С 27 сентября 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Ковроткачество».
Прикладные художественные виды труда в виде народных ремесел возникли в глубокой древности. В настоящее время становится актуальным возрождение народного искусства, в том числе декоративно-прикладного, которое составляет значительную часть духовного богатства народа. Одним из видов декоративно-прикладного искусства является ковроткачество.
Ковер – это уникальный предмет культурного наследия человеческой цивилизации. В ковровых рисунках заложена история разных народов, их традиции и представления о мире, передающиеся из поколения в поколение. В современном ковроткачестве используются те же узоры и символы, которые использовались сотни, а то и тысячи лет назад. Подобно древним манускриптам, ковры могут раскрывать перед вдумчивым взором свои удивительные истории.
Лучшие образцы старинных ковров (с узорами или изображениями) хранятся в музеях мира (Эрмитаж и др.). Ковры определяются способом выработки, материалом, фактурой, плотностью, размером, характером композиции орнамента.
Ковры бывают: безворсовые – односторонние (типа сумахов) и двусторонние (типа килимов, паласов); ворсовые – с разрезным и неразрезным (петельным) ворсом. Известно более 50 видов ковровых изделий. Вырабатываются ковры гладкие и с рисунком; рисунок тканых ковров создается машиной Жаккарда или печатным способом. В традиционной культуре самая распространенная группа ковров – постилочные, в т.ч. ритуальные (молитвенные, свадебные, похоронные и др.). В европейских культурах распространены покрывала, налавники и другие. Ковры (особенно войлочные) использовали для убранства верховых животных.
Ковры изготавливаются из стеблей растений в сочетании с нитями и веревками (циновка), нитей из растительного, шерстяного или шелкового волокна (ворсовые ковры и гладкотканые килим и сумах).
Уходящая вглубь веков история создания ковра кажется весьма запутанной: до сих пор многие страны соперничают за право считаться родоначальником искусства ковроткачества. Большинство исследователей сходятся во мнении, что ковроткачество зародилось как функциональное ремесло в среде кочевых племен Центральной Азии более двух с половиной тысяч лет назад. Когда племена стали переходить к оседлому образу жизни, искусство ковроткачества стало постепенно усложняться: все больше труда вкладывалось в орнаментальные и декоративные особенности полотна. Увеличилось количество цветов, в которые окрашивалась пряжа, а символика сделала ковер неотъемлемой составляющей обрядов и ритуалов многих народностей. Самыми известными центрами ковроткачества нового, оседлого периода, стали Персия и Турция, а позднее – Индия.
Одним из основных центров ковроткачества в России был город Судж Курской губернии. В XVII веке в селах Суджанского уезда крестьянки ткали ковры для бытовых нужд (ковры-попоны для лошадей, дорожки в избу, покрывала на лавки, сундуки). Ковры ткали из грубой шерсти на конопляной или льняной основе. Суджанские ковры украшались геометрическим или обобщенным растительным орнаментом. К началу XX века любимой темой мастериц были ковры «в розу», сейчас он воспринимается как классический «курский ковер».
Тюменский традиционный махровый ковер – один из самобытных промыслов Сибири; его история уходит корнями в XVI столетие. Ручное надомное ковроткачество было широко распространено во всех уездах Тобольской губернии с XVIII века. Крупнейшим центром ковроткачества считался Тюменский уезд, поэтому ковровый промысел получил название «тюменский». Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю. Сочетание черного и красного цветов на ковре - могущество и богатство. Именно тюменский ковер увековечил художник В.И. Суриков на знаменитой картине «Взятие снежного городка».
В России наиболее масштабно изготовлением ручных ковров занимаются в Дагестане. Ручное ковроткачество — это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. На территории Дагестана нет такого уголка, где бы ни ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры табасаранских мастериц. Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий.
Издания, представленные на выставке:
1. Азербайджанские ковры: [научно - публицистический журнал]. - Баку: Азер-Илмс, 2016. - 144 с.: цв. ил.
2. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татар: альбом / Г. Ф. Валеева-Сулейманова.- Москва: Советский художник, 1990. - 210 с.: ил.
3. Гюль Э. Сады небесные и сады земные: вышивка Узбекистана: скрытый смысл сакральных текстов (монография) / Э. Гюль. - Москва: Марджани, 2013. - 208 с.: цв. ил.
4. Дагестанские ковры: из собрания ДМИИ им. П. С. Гамзатовой / составитель и автор вступительной статьи А. И. Магомедова. - Махачкала: Лотос, 2009. - 78 с.: ил., фот. цв.
5. Дебиров П. М. Ковры Дагестана: Традиционное и современное искусство ковроткачества / П. М. Дебиров; Дагестанский научный центр РАН, Институт языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2006. - 80 с.: ил.
6. Казарян М. Армянские ковры / М. Казарян. - Москва: Советский художник, 1985. - 110 с.: ил.
7. Керимов Л. Азербайджанский ковер / Л. Керимов.- Баку: Гянджлик, 1983. - 272 с.: ил.
8. Лузгин А. С. Мордовия мастеровая: книга очерков о сохранении и развитии народных традиций / А. С. Лузгин. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2018. - 211 с.: ил.
9. Магомедова А. И. Дагестанские ковры / А. И. Магомедова; Министерство культуры РД, «Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой», Из собрания ДМИИ им. П.С, Гамзатовой, Центр этнической этнокультуры и частных коллекций. - 2-е издание дополненное. - Махачкала: Издательский дом Дагестан, 2017. - 124 с.: цв. ил.
10. Народное и декоративно-прикладное искусство: альбом / Тульский музей изобразительных искусств; составитель: М. Н. Кузина, Л. Г. Сушко. - Тула-Орел: Аплит, 2012. - 400 с.
11. Стили и орнаменты в искусстве: Каталог. - Москва: Астрель, 2007. – 238с.
12. Тагиева Р. С. Сюжетные ковры Азербайджана / Р. С. Тагиева. - Баку: Ишыг, 1988. - 114 с.: ил.
Отдел литературы по искусству