В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована тематическая выставка «Театры народов России».
Театр – это жизнь, жизнь красочная и интересная. Театр – это зеркало, в нём отражаемся мы, наши пороки и наши достоинства. Театр – волшебная страна, попадая в которую начинаешь верить в сказку… в чудо… в настоящую любовь… в искренних и преданных друзей… во всё то, чего нам так не хватает в нашем мире. Возникновение театра неразрывно связано с историей города и характеризует достаточно высокий уровень духовности и эстетического воспитания его жителей.
Государственный академический Мариинский театр (в 1935–1992 годах – Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) – театр оперы и балета в Санкт-Петербурге, один из ведущих музыкальных театров России и мира.
С Мариинского театра (Мариинки) началась целая эпоха. Музыкальные спектакли в России появились в 30-х годах XVIII века благодаря итальянцам и французам. А в 1783 году Указом Екатерины II основан театр «не только для одних комедий и трагедий, но и для оперы». Тогда же построен Каменный (Большой) театр.
И названием своим театр обязан другой монаршей особе – супруге императора Александра II императрице Марии Александровне.
Купол венчает знаменитая башенка. Синий бархат, серебряная парча, лепнина и скульптуры – новое убранство театра поражало своей роскошью современников и до сих пор считается одним из самых величественных в мире. Даже люстра и та произведение искусства, работа мастера Энрик оФрачиоли. Двадцать три тысячи хрустальных подвесок звенели, когда на сцене пел Фёдор Шаляпин. Совершенство акустике Мариинки придавали осколки хрусталя, специально помещённые под сценой и оркестровой ямой.
Эмблема театра – занавес, повторявший рисунок шлейфа платья императрицы Марии Александровны. Создан в 1914 году по эскизам Александра Головина. Имя этого художника носит и зал, расположенный под крышей Мариинки. Здесь создаются «мягкие» декорации к спектаклям и рождаются театральные легенды.
Московский государственный театр эстрады открылся в июне 1954 года спектаклем «Его день рождения». Новый театр получил здание на площади Маяковского, в котором когда-то был ресторан «Альказар», а затем работал Театр Сатиры.
Создателем театра эстрады стала группа ведущих артистов московской эстрады во главе с народным артистом РСФСР Н. П. Смирновым-Сокольским.
В 1961 году театр переехал в Дом на набережной.
Программы и спектакли создавались силами артистов Всероссийского гастрольно-концертного объединения и Мосэстрады.
Театр подарил зрителям незабываемые встречи с Ленинградским театром миниатюр под руководством Аркадия Райкина, оркестрами Леонида Утёсова, Олега Лундстрема, Бориса Ренского, Эдди Рознера.
Театр эстрады гордится тем, что на его сцене начал свою жизнь Театр двух актёров – Марии Мироновой и Александра Менакера. На этой сцене делали свои первые шаги такие звёзды, как Алла Пугачева, София Ротару, Валерий Леонтьев, Евгений Петросян, Геннадий Хазанов, Александр Серов, Игорь Саруханов, Ирина Отиева, Александр Новиков, Елена Ваенга и другие.
Сейчас в репертуаре театра – драма и комедия, пантомима и разговорный жанр, вокал и инструментальная музыка.
Театр Дружбы народов основан в 1987 году. В 1991 году получил современное название Государственный Театр Наций.
Государственный Театр Наций – уникальное образование в системе российской театральной культуры. Характер его деятельности столь широк и многолик, что не имеет аналогов в практике современного отечественного театра.
Театр Наций разрабатывает и реализует проекты различных театральных программ, организует и проводит международные и российские фестивали, гастроли, представляет лучшие отечественные и зарубежные спектакли всех жанров и театральных направлений, продюсирует собственные спектакли и является, по словам его художественного руководителя актёра Евгения Миронова, «центром, где воспитывается новое поколение театра».
Профессиональный театр оперы, балета и симфонической музыки для детей основан по инициативе первой в мире женщины–оперного режиссёра Наталии Сац. Созданы отдельные балетная и оперная труппы.
Годом основания детского музыкального театра принято считать 1965 год, когда на сцене Московского театра эстрады состоялась премьера оперы «Морозко».
Первые пятнадцать лет театр жил без помещения, при этом постепенно набирая труппу профессиональных актёров, солистов оперы и балета. По ходатайству Н. Сац началась постройка специального здания для театра, законченная в 1979 г. Сац предложила увенчать здание Синей птицей – птицей счастья, которая стала символом театра.
