«Факсимильные издания»

В читальном зале отдела редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова с 23 ноября 2023 года вниманию читателей представлена книжная выставка «Факсимильные издания» - из коллекций отдела редких книг.

Вызвать из плена времени уникальное рукописное и старопечатное творение, придать ему обновленный, а то и первозданный облик - эту благородную задачу призвано решать факсимилирование издания, что делает доступными уникальные книги прошлого, о которых раньше можно было только читать и слышать.

Главной целью факсимильных изданий было и остается воспроизведение редких книг и рукописей, представляющих собой большую историческую и художественную ценность, воссоздание книжных редкостей для нужд библиотек, музеев, частных собирателей, библиофилов. Факсимильные издания рукописей и редких книг также создаются в научных целях. Факсимильные издания, имеющиеся в библиотеке, приближают прославленные памятники книжной культуры человечества к читателю. Современные читатели, не имея возможности взять в руки уникальные рукописи, смогут иметь представление о них по факсимильным изданиям, цель которых – показать культуру наших далеких предков.

Факсимильные издания – что это? Факсимильное издание (от лат. fac simile – делай подобное) – это издание, обычно репродуцирующее какое-либо ценное издание прошлых лет с точным воспроизведением всех особенностей его оформления: формат, сорт и цвет бумаги, переплёт, обложка и т.п. Выходит с пометкой «Факсимильное издание» и с двумя титульными листами – с выходными сведениями воспроизводящего и воспроизводимого изданий. К факсимильному воспроизведению рукописи или издания другой эпохи выдвигается требование воссоздания всех внешних особенностей подлинника, включая различные пометки, следы от использования, признаки старения. Таким образом, факсимильное издание – произведение печати, графически точно воспроизводящее ранее выпущенное оригинальное издание или рукопись (включая все особенности бумаги и переплета). Процесс исполнения таких воспроизведений называется факсимилированием. Процесс факсимилирования издания делает доступными уникальные книги прошлого, о которых раньше можно было только читать и слышать.

Практика выпуска факсимильных изданий насчитывает более ста лет. До XIX века факсимиле, как правило, делалось посредством прорисовки оригинала через прозрачную бумагу и затем гравирования на металле или дереве и литографирования, в новейшее же время изготовление подобных снимков значительно облегчилось благодаря изобретению и усовершенствованию светописи – фотографии, фототипии, фотогравюры, фотоцинкотипии и фотолитографии, дающих возможность получать безусловно верные факсимиле чисто механическим путём. Факсимильное издание схоже с репринтным изданием, но между этими двумя видами имеется и существенная разница.

Репринтное издание (от англ. reprint – перепечатка) – печатное издание, полученное через репродуцирование ранее изданного оригинала, при этом издание выходит с точным сохранением текста, вплоть до особенностей шрифтов, но без возможности воспроизводства тонкостей прежней полиграфии – бумаги фолианта, его переплета. На базовом уровне принято сохранять содержание и дизайн обложки, но можно изменять материалы листов и переплета (делать их дороже или дешевле, либо абсолютно новыми без естественного износа, надрывов, потертостей, выцветания и т.п.); верстку (изменить шрифты, убрать опечатки и ошибки, дополнить текст его переводом, комментариями и т.д.); формат (книгу можно сделать больше или меньше для большего эффекта, соответствия другим изданиям в коллекции или удобства обращения с ней). Благодаря репринту получается красивая книга, без дефектов или недостатков. А вот факсимильное издание несведущий человек порой не отличит от оригинала, и только в выходных данных издания указано, что это снятая копия.

На выставке вниманию читателя представлены факсимильные издания: повесть Карамзина Н.М. «Бедная Лиза» с рисунками М.В. Добужинского, Лескова Н. «Штопальщик» книги выпущенной издательством «Аквилон» в 1922 году, Филлис Дж. «Основы выездки и езды», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Александра Невского», Никитин А. «Хожение за три моря», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», Полоцкий С. «Орел Российский», Висковатый П.А Лермонтов М.Ю. «Жизнь и творчество», Иллюстрированный альманах издание И.И. Панаева и Н.А. Некрасова 1848г. Давайте рассмотрим некоторые из них.

"Бедная Лиза" Карамзина Н. М. - одно из первых произведений русской сентиментальной литературы. Повесть о несчастной любви бедной девушки Лизы и дворянина Эраста. Незамысловатый сюжет, простой и ясный язык, выразительные пейзажи, правдивое описание истории любви героев - отличительные черты повести. Фрагмент содержит описание окрестностей Москвы, рассказ о жизни Лизы с матерью, знакомстве и первых встречах с Эрастом.

Факсимильное воспроизведение одной из лучших книжных работ Б. М. Кустодиева - иллюстраций к рассказу Н.С.Лескова `Штопальщик`, выполненное с уникального экземпляра с авторской раскраской и автографом, - знакомит с яркой страницей в истории отечественного издательского дела 20-х гг. XX века. Эта книга - напоминает о творчестве замечательного художника Б. М. Кустодиева, о деятельности книгоиздательства `Аквилон`, о его основателе и руководителе Ф. Ф. Нотгафте.

«Житие протопопа Аввакума» — выдающийся памятник древнерусской литературы, первая автобиография в истории отечественной словесности. Аввакум создал «житие свое от юности до лет пятидесяти пяти годов». Автор опирался на многовековую традицию агиографического жанра, использовал отдельные его топосы и мотивы. Вместе с тем, сочинение Аввакума несет в себе яркие новаторские черты, ведь протопоп рассказывает о своем подвижническом служении. Многое в произведении Аввакума необычно: описание душевных состояний героя, изображение мира природы, обилие бытовых деталей.

«Сказание о мамаевом побоище» наряду с такими произведениями, как «Задонщина» и «Слово и полку Игореве» относятся к золотому фонду древнерусской литературы.  Повесть дает очень символическое и религиозное освещение события Куликовской битвы, показывая особую роль  христианства в душе русского народа.

Геральдико-эмблематическая поэма Симеона Полоцкого "Орел Российский" (1667), объединяющая искусство слова и изображения, сочинена и вручена автором царю Алексею Михайловичу по случаю официального объявления наследником престола царевича Алексея Алексеевича. Издание содержит впервые выполненное факсимильное воспроизведение парадной рукописи произведения, транслитерированный текст, исследование творческой истории создания поэмы, анализ ее содержания, композиции, поэтики, словарь-комментарий, археографическое описание сохранившихся рукописей сочинения, иллюстрации.

Всех любителей книги приглашаем на просмотр экспозиции в отдел редких книг!