Антокольский и В. В. Стасов / А. К. Лебедев, Г. К. Бурова. - Ленинград: Художник РСФСР, 1968. - 110 с.: ил.

9.Попова, Тамара Феодосиевна. Беседы о русской скульптуре: пособие для учащихся / Т. Ф. Попова. - Москва: Просвещение, 1964. - 119 с.: ил.

10.Русские скульпторы второй половины ХIХ века: путеводитель по выставке / Государственная Третьяковская галерея; редактор И. Н. Грановский; автор В. В. Ермонская. - Москва: Советский художник, 1958. - 44 с.: ил.

11.Собрание скульптуры Русского музея. - Ленинград: Художник РСФСР, 1971. - 6 с.: ил.

12.Шалимова, В. Антольской М. М. / В. Шалимова. - Ленинград: Художник РСФСР, 1970. - 41 с.: ил.

Отдел литературы по искусству