«Поймавшая Синюю птицу»

С 27 августа 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 120-летию со дня рождения театрального режиссера Наталии Ильиничны Сац.

Наталия Ильинична Сац (1903 — 1993) - основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей, активный пропагандист музыкального искусства для детей.

Рождение и первые шаги этого единственного в своем роде «музыкально-сценического явления» предчувствовались, предвосхищались его основательницей с младых, отроческих лет.

Маленькая девочка не может уснуть. Сквозь тонкую перегородку она слушает музыку: то стремительную, искрящуюся, словно пляска огня, то переливающуюся журчанием воды, то мерцающее - волшебную, будто появилась фея. Это была музыка к знаменитому спектаклю Московского Художественного театра «Синяя птица». Ее сочинил известный композитор Илья Сац, отец девочки. «Но кто такая Синяя птица, папа?» — «Птица Счастья, только, говорят, поймать ее невозможно». - «А я, когда вырасту, поймаю Синюю птицу!».

Знаменитая юная «тетя Наташа» - пылкая мечтательница и энергичный, деятельный организатор спектаклей для детей, вызывала доверие у самого Луначарского.

В 1918-м, возглавив первый Детский театр Московского Совета, она уже мечтала о спектаклях, пронизанных музыкой. Уже в 1921 году, создав и возглавив Московский театр для детей (ныне Российский академический молодежный театр), она сочла необходимым сразу организовать собственный оркестр. И автор музыки к первой премьере-спектаклю «Жемчужина Адальмины» Шеншин сам стоял за дирижерским пультом.

В свой театр она смело приглашала молодых советских композиторов, тогда мало кому известных, - Т. Хренникова, Л. Половинкина, их сверстников и коллег. А в 1935 году Н. Сац вдохновила С. Прокофьева на создание симфонической сказки «Петя и волк» - вечно юного, по сей день любимого детьми и взрослыми опуса. А еще до содружества с Прокофьевым двадцати восьмилетняя Наталия Ильинична сотрудничает с маэстро Отто Клемперером в постановках «Фальстафа» Верди в Берлине и «Свадьба Фигаро» Моцарта в Буэнос-Айросе.

Совсем молодой она входит в мир великих как равная. И как равная всем великим, в годы репрессий могла и погибнуть. Но благоволение судьбы, но поразительное жизнелюбие спасли ее от неминуемой гибели. И недаром ее подопечные из коллективов, созданных в СИБЛАГе и в РЫБЛАГе утверждали: «Где Наталья Ильинична встанет, там и театр».

Формула оказалась пророчески - точной. После ГУЛАГа Н. Сац уехала в Алма-Ату, и в 1943 ,в разгар Великой Отечественной войны, родился Театр юного зрителя, ныне освященный именем Н. Сац.

Начало 60-х годов, остались позади годы лагерей и ссылок. Наталия Ильинична снова в Москве. И с необыкновенной фантастической энергией она борется за создание совершенно нового театра — детского музыкального. Не было здания. Практически не было опер и балетов для детей. Не было артистов, желающих и умеющих работать в таком театре. Но всем этим противостояли ее воля, ее вера, ее любовь к детям. И они победили. Синяя птица… Птица счастья… По предложению Наталии Ильиничны она стала символом театра. И не случайно Птица Счастья распростерла свои крылья над зданием Детского музыкального театра имени Наталии Сац.

Она широко распахнула двери новорожденного музыкального Детского отечественным композиторам. Творчество их оставило в истории театра яркий след и звездный свет. Их имена так много, и все же назовем некоторых авторов опер, балетов, мюзиклов: Т. Хренников, Ш. Чалаев, А. Чайковский, Морозов, Флярковский, Коваль, Красев - все поколения советской музыки одарили театр своими сочинениями. Столь живой интерес к современным произведениям отнюдь не отодвигал в тень классиков: Прокофьев, Моцарт, Рахманинов, Равель… А начиналось обращение к шедеврам прошлого с «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Отдельной строкой начертана в биографии театра музыка П.И.Чайковского.

До 1993 года Н. Сац являлась его художественным руководителем. Среди постановок Сац: «Три толстяка», «Мальчик‑великан», «Мастер Рокле», «Волк и семеро козлят», «Волшебная флейта», «Король Лир», «Золотой остров» и многие другие.

Наталия Сац внесла большой вклад в развитие детского театра и художественного воспитания детей. Она — автор пьес, либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания.

В 2003, к 100‑летию Наталии Сац, перед зданием театра установили памятник: скульптурная фигура режиссера дополнена двумя детьми в образах Красной Шапочки и Волка.

Литература, представленная на выставке:

1. Великанов, Александр Александрович. Единственный в мире (Детский музыкальный театр в Москве) / А. А. Великанов. - Москва: Знание, 1982. - 47 с.: ил.

2. Викторов, Виктор Иезекиилевич. Сац Наталия Ильинична и Детский музыкальный театр / В. Викторов. - Москва: Композитор, 1993. - 240 с.: ил.

3. Гозенпуд, Александра Ноевна. Центральный детский театр 1936-1961 / А. Н. Гозенпуд. - Москва: Наука, 1967. - 305 с.: фот.

4. Илья Сац: из записных книжек. Воспоминания современников / составитель Н. Сац. - Москва: Советский композитор, 1968. - 238 с.: ил.

5. Сац Наталия Ильинична и её творческая деятельность. - Москва: Советский композитор, 1977. - 364 с.: фот.

6. Сац, Наталия Ильинична. Жизнь - явление полосатое / Н. Сац. - Москва: Новости, 1991. - 592 с.

7. Сац, Наталия Ильинична. Новеллы моей жизни / Н.И. Сац. - Москва: Искусство, 1973. - 320 с.: ил.

8. Сац, Наталия Ильинична. Всегда с тобой страницы жизни: Для среднего и старшего школьного возраста / Н. И. Сац. - 2-е издание, дополненное. - Москва: Детская литература, 1978. - 224 с. : фот., ил.

9. Театр детства, отрочества и юности / составитель О. А. Ярмолинская. - Москва: ВТО, 1972. - 283 с.: фот.

10. Толченова, Нина. Наталия Ильинична Сац. Идем за синей птицей / Н. Толченова. - Москва: Правда, 1983. - 64 с.

11. Центральный детский театр / составитель, автор вступительной статьи Н. Путинцев. - Москва: Искусство, 1974. - 88 с.: фот.

12. Энциклопедический словарь юного зрителя: Театр, кино, цирк, эстрада, телевидение. / редактор Т. П. Минина. - Москва: Педагогика, 1989. - 416 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству