С 27 августа 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «День российского кино».
Невозможно представить нашу жизнь без искусства. Мы читаем книги, слушаем музыку, смотрим фильмы. У многих видов искусства есть свои праздники: День танца, театра, литературы и кино. Существует и отдельный День российского кино.
Каждый год деятелей кино поздравляют 27 августа. История праздника началась в 1980 году. Его отмечают деятели киноискусства России: режиссёры, сценаристы, киноведы, операторы, композиторы, актёры и художники. В этот день проводятся кинопоказы. Выдающимся деятелям кинематографа вручают награды и почетные грамоты.
Известно, что кино в Россию завезли французы. Было это в начале 1896-го. Однако многие русские фотографы сумели быстро научиться новому ремеслу. Уже в 1898-м документальные сюжеты снимались не только иностранными, но и русскими операторами. Но до появления русских игровых лент оставалось еще целых 10 лет. Лишь в 1908 году режиссер и предприниматель А. Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»). Картина была черно-белая, немая и короткометражная.
В это же время начинает свою деятельность А. Ханжонков, а к 1916 году в Санкт-Петербурге производством фильмов занимается уже девять студий. В городе действовало 144 кинотеатра, самые известные из которых «Мулен Руж», «Паризиана» и «Пикадилли» на Невском проспекте.
На смену немого кино пришли фильмы со звуком. Среди известных режиссёров 1-ой половины XX века были Д. Вертов, В.Пудовкин, Л.Кулешов, В. Старевич и С. Эйзенштейн. Некоторые их фильмы стали настолько известными, что даже вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Среди них была картина Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», вышедшая в 1926 году.
В 1931 году вышла картина Николая Экка «Путёвка в жизнь», как первый советский художественный звуковой фильм. На сегодняшний день в России работает около 40 киностудий. Одни из самых крупных – «Мосфильм», «Ленфильм», Киностудия имени М. Горького и др.
Отечественные кинорежиссеры экранизировали произведения русской классики: «Пиковая дама», «Мертвые души», «Братья Карамазовы» и др., любовные мелодрамы, масштабный исторический фильм «Оборона Севастополя». В фильмах снимались актеры, которые стали кумирами нескольких поколений зрителей – И. Мозжухин и В. Холодная. Так началась эра советского и российского кинематографа.
Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. Появились полнометражные фильмы о войне: «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и др. Именно в годы войны Сергей Эйзенштейн снимает свой последний в жизни шедевр – трагедию «Иван Грозный».
Среди знаменитых режиссёров 2-ой половины XX века принято считать Л. Гайдая, Э. Рязанова, Г. Данелия, С. Бондарчука, В. Меньшова, Н. Михалкова. Последние три режиссера, являются обладателями премии «Оскар», благодаря таким картинам, как «Война и мир», «Москва слезам не верит» и «Утомлённые солнцем».
Ровно 50 лет назад, 11 августа 1973 года, на экраны Советского Союза вышел многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны». И мгновенно стал сенсацией. Вся страна прильнула к телеэкранам и с замиранием сердца следила за жизнью советского разведчика-нелегала Максима Исаева, внедренного в центральный аппарат СД под именем штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица.
Режиссуру «Семнадцати мгновений весны» доверили Татьяне Лиозновой. На тот момент она успела снять 5 фильмов. Работая над «Семнадцатью мгновениями весны» она существенно изменила оригинальный сценарий Юлиана Семенова. Также именно решением Т. Лиозновой было сделать сериал черно-белым, дабы добиться большей историчности и более гармоничной состыковки с документальными кадрами. Т. Лиознова на всех производила впечатление железной леди. Тихонов позже вспоминал, что его удивляло то, что Т. Лиознова никогда не задумывалась, как снять ту или иную сцену. У него было такое ощущение, что весь фильм уже был заранее «отснят» в голове у режиссёра. Она всегда очень точно указывала всё как надо делать, вплоть до мелочей.
Современный российский кинематограф продолжает радовать зрителей разнообразием жанров, увлекательными сценариями и качественной графикой.
Литература, представленная на выставке:
1. Актеры отечественного кино: энциклопедия: в 4 томах / Гильдия актеров Союза кинематографистов Российской Федерации Государственный центральный музей кино. - Москва: Информ Бюро. Т.1: А - Д / автор-составитель: М. Кравченко, А. Тремасов. - 2012. - 744 с.: ил.
2. Дуров, Л. К. Смешная грустная жизнь: Грешные записки / Л. К. Дуров. - Москва: Вагриус, 2008. - 304 с.
3. Захаров, М. А. Контакты на разных уровнях / М.А. Захаров. - Москва: ЗАО изд-во -Центрполиграф, 2000. - 410 с.
4. Зяма- это же Гердт! / Сост. Я.И. Гройсман, Т.А. Правдина. - Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2003. - 280с.
5. История отечественного кино / Министерство культуры и массовых коммуникаций РСФСР, Федеральное агентство по культуре и кинематографии; ответственный редактор Л. М. Будяк. - Москва: Прогресс-Традиция, 2005. - 528с.
6. Келарева, Мария. Красное и черное Николая Еременко / М. Келарева. - Москва: АСТ; Астрель, 2005. - 271 с.: ил.
7. Лындина, Эльга. Олег Меньшиков / Э. Лындина. - Москва: ЭКСМО; Алгоритм, 2005. - 512 с.: ил.
8. Андрей Миронов: биография отдельного лица / Редактор-составитель Б. М. Поюровский. - Москва: Искусство, 1991. - 382 с.: ил.
9. Никулин, Юрий. Почти серьезно... / Ю. Никулин. - 2-е издание. - Москва: Молодая гвардия, 1982. - 575 с.: ил.
10. Сурикова, Алла. Любовь со второго взгляда / А. Сурикова. - Москва: Вагриус, 2002. – 320с.
11. Соловьев, Сергей Александрович. Те, с которыми я... Вячеслав Тихонов / Сергей Соловьев. - Москва: Белый город, 2016. - 143с.
12. Фаина Раневская. Жизнь, рассказанная ею самой. Смех сквозь слезы. - Москва: ЯУЗА-ПРЕСС, 2014. - 224с.
13. Что такое язык кино? / редактор Е. С. Громов. - Москва: Искусство, 1989. - 240с.
Отдел литературы по искусству