С 29 апреля 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «История танца», посвященная Международному дню танца.
Начиная со времен храмовых ритуалов Древнего Египта, Вавилона, Китая, проникая вслед за ритмичностью античных традиций, погружаясь в средневековые пляски св. Витта, стремительно взлетая в Возрождение и развивая танцевальные фуэте Нового времени, танец писал свою историю человечества – историю непревзойденной пластики.
История танца – искусство, заключающее отражение каждой эпохи и имеющее резко отличающиеся друг от друга характерные особенности, которые, у каждого народа, создавались самостоятельно в крайне разнообразных фигурах и образах.
Индия и Египет считаются первыми странами, где танцам придан строгий и величественный характер. В древней Индии большую роль играли ритуальные танцы, исполняющиеся на специальных площадках в храмах.
В Древних Китае и Японии искусство танца также успешно развивалось. Кроме того, на Дальнем Востоке был развит сюжетный танец, который был нераздельно связан с театром.
В Древней Греции танец играл в жизни общества важную роль, здесь наряду с другими древнегреческими богами почиталась Терпсихора – богиня танца.
В средние века в Европе среди знати получают распространение салонные танцы - бранль, сардана, павана и другие. Становятся популярными балы.
В эпоху Возрождения развиваются и салонные, и сценические танцы. В XVII веке появляется балет, открывается первая балетная школа. В XVIII веке зарождаются вальс, кадриль и болеро. Появляется профессия танцмейстера - хореографа.
С появлением балета в истории танцевального искусства мир увидел новую эру изысканной грации и выразительности. Классические танцы, такие как балет, проникают сквозь время со своим изяществом, техникой и неповторимой эстетикой, продолжая восхищать и вдохновлять поколения.
В России первый балет был поставлен в 1672 году, сюжет его был заимствован из античной жизни.
У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер.
Русский народный танец, пожалуй, имеет самую богатую и насыщенную историю. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Он очень богат на различные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов, а именно пляска, хоровод и кадриль. Важное значение в русских народных танцах имели традиции и обычаи, которые развивались вокруг многочисленных праздников. Масленица, купала, свадебные обряды — каждая из этих традиций давала жизнь уникальным танцам.
Народные танцы развивались в каждой стране и также как национальная одежда или архитектура имеют свои неповторимые особенности.
Лезгинка – один из главных брендов народов Кавказа. Изначально танец носил символическое значение: его исполняли в качестве обряда перед битвой или охотой. Неизгладимое впечатление лезгинка производит, если она исполняется в национальных костюмах и с музыкальным сопровождением. Сегодня лезгинка является одним из самых известных народных танцев в России. В Дагестане хранителем танцевальных традиций служит работающий с 1958 года в Махачкале Государственный академический заслуженный ансамбль танца “Лезгинка”, созданный Танхо Израиловым.
С развитием музыкальной культуры и культуры танца, мир стал свидетелем появления новых направлений и стилей. Каждое из этих направлений приносит свою уникальность и стиль в танцевальное искусство.
Танец продолжает эволюционировать, отражая дух времени и культурные тенденции современного общества.
Литература, представленная на выставке:
1.Аванесова, Светлана Ивановна. Хореографическое наследие Дагестана / С. И. Аванесова. - Махачкала: Издательский дом Дагестан, 2021. - 340 с.: цв. ил.
2.Аванесова, Светлана Ивановна. Мир танца: программное пособие для преподавателей хореографических отделений школ искусств, музыкальных школ, музыкально - хореографических лицеев и домов творчества / Светлана Аванесова. - Махачкала: Эпоха, 2021. - 308 с.: ил., рис., табл.
3.Александрова, Наталья Анатольевна. Вальс: история и школа танца: учебное пособие / Н. А. Александрова. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2013. - 221 с.: ил.
4.Базарова, Н. Азбука классического танца: первые три года обучения / Н. Базарова, В. Мей; под редакцией В. М. Красовской. - 2-е издание. - Ленинград: Искусство, 1983. - 206 с.: ил.
5.Вац, Алла Борисовна. Танцевальное искусство Китая: история и современность / А. Б. Вац; научный редактор М. Е. Кравцова. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2011. - 206 с.: ил.
6.Дорога к танцу: Государственный академический ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева / составитель и автор текста И. Д. Филатов. - Москва: Планета, 1989. - 75 с.: ил.
7.Зарипов, Равиль Садыкович. Драматургия и композиция танца: учебно-справочное пособие / Р. С. Зарипов, Е. Р. Валяева. - 4-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2024. - 765 с.
8.Зыков, Алексей Иванович. Современный танец: учебное пособие для студентов театральных вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальностям) "Актерское искусство" / А. И. Зыков. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2016. - 344 с.
9.Лавриненко, Л. Б. Арабские танцы: самоучитель / Л.Б. Лавриненко. - Минск: Современная школа, 2006. - 207 с.: ил.
10.Майоров, Артем Васильевич. Аргентинское танго. Школа для начинающих: учебное пособие / Артем Майоров, Юлия Осина. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2010. - 64 с.: ил.
11.Худеков, С. Н. Иллюстрированная история танца / С. Н. Худеков. - Москва: Эксмо, 2009. - 288 с.: ил.
Отдел литературы по искусству