С 21 октября в отделе редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию читателя представлена выставка «Искусство обучать: история педагогической мысли», на которой можно ознакомиться с трудами как античных ученных, так и крупных отечественных и зарубежных педагогов.
Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Изучение истории образования и педагогических учений - важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма. Характер образования в России, начиная Киевской Русью, испытывал на себе существенное воздействие Византии с ее традициями и устоями, чему поспособствовало принятие христианства византийского образца на Руси в конце Х века. Элементы византийской культуры и образования прочно укрепились в культуре и образовании Киевской Руси. Главным средоточием образованности были монастыри. Первое поколение людей, обученных по книгам, было представлено именно выпускниками монастырских школ, приобщившихся к византийской, античной и библейской мудрости.
Киевские князья всячески одобряли открытие школ в крупных центрах Руси – Киеве, Новгороде, Чернигове и пр. В школах Киевской Руси могли получать образование не только мальчики, но и девочки, а население Киевской Руси по степени своей образованности превосходило Западную Европу. В первую очередь, русского человека воспитывали внутри семьи, в общении с наставником, роль которого обычно отводилась приходским священникам или монахам-книжникам. В Средние века на Руси педагогические идеи получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных деятелей культуры - Ивана Фёдорова, Сульвестра Медведева, Кориона Истомина и др. Особого внимания заслуживают работы Симеона Полоцкого. Он занимался воспитанием царских детей, включая Петра Великого. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в Москве в 1687 году. Полоцкий к основным факторам воспитания отнес пример родителей и учителей, а также окружающую действительность. Он придавал огромное значение воспитанию, которое должно помогать в формировании чувства и разума человека. Полоцкий хорошо знал зарубежные прогрессивные педагогические мысли, включая труды Я.А. Коменского.
Развитие образования и педагогике в России в XVIII веке определялось реформами Петра I, которые носили не только социально-политический, но и просветительский характер. Именно в это время закладывались основы привычной нам школы. Открывались новые начальные школы. В начале века создали четыре новых типа начальных школ: Цифирные школы; Русские адмиралтейские гарнизоны; Гарнизонные школы; Русские школы при горных заводах Урала. По прямому указанию Петра I Яворским была реформирована Славяно-греко-латинская академия, превратившаяся в современное учреждение, в котором можно было получить и светское образование, и духовное. Огромное развитие на педагогику оказал 20 век. Это время футуризма, новых революций и идеи создания нового общества, а значит и человека. В СССР была разработана программа "единой трудовой школы", ее задачей было дать детям практические навыки, а также обучить и воспитать через выполнения определенной работы.
На выставке вас ждут труды видных педагогов, философов таких как: Песталоцци, Жан-Жака Руссо, Джон Локк, Ян Коменский, Марии Мантесори, Чернышевский и других.
Интересными могут показаться издания:
Макаренко А.С. Путевка в жизнь (педагогическая поэма), 1950 года написана на хинди;
Алексеев А.С. Этюды о Жан Жаке Руссо. - М., 1887 года. Автор данного труда ставил задачу изложить жизнь, взгляды, деятельность Руссо. Книга выполнена в роскошном кожаном переплете с золототиснением, рельефным корешком с золоченной надписью, золотым верхним обрезом. Книга – как произведение искусства.
Приглашаем всех посетить нашу выставку!
Отдел редких книг