С 19 января 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 180-летию со дня рождения французского художника Поля Сезанна.
Поль Сезанн - один из самых талантливых художников французского искусства второй половины ХIХ века. Свой творческий путь он начал вместе с импрессионистами, но внутренняя направленность его исканий принадлежит уже последующему времени, искусству постимпрессионизма. Возникнув в начале 80-х годов, направление постимпрессионизма было тесно связано с новыми веяниями, поисками в литературе, поэзии, театре. В творчестве постимпрессионистов - Гогена, Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сезанна находят свое глубокое преломление многие из тех философских, нравственных, мировоззренческих проблем, которые время конца ХIХ века открывало перед людьми, перед искусством…
Ранний период творчества П.Сезанна принято условно называть романтическим или барочным. В этих работах «Похищение», «В комнатах» заметно влияние старых мастеров П.Веронезе, Тинторетто, а также Э.Делакруа и О.Домье. Другие работы этого периода – это портреты друзей и изображения сцен из жизни, отличающиеся строгостью композиции: «Девушка у пианино», «Дорога в Понтуазе» и др.
При всей независимости творческих устремлений Сезанн не только учился живописному языку у импрессионистов, но и разделял многие их взгляды на искусство. Для импрессионистского периода характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма. Основным жанром для Сезанна становится пейзаж. «Дом повешенного в Овере» - в этой работе предметы, освещенные косыми лучами солнца, как бы окутаны легкой дымкой.
В 1872-1873 годах Сезанн работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К.Писсарро. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства. В Овере Сезанн начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу. Работая над натюрмортами «Букет цветов в голубой вазе», он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизоголубого и оранжевожелтого тонов.
Его особый дар проявляется в тот момент, когда не находя удовлетворения в импрессионизме, он ищет свой собственный метод. Становление происходит в 1880-е годы. Художник начинает делать акцент не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а на устойчивых закономерностях цветовых сочетаний и форм, материальностью мира и объектов. Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Пейзаж «Тополя», написанный около 1879-1882 годах в Провансе, позволяет видеть, как Сезанн обретает свою собственную манеру письма.
В конце 80-х – начале 90-х годов Сезанн создал ряд очень интересных портретов, таких как «Мужчина, курящий трубку». Впрочем, эти работы Сезанна только условно могут быть названы портретами. Его не привлекают психологические задачи, более того, даже личность изображенного утверждается в его работах, прежде всего только через неповторимость, индивидуальность видимого, предметного бытия. В 1888 году Сезанн написал картину «Пьеро и Арлекин». Художник использовал здесь в качестве сюжета два персонажа итальянской комедии масок, два сценических характера. Однако для Сезанна литературная канва не имела решающего значения, главным были для него поиски художественно-пластического решения.
После 1900 года к Сезанну быстро приходит известность, критики называют его «самым влиятельным художником в истории искусства». Теперь Сезанн часто обращается к передаче обнаженного человеческого тела на планере, в природе, создает знаменитый цикл «Купальщиц». До последних дней Сезанн продолжал свои поиски и, даже признавая свое собственное открытие, говоря о том, что нашел некий новый путь в живописи, повторял: «Я только веха на этом пути - придут другие». После смерти Сезанна его влияние на мировое искусство достигает своего эпогея. Он становится неким эталоном живописи, с которым сверяются такие различные художественные течения, как неоклассицизм и абстракционизм.
Литература, представленная на выставке:
1. Жабцев, Владимир Митрофанович. Французская живопись. / В. М. Жабцев. - Минск: Харвест, 2008. - 128 с. : цв.ил., портр.
2. Камминг, Роберт. Художники: жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев / Р. Камминг; главный редактор Е. Мирская; перевод с английского А. Богдановского. - Лондон; Нью-Йорк; Сидней; Дели; Париж; Мюнхен; Москва: Дорлинг Киндерсли; Слово/Slovo, 2000. - 112 с. : ил.
3. Морозова, Ольга Владиславовна. Сокровища мировой живописи / О. В. Морозова, Е. Н. Евстратова, Е. В. Громова. - Москва: Просвещение - Союз: Просвещение, 2022. - 357 с. : ил., цв. ил.
4. Морозова, Ольга Владиславовна. Шедевры европейских художников / О. В. Морозова. - Москва: Просвещение - Союз, 2023. - 208 с. : цв. ил., фот. цв.
5. Перрюшо, Арни. Жизнь Сезанна / Арни Перрюшо; пер. с фр. К. Г. Богемская. - М. : Радуга, 1991. - 350 с. : цв.ил.
6. Перрюшо, А. Сезанн / А. Перрюшо. - Москва: Молодая гвардия, 1966. - 368 с. : ил.
7. Поль Сезанн (1839-1906) / сост. А. Г. Барская. - Ленинград, 1956. - 55 с.: ил.
8. Поль Сезанн: альбом / автор предисловия Р. Русакова. - Москва: Изобразительное искусство, 1970. - 28 с.: ил.
9.Поль Сезанн: альбом / ред. М. Климова. - Ленинград: Аврора, 1975. - 205 с. : ил.
10.Тайандье, Ивон.Сезанн / Ивон Тайандье. - М : СЛОВО, 1995. - 95 с. : цв.ил.
11.1000 шедевров импрессионизма. - Москва : ЭКСМО , 2019. - 352 с. : цв. ил.
12.Чудова, Анастасия Витальевна. Постимпрессионисты / А. В. Чудова. - Москва : АСТ, 2020. - 160 с. : цв. ил., фот. цв.
13.Яворская, Н. Сезанн / Н. Яворская. - Москва: ОГИЗ --ИЗОГИЗ, 1935. - 120 с. : ил.
Отдел литературы по искусству