В читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена книжная выставка «Имам Шамиль - властитель, воин», посвященная Дню памяти Имама Шамиля.
На выставке читатели могут подробно ознакомиться с трудами дагестанских ученых о жизни и деятельности Имама Шамиля.
Эту войну я веду не ради того,
Чтобы вам досталось богатство,
Деньги и покой, а чтобы по велению
Аллаха земля наша была свободной.
(Шамиль.)
Шамиль родился в ауле Гимры на северо-востоке Дагестана. Точная дата его рождения не установлена, но считают, что это 1796г. Отец Шамиля - Денгау был из богатой семьи. Мать – Баху-Меседу тоже была из благородной семьи. Когда он родился, его назвали Али, но так как он был болезненным, решили поменять ему имя. Со временем Шамиль превратился в очень крепкого юношу, которому не было равных.
«Шамиль - неоднозначная личность. В свете его многосторонней деятельности историческая действительность должна была формировать свои принципы, с учетом времени изменять не только духовный мир народов, но и их отношение к происходящим событиям, диктуемым политической обстановкой. Логика подсказывает, что без изменения общественного уклада, общественного сознания, миропонимания людей он не смог бы не только сплотить разрозненные народы, стоящие на разных уровнях политического, экономического и духовного уклада, социально-общественных отношений, но и не смог бы бороться с великой державой в течение 25-30 лет». (Г.-А. Д. Даниялов).
Сама по себе история Кавказской войны - многоплановая и невероятно сложная эпопея для той и другой стороны. Нам думается, что в изданных ранее исторических трактатах кроме повествования присутствует, прежде всего, механизм событий, происходивших в ходе военных действий Кавказской войны. Здесь и тактика, здесь и стратегия, здесь и психология, здесь и неоднозначное отношение народов, воевавших сторон.
Здесь идеологические позиции самодержавного строя, которые были направлены не только на завоевание Дагестана и его покорение, но и превращение его в собственную вотчину и, по законам крепостнической империи, обуздание нравов народов, их вольности, мужества и решительности.
Цель Шамиля и горцев состояла в том, чтобы защитить свое отечество, свои адатно-шариатные порядки, сохранить их в чистоте от произвола и поругания.
Литература, представленная на выставке:
1. Дегоев В.В. Большая игра Кавказе: история и современность. Статьи, очерки, эссе. - Москва, 2001. - 448с.
2. Дадаев Ю.У. Государство Шамиля. Социально-экономическое положение, политико-правовая и военно-административная система управления. - Махачкала, 2006. - 505с.
3. Доного Хаджи Мурад. Имам Шамиль в Европе. - Махачкала, 2017. - 192с.
4. Доного Хаджи Мурад. Имам Шамиль. Последний путь. - Махачкала, 2018. - 312с.
5. Ибрагимова М. Имам Шамиль. - Москва, 1991. - 608с.
6. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Военное искусство Шамиля. - Махачкала, 1999. - 72с.
7. Ризванов Р. Дело Имама Шамиля. - Махачкала, 1992. - 224с.
Приглашаем вас посетить нашу выставку!
Отдел краеведческой и национальной литературы