Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Истина в красоте», посвящённая 165-летию со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля.
Михаил Александрович Врубель был представителем Российского художественного живописного искусства, а также течения символизма.
Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков Михаил Александрович Врубель, не нарушая общепринятых канонов композиций, умел со всей силой своего дарования проникать за грань земного бытия, зарисовывать недоступные глазу простых обывателей картины и представлять их на суд любителей живописи. Вдохновенное творчество Михаила Александровича – одна из ярких страниц русского искусства. Жизнь и смерть, страдание и любовь, красота и нежность находят философское осмысление в его работах.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в городе Омске. Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. Мать Анна Григорьевна – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Благодаря этой женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь. Рисовать Врубель начал рано и обладал прекрасной зрительной памятью.
В 1874 году Врубель поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Северная столица действовала на Михаила гипнотически: город - архитектурный музей, в котором каждый дом, каждый закоулок имели свою историю, пленил деятельного юношу.
В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств. Несколько месяцев в 1884 г. Михаил Александрович провёл в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работу в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину «Девочка на фоне персидского ковра», живописная материя которой проникнута духом печали.
С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда Михаил Александрович, переселившись в Москву, вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената С. И. Мамонтова.
После того, как Михаил Врубель переехал в Москву, он стал активным деятелем художественной группы им. С. Мамонтова. Пребывая в ней, художник пишет многие свои наилучшие картины, а также практикуется в майолике - скульптуры Лель, Волхова, Царя Берендей, которые теперь находятся в Третьяковской галерее Москвы. Кроме того Михаил выполняет эскизы керамических печей, ваз, и скамей для музея в Абрамцево. Создаёт эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской «Египтянка», «Мизгирь», «Купава».
Участвует Врубель и в оформлении спектаклей-опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (1897), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане».
В эти же годы Врубель работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова «Измаил-бей» и «Герой нашего времени». Главной темой творчества Врубеля в московский период стала тема Демона. В «Демоне» и иллюстрациях к одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова Врубель в символической форме ставит «вечные» вопросы добра и зла.
Участие Врубеля в выставочной деятельности «Мира искусства» и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров особенно выделялись картина «Царевна-Лебедь». А также «Сирень», «Жемчужина», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и «Гадалка». Последней работой мастера стал портрет поэта-символиста Валерия Брюсова, который из-за прогрессирующей болезни творца так и не был закончен
В 1902 году, Михаила Александровича поражает серьезная психологическая болезнь, однако, даже в последний период жизни, который частично был проведен в Московских и Петербургских больницах, он создает существенное количество рисунков. Именно живопись последних годов творчества Михаила высоко отмечается мастерским глазом его учителей.
В 1906 году, художник Михаил Александрович полностью теряет зрение.
14 апреля 1910 года заканчивается жизнь Михаила Врубеля. Его похороны проходили в Петербурге, на одном из местных кладбищ.
Литература, представленная на выставке:
- Врубель, Михаил Александрович (1856 - 1910). Выставка рисунков Михаила Александровича Врубеля [Изоматериал]: экспонируются впервые: каталог / М. А. Врубель. - Москва, 1955. - 7с., 18л. ил., портр.
- Врубель М. А. / авт. С. Н. Дружинин. - Москва: Изобразительное искусство, 1975. - 42с.: ил. (Русские художники).
- Выставка произведений Михаила Александровича Врубеля (1856-1910): каталог / ред. В. А. Пушкарев; сост.: Е. И. Гаврилова, И. Н. Пружан. - Ленинград; Москва: Искусство, 1956. - 34с., 19л. ил.
- Гаврилова Е. И. Михаил Врубель: альбом / Е. И. Гаврилова. - Москва: Изобразительное искусство, 1973. - 28с.: цв. ил.
- Дмитриева Н. А. Михаил Врубель Жизнь и творчество. 2-е издание / Н. А. Дмитриева. - Москва: Детская литература, 1984. - 143с.: фотоил. (Научно-популярная литература).
- Коган Д. З. Врубель: монография / Д. З. Коган. - Москва: Искусство, 1980. - 350 с., 32 л. ил. (Жизнь в искусстве).
- Ракитин В. И. Михаил Врубель / В. И. Ракитин. - Москва: Искусство, 1971. - 103с.: ил.
- Сарабьянов Д. В. Врубель: альбом / Д. В. Сарабьянов. - Москва: Изобразительное искусство, 1981. - 48с.: ил.
- Суздалев П. К. Врубель и Лермонтов / П. К. Суздалев. - Москва: Изобразительное искусство, 1991. - 237с.: ил.
- Тарабукин Н. М. Михаил Александрович Врубель: биография отдельного лица / Н. М. Тарабукин. - Москва: Искусство, 1974. - 174с.: ил.
- Ягодовская, А. Я. Врубель Михаил Александрович / А. Я. Ягодовская. - Москва: Художник РСФСР, 1966. - 67с.: ил. (Народная Библиотечка по Искусству).
Отдел литературы по искусству