В современном репертуаре театра представлены драматические спектакли, опера и балет. С неизменным успехом идут на сцене балет-феерия «Синяя Птица», мюзикл «Волшебник Изумрудного города», опера-сказка «Волшебная музыка, или давайте делать оперу». В 2012 г. состоялась премьера «Иоланты» – последней оперы П. Чайковского о слепой принцессе, прозревающей от любви. При театре действует Детская филармония и Детская оперная студия. Проводится фестиваль «Москва-Театр-Школа», представляющий собой творческий показ спектаклей школьных самодеятельных коллективов на сцене знаменитого театра.
Ставропольский краевой театр кукол. Впервые постановление об открытии театра кукол датировано 1936 годом. Во время Великой Отечественной войны театр пришлось закрыть, но актёры организовали бригаду, которая выступала перед бойцами советской армии в госпиталях.
Второе официальное рождение театра произошло в 1965 году. В это время в театр приехали опытные актёры Л. Дросман и Р. Свиридов, М. Михайлов, И. Эйдельман.
С 2001 по 2010 гг. главным режиссёром становится Г. М. Гольдман. В 2012 году начался новый этап в истории театра. В театре поменялось руководство: директор, главный режиссёр, художник. В 2013 году театр получил помещение в Ставропольском дворце культуры и спорта. Теперь у него есть свой малый зал, где проходят спектакли.
Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус».
Шекспировский «Глобус» был одним из старейших лондонских театров, а наш – первый стационарный в Новосибирске. Сцену в 1930 году открыли «Тимошкиным рудником» Л. Макарьева. Впрочем, название «Новосибирский академический молодёжный театр “Глобус”» – дело 1990-х годов.
До 1993-го, когда появилось звучное название«Глобус», это был Театр юного зрителя, первым подхвативший традицию ленинградского ТЮЗа, а с 1999 года «Глобус» стал академическим.
Сегодняшнее здание с «парусом» – типичный для страны долгострой. В Новосибирске тоже «не сразу всё устроилось»: проект этот растянулся почти на 20 лет, и «корабль» был завершён только осенью 1984-го А. Сабировым. Но если отдаться архитектурным ассоциациям – для театра строение символическое, с заложенной в нём динамикой движения. «Глобус» живёт, продолжая приглядываться к разным режиссёрским стилям. Есть театры, где большие эпохи и великие имена остались в прошлом, новосибирский не из таких. Напоминающий корабль «Глобус» бороздит просторы театральной вселенной смело, не боясь экспериментов, приглашая режиссёров разных направлений.
Северо-осетинский государственный театр
10 ноября 1935 года – решающая веха в истории осетинской культуры. В этот знаменательный день был открыт Северо-осетинский государственный театр. Его рождение было воспринято как событие огромной важности, как большой знаменательный праздник. Актёрами этого театра стали выпускники первой осетинской студии при ГИТИСе.
Их первыми педагогами были выдающиеся актёры и режиссёры Художественного театра – В.Я. Станицин, И.М. Раевский, Е.Г. Маркова, Р.Симонов – и осетинский профессиональный актёр Б. Тотров.
Особое место в репертуаре осетинского драматического театра всегда занимали произведения мирового классического наследия.
Республиканский русский драматический театр им. М. Горького – первый профессиональный театр республики.
Этот театр был открыт в октябре 1925 года по решению Наркомпроса Дагестана. Одновременно с открытием театра при нём была создана драматическая студия, ставшая основой для создания национальных театров. Первый театральный сезон длился пять месяцев. За это время махачкалинцы увидели «Горе от ума» А. Грибоедова, «Принцессу Турандот» К. Гоцци, «Мандат» Н. Евреинова. Театром руководили замечательные актёры и педагоги Б. Байков и Н. Шатров.
В 1926 году по предложению наркома просвещения Дагестана А. Тахо-Годи театр возглавил Н. Синельников. На его сцене с успехом шли лучшие пьесы русской, западной и советской классики. Театр был первым учителем и воспитателем театрального зрителя Дагестана.
Татарский государственный театр кукол «Экият» был основан в 1934 году и работает на русском и татарском языках. В репертуарной афише театра более 40 спектаклей, где представлены сказки народов мира: татарские, русские, французские, восточные, датские, английские, румынские и т.д. В спектаклях используются различные системы кукол – от классических до современных.
Театр в 2008 году стал лауреатом премии имени татарского писателя А. Алиша,с 1974 года является коллективным членом Международной организации театров кукол – УНИМА, с 2005 года – Российской ассоциации «Театр кукол – XXI век».
В сентябре 2013 года был проведён Первый Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest». В фестивале участвовали шестнадцать творческих коллективов из Турции, Франции, Беларуси, Таджикистана и из многих городов России.
Ингушский государственный театр-студия «Современник»основан в 1998 году.
Основу труппы составили выпускники ВТУ им. Б. Щукина (национальный курс). Первый спектакль – «Из тьмы веков» И. Базоркина.
