«Гордость русского театра»

С 23 декабря 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 165-летию со дня рождения российского режиссера, театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Владимир Иванович Немирович-Данченко – всемирно известный театральный деятель, режиссёр, критик и педагог, родился 23 декабря 1858 года на Кавказе, в местечке Озургеты, около Поти.

Он рано узнал свое призвание и умел мобилизовать, сосредоточить силы на главных, самых ответственных направлениях своей жизни. Начав с журналистики, он пробует себя в беллетристике, в драматургии. Первая его пьеса «Шиповник» через год поставлена Малым театром. Позднее появилось произведение «На литературных хлебах», затем повести и романы, которые ставили в столичных и региональных театрах. Среди них «Мгла», «Старый дом», и «Губернаторская ревизия». А также пьесы «Последняя воля», «Золото», «В мечтах», «Цена жизни» и «Новое дело». За последние две пьесы автору присудили Грибоедовскую премию.

С 1891 года он начинает преподавать на драматических курсах Московской Филармонии и продолжает педагогическую деятельность всю жизнь.

Владимир Немирович-Данченко считал, что «театр должен быть воплощением духовной жизни человека, кафедрой народного воспитания». С ним был солидарен Константин Станиславский.

Увидев в Станиславском гениального режиссера и родственного по своим устремлениям художника и всецело поверив в него, Немирович-Данченко соединился с ним во имя общей борьбы за правду жизни на сцене.

Так совместно с Константином Станиславским был задуман и создан Художественный театр, и сюда теперь направилась его воля зрелого художника. Вместе со Станиславским поставил «На дне» и все пьесы Чехова, с предельной зоркостью вскрывая их сущность, увлекая актёров блестящим психологическим анализом образов, тонкостью режиссёрских приёмов.

В числе крупнейших работ Немировича-Данченко – «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира. Серьёзное внимание Немирович-Данченко уделял русской классике: «Горе от ума» А. С. Грибоедова , «Ревизор» Н. В. Гоголя , «Борис Годунов» А. С. Пушкина,«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского , «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Нахлебник» И. С. Тургенева, «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина,«Каменный гость» Пушкина и др.

Оценивая игру актеров, он не просто воспринимал их с позиции зрителя, а всякий раз вдумывался и старался поставить себя на их место.

Его очень волновала эстетическая сторона спектакля, и крайне возмущало пренебрежение к идейной стороне самого театра.

В течение всей своей деятельности Немирович-Данченко резко выступает против принятого в императорских театрах репертуара — одной из основных его задач в Художественном театре станет реформа репертуара.

Основная черта дарования Владимира Ивановича Немировича-Данченко — умение охватить театр в целом. Нет ни одной, начиная от самой существенной и кончая самой незначительной, детали в театральной жизни, которой бы не касался Немирович-Данченко. Ему принадлежит известный афоризм: «Театр начинается с вешалки». Он всегда смотрел в будущее и судил о «сегодня» с точки зрения развития театра в целом.

Значительным вкладом Немировича-Данченко в искусство театра стали инсценировки романов Толстого «Воскресение» и «Анна Каренина», постановки «Грозы» Островского, «Горя от ума» Грибоедова. В 1940 г. Немирович-Данченко создал ставший легендой русского театра спектакль «Три сестры», постигнув и дав почувствовать зрителю психологическую тонкость и обаяние пьесы Чехова. Последней работой Немировича-Данченко стали «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина. В 1943 г. по инициативе Немировича-Данченко создана Школа-студия при МХАТе, с того же года носящая его имя.

Немирович-Данченко был талантливейшим организатором и тонким психологом, обладал твердой волей и умом. Он умел увлекать своими замыслами других, и, в свою очередь, видел в них своих помощников и свою опору. Немирович-Данченко прошел богатый творческий путь, наполненный славой и успехом, искренними переживаниями и всенародным признанием.

Литература, представленная на выставке:

1. Маркова, П. А. Режиссура Вл. И.Немировича-Данченко в музыкальном театре / П. А. Маркова. - Москва: Всероссийское театральное общество, 1960. - 410 с.: ил.

2. Немирович-Данченко, Владимир Иванович. Незавершенные режиссерские работы: "Борис Годунов", "Гамлет" / В. И. Немирович-Данченко. - Москва: ВТО, 1984. - 336 с.

3. Немирович-Данченко, Владимир Иванович. Избранные письма 1879 - 1909. Т.1 / В. И. Немирович-Данченко. - Москва: Искусство, 1979. - 608с.

4. Немирович-Данченко, Владимир. Из прошлого / В. Немирович-Данченко. - Москва: ЗАО Изд-во "Кукушка", 2003. - 350с.

5. Немирович-Данченко, Владимир Иванович. Рождение театра: Воспоминания. Статьи. Заметки. Письма / В. И. Немирович-Данченко. - Москва: Правда, 1989. - 575с.

6. Немирович-Данченко, Владимир Иванович. Репетиции "Кремлевских курантов": Постановка пьесы Н.Ф.Погодина в МХАТ / Вл. И. Немирович-Данченко. - Москва: Искусство, 1969. - 304с.

7. Немирович-Данченко, Владимир Иванович. О творчестве актера / В. И. Немирович-Данченко. - Москва: Искусство, 1984. - 623с.

8. Немирович-Данченко, Владимир Иванович. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877-1942 / В. И. Немирович-Данченко. - Москва: Всероссийское театральное общество, 1980. - 375с.

9. Немирович-Данченко, Владимир Иванович. Режиссерский план постановки трагедии Шекспира "Юлий Цезарь" / Вл. И. Немирович-Данченко. - Москва: Искусство, 1964. - 544с.

10. Соловьева, И. Н. Немирович-Данченко / И. Н. Соловьева. - Москва: Искусство, 1979. - 408с.

Отдел литературы по искусству