С 22 февраля 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Художник-авангардист», посвященная 145-летию со дня рождения русского художника Казимира Севериновича Малевича.
Казимир Малевич – легендарный живописец, создававший картины в жанре супрематизм. Не многие знают, что этот живописный жанр был разработан самим художником. Даже далекие от искусства люди знают о Казимире Малевиче, создателе легендарного «Черного квадрата». Однако в творчестве живописца имеется великое множество других известных шедевров.
Казимир Малевич родился 23 февраля 1878 года в Киеве, в многодетной семье польских эмигрантов.
В период с 1895 по1896 год он учился в Киевской рисовальной школе; затем переехал в Курск, где некоторое время служил чертежником в техническом управлении железной дороги. В Москву Малевич прибыл осенью 1905 года, сразу приступив к обучению в Училище живописи, ваяния и зодчества, закончив которое сразу поступил в Строгановское училище.
Отец Казимира никогда не поощрял тягу сына к искусству, зато мать, напротив, поддерживала и тайком покупала сыну кисти.
Ранние произведения молодого художника - «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Мишень» - написаны под сильным влиянием наследия Гогена и фовистов. Впоследствии картины на темы крестьянской жизни и ряд работ с сюжетами из «провинциальной жизни»- такие, как «Купальщик», «На бульваре», «Садовник», написанные в 1911 году займут достойное место в музее Стеделик. Его живопись тех лет- «Точильщик (Принцип мелькания)» - представляла собой отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм». Картины «Дама на остановке трамвая», «Авиатор», «Композиция с Моной Лизой», «Англичанин в Москве» были созданы на сюжеты «заумного реализма». В них реальность строилась на шокирующем монтаже разнородных элементов, складывающихся в композицию, наполненную особым, понятным только автору смыслом.
Весной 1915г. Малевич написал первые полотна в абстрактном геометрическом стиле. Изобретенному направлению художник дал название «супрематизм». Придуманный им термин происходил от латинского слова supreme, что в переводе на русский язык означало «превосходство», «главенство». На выставке «0,10», состоявшейся в конце 1915 года, он впервые показал тридцать девять полотен в новом стиле под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое свое произведение - «Черный квадрат».
Несмотря на кажущуюся простоту этой работы, химический анализ подтвердил, что автор использовал не одну, а три краски. Все они были самодельными — жженая кость, темная охра и натуральный состав насыщенного зеленого цвета. К ним художник добавил обычный мел, чтобы избавиться от специфического глянцевого эффекта, присущего работам, выполненным масляными красками.
В 1932 году в творчестве Казимира Малевича наступил переломный момент — он стал писать в основном портреты. В картинах соединялись традиции супрематизма, русской иконы и эпохи Возрождения. К этому периоду относятся полотна «Голова современной девушки», «Работница», «Портрет жены художника: Наталья Андреевна Малевич, урожденная Манченко», «Автопортрет». Вместо подписи мастер рисовал на них черный квадрат.
Работы Казимира Малевича знакомы практически всем, но понять их могут лишь единицы. Кому-то картины не нравятся демонстративной простотой, а кого-то покоряют с первого взгляда глубоким скрытым смыслом. Равнодушными они не оставляют никого.
Казимир Малевич мечтал кардинально изменить реальность. Художник хотел через искусство объединить все сферы жизни в беспредметном супрематическом мире и перейти в другое измерение. Благодаря своей бескомпромиссности и упрямству, ему удалось изменить существующие художественные порядки. Это делает его безусловным лидером русского авангарда.
В 1935 году после тяжелой болезни знаменитый авангардист скончался. Его прах захоронен возле поселка Немчиновка.
Литература, представленная на выставке:
1. Ветрова, Г. Русское искусство: Детская энциклопедия / Г. Ветрова. - Москва: Белый город, 2000. - 64с.
2. Горячева, Татьяна Вадимовна. Теория и практика русского авангарда: Казимир Малевич и его школа / Татьяна Горячева. - Москва: АСТ, 2020. - 240 с.
3. Дзуффи, Стефано. Большой словарь художников от А до Я / С. Дзуффи. - Москва: ОМЕГА, 2008. - 512с.
4. Ионина, Надежда Алексеевна. Сто великих картин: справочное издание / Н. А. Ионина. - Москва: Вече, 2000. - 510с.
5. Малевич, Казимир Северинович. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913-1929: Собрание сочинений в пяти томах. Т.1 / К. С. Малевич. - Москва: Гилея, 1995. - 391 с.
6. Малевич: художник и теоретик / редактор А. Д. Сарабьянов; художественно-технический редактор Л. В. Коротеева. - Москва: Советский художник, 1990. - 240с.
7. Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: направления и течения от импрессионизма до наших дней): энциклопедия / автор текста А. Савельев. - Санкт-Петербург: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2006. - 192с.
8. Мосин, Иван Иванович. Самые знаменитые шедевры / И. И. Мосин. - Санкт-Петербург: СЗКЭО, 2021. - 223 с.
9. Рычкова, Юлия Владимировна. Краткая история живописи / Ю. В. Рычкова. - Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 448с.
10. Казимир Малевич / Д. Сарабьянов; составитель А. С. Шатских. - Москва: Искусство, 1993. - 413с.
11. Элгер, Дитмар. Абстрактное искусство / Д. Элгер; редактор У. Гросеник. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2009. - 96 с.
12. Энциклопедия русской живописи: русская живопись XV-XX веков / под редакцией Т. В. Калашникова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.
Отдел литературы по искусству