В читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей представлена выставка «Гармония света и цвета», посвящённая 155-летию со дня рождения русского художника Валентина Александровича Серова.
Валентин Александрович Серов является известным русским портретистом и одним из самых крупных мастеров, творивших в XIX веке. Помимо достижений в живописи портретной, он сумел оставить огромное количество не менее значимых работ в таких жанрах, как античная и историческая живопись, анималистка, книжные иллюстрации и русский пейзаж.
Являясь обладателем тихого и скромного характера, Серов сумел добиться непререкаемого авторитета среди знаменитых мастеров своей эпохи.
Валентин Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец Александр Серов был музыкальным критиком и композитором, мать Валентина Серова (Бергман) – пианисткой и первой женщиной-композитором в России. Отец будущего художника умер, когда мальчику было шесть лет. Когда Серову было девять лет, его творческие успехи отметил скульптор Марк Антокольский. Он посоветовал матери нанять для мальчика педагога из русских художников. Учителем Серова стал молодой Илья Репин.
Занятия с Репиным начались в Париже, затем продолжились в Москве. Серов поселился в доме учителя – они вместе писали натурщиков и ходили на этюды. В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург. Он сдал экзамены и поступил в Петербургскую академию художеств, в класс Павла Чистякова. Молодой художник изучал «чистяковскую систему» строгого построения рисунка и вырабатывал собственные художественные взгляды.
Серов часто гостил в Абрамцеве – подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых. Здесь он написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой – знаменитое полотно «Девочка с персиками». Юная натурщица позировала Серову каждый день почти два месяца.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещённая солнцем». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Художник давно мечтал написать портрет в саду, где играют солнце и тень листвы.
«Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем» были показаны на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. С ними к Валентину Серову пришло признание критиков и публики. Живописную манеру художника и смешение жанров – портрета, пейзажа и интерьера – особенно высоко оценили импрессионисты.
В Абрамцеве Валентин Серов написал и знаменитый портрет своей невесты Ольги Трубниковой. В 1890-е годы художник много работал над заказными портретами и путешествовал по России. В этот период Серов рисовал портреты деятелей искусства – итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова и композитора Николая Римского-Корсакова.
В 1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр III с семьёй» – в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Так началась целая серия портретов императорской семьи. В 1896 году Серов получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе – он написал акварель «Миропомазание Государя Императора». Позже по заказу Николая II Серов написал парадный портрет Александра III в форме датского полка и портрет самого Николая в дар гвардейскому полку.
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов и некоторые другие художники вышли из его состава. В 1898 году появилось новое объединение художников – «Мир искусства», в эту группу вошёл и Серов. Он занимался организацией выставок, искал деньги на издание журнала «Мир искусства».
После смерти Павла Третьякова Серова избрали членом совета Третьяковской галереи – он оставался им до конца жизни. С 1898 по 1909 год художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества – руководил натурной мастерской. Многие художники, в том числе Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян, считали Серова своим главным учителем и наставником. В 1910-е годы Валентин Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым на его Русских сезонах. Он написал портрет Дягилева, афишу балета с воздушной Анной Павловой.
В 1911 году Валентин Серов умер от сердечного приступа. Художника похоронили на Донском кладбище, позднее его тело перенесли на Новодевичье кладбище.
Со слов Валерия Брюсова, известного поэта, который преклонялся перед выдающимися талантами мастера, Серов являлся невероятно проницательным человеком, который мог увидеть скрытый смысл жизни и отобразить её сущность в своих произведениях.
Список литературы:
1. Валентин Александрович Серов [Изоматериал]: Альбом репродукций. – М.: Советский художник, 1964. – 12 с.: цв. ил.
2. Валентин Серов [Текст]: к 125-летию со дня рождения / ред. Р. В. Микунис. – Л.: Аврора, 1991. – 200 с.: ил.
3. Грабарь, И.Э. Валентин Александрович Серов [Текст] / И. Э. Грабарь. – М.: Искусство, 1965. – 490 с.: цв. ил.
4. Иллюстрации В. А. Серова к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» / В. А. Серов. – Л.: Художник РСФСР, 1963. – 37 с.
5. Калмановская, Л. Произведения В. А. Серова [Текст] / Л. Калмановская. – Одесса: Реклама, 1967. – 7 с.: ил.
6. Лебедев, Г. Е. Валентин Серов [Текст] / Г. Е. Лебедев. – М.; Л.: Искусство, 1946. – 85 с.: ил.
7. Леняшин, В. А. Валентин Александрович Серов. 1865—1911 [Текст]: альбом / В. А. Леняшин. – Л.: Художник РСФСР, 1989. – 248 с.
8. Серов Валентин [Текст]: офорт, литография / Государственный Русский музей); сост. М. И. Зеликман. – Л.: [б. и.], 1990. – 46 с.
9. Серова, О. В. Воспоминания о моём отце Валентине Александровиче Серове [Текст]: сборник биографической информации / О. В. Серова. – Л.: Искусство, 1986. – 200 с.
10. Смирнова-Ракитина, В. А. Валентин Серов [Текст] / В. А. Смирнова-Ракитина. – М.: Молодая гвардия, 1961. – 335 с.: ил.
11. Соколова, Н. Валентин Александрович Серов [Текст] / Н. Соколова. – Л.: Советский художник, 1935. – 168 с.: ил.
12. Чугунов, Г. И. Валентин Серов в Петербурге [Текст]: биография отдельного лица / Г. И. Чугунов. – Л.: Лениздат, 1990. – 256 с.: граф.
Отдел литературы по искусству