В 2000 г. поставлен спектакль «Женитьба» Н.В. Гоголя. С 1998 по 2003 спектакли ставили В.П. Поглазов, П.Г. Попов, А.С. Крюков, М.Г. Малиновский, А.А. Казанская, А.К. Граве.
Золотой призёр I Международных Дельфийских Игр в Москве («Из тьмы веков» И. Базоркина, 2000).Участник V Международного фестиваля «Театр без границ» в Магнитогорске (2001).
С 2005 года получил современный статус и название. Гастролировал в городах Москве, Калуге, Ярославле, Сочи, Магнитогорске, Ростове, Новочеркасске, Грозном, Владикавказе.
Государственный академический музыкальный театр известен любому жителю Крыма. И это неудивительно, ведь современные постановки, прекрасные костюмы и профессиональная актёрская игра вряд ли кого-то могут оставить равнодушным.
Работа коллектива направлена на выпуск оригинальных музыкальных постановок, расширение жанрового разнообразия спектаклей, поиск новых современных форм сценического искусства. Театр обладает высокохудожественным репертуаром, основанным на лучших произведениях русской и зарубежной классики. В его афише представлены классическая оперетта, мюзиклы, музыкальные комедии, рок-оперы, балеты, симфонические программы, эстрадные концерты, музыкальные сказки для детей.
Музыкальный театр всегда открыт своему зрителю. И он делает всё возможное, чтобы ему, зрителю, который переступает порог этого здания, всегда было уютно и хорошо.
Список литературы:
1. Бассаргин, Б. Очерки истории мордовского советского театра 1930–1960 [Текст] / Б. Бассаргин, В. Пешенова. – [Б. м.]: Мордовское книжное издательство, 1966. – 246 с.: фот.
2. Башкирский государственный академический театр драмы [Текст].– Уфа: Башкирское книжное издательство, 1969. – 227 с.: фот.
3. Белинский, Виссарион Григорьевич. О театре [Текст]: Статьи: Для ст. возраста / В. Г. Белинский; вступ. ст. Ю. Гаецкого.– 2-е изд. – М.: Детская литература, 1982. – 94 с.: ил.(В мире прекрасного).
4. Гиацинтова, Софья Владимировна. Жизнь театра [Текст] / С. Гиацинтова. – М.: Детская литература, 1963. – 206 с.: ил. (В мире прекрасного).
5. Зубков, Юрий Александрович. Время и театр [Текст] / Ю. А. Зубков. – Изд. 2-е, доп. – М.: Знание, 1971. – 111 с.; 20 см.
6. Моров, Алексей Григорьевич. Три века русской сцены [Текст]: Советский театр. Кн.2 / А.Г. Моров. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.: ил.
7. Многоязыкий театр России (Театры автономных республик РСФСРсегодня) [Текст]: Сборник / ред. В.А. Сахновский-Панкеев; сост. А.Я. Вольфсон. – М.: ВТО, 1980. – 392 с.: фот.
8. Народные театры. Взгляд со стороны сами о себе [Текст] / сост. Е. Д. Уварова. – М.: Искусство, 1981. – 223 с.: фот.
9. Народные театры страны [Сборник статей] / сост. С. Ганцевич. – М.: Искусство, 1968. – 239 с.: фот.
10. Новикова, Мария Ивановна. Крым театральный [Текст] / М. И. Новикова. – Симферополь: Крымиздат, 1961. – 120 с.: фот.
11. Рожковская, Нина Николаевна. Театр зажигает огни [Текст] / Н. Рожковская, В. Рожковский. – Кишинев: Картямолдовеняскэ, 1976. – 152 с.: ил.
12. Советский театр [Текст] = Letheatre sovietigue = Soviet Theatre:[Фотоальбом / Вступит. статья В. Комиссаржевского]. – М.:Искусство, 1966.: фот.
13. Султанова, Гулизар Ахмедовна. Многонациональный театр Дагестана 1946–1999 [Текст]: Очерки истории. Ч.2 / Гулизар Султанова. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2009. – 224 с.: портр., фот.
14. Султанова, Гулизар Ахмедовна. Фольклор в драматургии и театре Дагестана [Текст] / Г.А. Султанова; Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, ДНЦ РАН. – Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2008. – 168 с.: фот.
15. Тебиев, Борис Константинович. Тульский театр [Текст] / Б. К. Тебиев, Э. В. Коротков, Л. С. Морозова. – Тула: Приокское книжное издательство, 1977. – 247 с.:фот.
16. Тотров, Борис. У колыбели осетинского театра [Текст]: Из воспоминаний актёра / Б. Тотров. – Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1963. – 100 с.: ил.
Отдел литературы по искусству