Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Яркий колорит», посвящённая 140-летию со дня рождения русского художника Бориса Михайловича Кустодиева.
Любителям русской живописи хорошо известно имя такого замечательного отечественного художника, как Борис Кустодиев.
Родился будущий художник в Астрахани, в царской России, в 1878 году. Происходил он из интеллигентной учительской семьи. Его родители любили русское искусство и передали эту любовь своим детям. Отец художника преподавал философию, логику и литературу в духовной семинарии. Когда Борису было два года, отец внезапно скончался.
Тем не менее, семья смогла обеспечить мальчику достойное образование: он учился в церковноприходской школе, затем в гимназии. Первые уроки живописи Борис Кустодиев получил именно в местной астраханской гимназии. В 1896 году юноша поступил на престижное отделение Петербургской академии художеств. Со второго курса его учителем стал знаменитый художник И.Е. Репин. На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю.Е. Порошинской. Закончил академию он блестяще: с золотой медалью и прекрасными перспективами.
После свадьбы и окончания курса художник Борис Кустодиев едет в заграничное турне, чтобы ближе познакомиться со всеми красками европейской жизни. Он побывал и в Париже, и в Германии, и в Италии. Познакомился с прославленными европейскими художниками того времени, успел побывать на многих творческих выставках и галереях. После возвращения в Россию Кустодиев продолжил работу над жанровыми картинами. Им были созданы серии работ «Деревенские праздники» и «Ярмарки». Талант молодого человека обратил на себя внимание современников. По представлению Репина Кустодиев был избран в профессора Петербургской академии художеств, стал членом Союза русских художников, начал сотрудничать со многими литературными и художественными журналами.
Борис Кустодиев вошёл в историю русского искусства в первую очередь как очень талантливый портретист. Именно он создал целый цикл портретов своих современников, и его полотна до сих пор считаются мастерскими работами. Критики отмечали, что в его искусстве нашли своё выражение и сила красок и сюжетов Репина, и тонкий психологизм картин Серова. Однако художник смог создать и свой авторский стиль: в его портретах человека характеризует не только его лицо и внешний вид, но и вся окружающая его обстановка.
Кроме «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Фёдора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина, картина «Большевик», работа «Русская Венера», картина «Ярмарка в Саратове».
Кустодиев прославился и как прекрасный иллюстратор. За свою жизнь он создал немало работ для журналов, которые передавали понимаемый им облик главных героев произведений русской классической литературы. Он замечательно иллюстрировал произведения Лескова, рисовал гравюры и даже карикатуры.
Борис Кустодиев ценил разные виды русского искусства. Картины Кустодиева активно использовались и в театральной среде. Особенно ярко воплотился талант художника при создании декораций к спектаклям МХАТа. Это работы по произведениям Островского, Салтыкова-Щедрина и даже Замятина (кстати, кисти Кустодиева принадлежит и один из наиболее известных портретов Замятина). Его работы нравились современникам своей простотой, силой воплощения образа и великолепным подбором красок.
Многое успел сделать за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, биография его – прямое тому подтверждение. Последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Дело в том, что его мучила опасная и тяжёлая опухоль позвоночника, которая не поддавалась хирургическому лечению. Кустодиев вынужден был писать сначала сидя, а потом и лёжа.
Однако он продолжал заниматься не только художественной, но и общественной деятельностью, и даже в 1923 году вступил в ассоциацию художников революционной России.
Скончался Борис Михайлович в 1927 году, похоронен в Ленинграде – на кладбище Александро-Невской лавры.
Список литературы:
1. Алексеева, Адель Ивановна. Солнце в день морозный. [Текст]: Повесть. Б.М. Кустодиев / А. И. Алексеева. – М.: Молодая гвардия, 1966. – 173 с.: ил.
2. Выставка произведений Б.М. Кустодиева [Текст]: Каталог / Министерство культуры СССР Академия художеств СССР. Союз художников СССР, Третьяковская галерея; сост. Т. Г. Роттерт. – М.: [б. и.], 1969. – 56 с.: ил.
3. Кустодиев Борис Михайлович [Текст] / авт., сост. И. Лапина. – М.: Изобразительное искусство, 1960. – 32 с.: ил.; 21 см.
4. Кустодиев Б. Картины народного быта [Текст] / авт., сост. И.В. Раздобреева. – М.: Изобразительное искусство, 1971. – 70 с.: цв. ил.
5. Кустодиев Борис Михайлович [Текст]: Альбом / авт., сост. С. Капланова. – Л.: Аврора, 1971. – 126 с.: цв. ил.
6. Лебедева, Виктория Ефимовна. Борис Михайлович Кустодиев [Текст] / В. Е. Лебедева; Академия наук СССР. Институт истории искусств министерства культуры СССР. – М.: Наука, 1966: цв. ил.
7. Пикулев, И.П. Борис Михайлович Кустодиев 1878–1927 [Текст] / И.П. Пикулев. – М.: Искусство, 1951. – 39 с.: ил.; 17 см (Массовая библиотека).
8. Савицкая, Татьяна Андреевна. Б.М. Кустодиев [Текст] / Т. А. Савицкая. – М.: Искусство, 1966. – 147 с.: ил.
9. Саутин, Николай Анатольевич. Борис Михайлович Кустодиев 1878–1927 [Текст] / Н. А. Саутин. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 86 с.: ил.; 17 см (Массовая библиотечка по искусству).
10. Эткинд, Марк Григорьевич. Кустодиев Борис Михайлович [Текст]: Альбом / М. Г. Эткинд. – М.; Л.: Искусство, 1960. – 217 с.: цв. ил.
11. Эткинд, Марк Григорьевич. Кустодиев Борис Михайлович [Текст] / М. Г. Эткинд. – М.: Художник РСФСР, 1968. – 63 с.: ил.
Отдел литературы по искусству