«Архитектура – это застывшая музыка»

С 6 октября 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвящённая Всемирному дню архитектуры.

Архитектура –это искусство линий, форм, объемов, свободных пространств, подчиненных определенным ритмам. Это ритм света и тени, чередующихся в пространстве, ритм самих архитектурных линий и форм.

Архитектура имеет огромную силу воздействия на людей. Она формирует среду, в которой человек живет. Здесь важно все: цвет, формы, пропорции и размеры зданий, то, как они соотносятся друг с другом и с окружающим их пространством. Архитектура может дарить ощущение гармонии или напряжения, покоя или тревоги, подавлять или придавать спокойной уверенности, прославлять. Подспудно или вполне осознанно архитекторы старались учитывать все это. На формирование тех или иных решений в архитектуре оказывают влияние многие факторы: наличие или отсутствие каких-либо строительных материалов, экономический расцвет или кризис, духовные спад или подъем в обществе, его нравственные идеалы, представления о красоте, соображения практической пользы и необходимости.

Каждый этап человеческого развития оставляет свой след в истории цивилизации. Но, пожалуй, нет более долговечных и наглядных культурных свидетельств той или иной эпохи, чем ее архитектурные сооружения. Взять хотя бы пирамиды Египта и Центральной Америки, Стоунхендж и Великую Китайскую стену, Акрополь и Колизей. Эти «молчаливые свидетели» ушедших столетий могут многое рассказать об образе жизни своих создателей, их инженерных знаниях, а также об искусстве и философии, отражением которых и является определенный стиль.

В Средние века доминировала храмовая архитектура. Суровый и массивный романский стиль сменился устремленной ввысь, ажурной готикой с ее каркасными сводами, стрельчатыми арками и огромными витражными окнами. Храм Василия Блаженного, памятник русской средневековой архитектуры, украшает собой главную площадь России - Красную площадь.

Эпоха Возрождения вернулась к античным идеалам симметрии и гармонии.  Двухэтажное здание Грановитой палаты на территории Московского Кремля построено в стиле итальянского Возрождения. Её интерьеры поражают роскошью, по росписям на стенах можно изучать историю России.

В XVII веке на смену ренессансу пришло пышное и динамичное барокко, а в XVIII веке - строгий и рациональный классицизм, вновь обратившийся к порядку и логике Древнего Рима. Крупнейшими сооружениями этого времени являются величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петропавловский собор, Петергоф, которым свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота.

Промышленная революция и новые материалы, металл, стекло, железобетон, породили архитектуру модерна. XX век стал эпохой модернизма - функционализма, конструктивизма и интернационального стиля. На рубеже XX-XXI веков появились деконструктивизм и параметрическая архитектура - «цифровое проектирование». Ярким представителем этого направления является британский архитектор иракского происхождения Заха Хадид. Самыми узнаваемыми ее работами стали Лондонский центр водных видов спорта, спиралевидное здание Национального музея искусств XXI века в Риме, стены оперного театра в Гуанчжоу, оснащённое мягким точечным освещением, которое повторяет звёздное небо и создаёт игру объёмов и другие.

Неважно, какое архитектурное произведение будет перед нами - железнодорожный вокзал или затейливый особняк, все они служат общей цели, актуальной и в древности, и в современности. Они упорядочивают пространство под задачи и эстетические предпочтения людей.

Литература, представленная на выставке:

1.Виолле-ле-Дюк, Эжен Эмманюэль. Архитектура. Всемирная история архитектуры / Э. Э. Виолле-ле-Дюк; перевод с французского С. С. Балатиной. - Москва: АСТ, 2018. - 256 с.: цв. ил.

2. Губарева, М. В. Сто великих храмов мира / М.В. Губарева, А.Ю. Низовский. - Москва: Вече, 2000. - 511 с.: ил.

3. Льюис, Джордж. Замки: 75 самых красивых замков мира / Дж. Льюис, К. Накви. - Москва: АРТ -РОДНИК, 2009. - 160 с.: ил. фото

4. Льюис, П. Архитектура в разрезе / П. Льюис, М. Тсурумаки, Д. Льюис; перевод с английского О. Шилова. - Санкт-Петербург: Питер, 2020. - 208 с.: ил.

5. Коул, Эмили. Основы архитектуры / Э. Коул. - Москва: АРТ-РОДНИК, 2008. - 352 с.: ил.

6.Пенберти, Ян. Мосты: 75 самых красивых мостов мира / Я. Пенберти. - Москва: АРТ-РОДНИК, 2009. - 160 с.: ил.

7. Стародуб-Еникеева, Татьяна. Сокровища исламской архитектуры / Т. Стародуб-Еникеева. - Москва: Белый город, 2004. - 456 с.: ил.

8. Стивенсон, Нил. Самые знаменитые архитектурные сооружения мира / Н. Стивенсон. - Харьков; Белгород: Клуб Семейного досуга, 2008. - 111 с.: ил.

9. Тараканова, Марина Владимировна. Шедевры архитектуры 4D: энциклопедия с дополненной реальностью / М. В. Тараканова. - Москва: АСТ, 2022. - 159 с.: ил., цв. ил.

10. Шуази, Огюст. Всеобщая история архитектуры / О. Шуази. - Москва: ЭКСМО, 2009. - 704 с.: ил., фот.цв.

11. Яровая, Марина Сергеевна. Архитектура: иллюстрированный гид / М. С. Яровая. - Москва: АСТ: ОГИЗ, 2021. - 159 с.: ил.

Отдел литературы по искусству