С 14 февраля 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка «Он пушкинских героев петь заставил», посвященная 210-летию со дня рождения русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского.
«Даргомыжский стоит на высоте гениального художника».
М. П. Мусоргский.
«Учителем музыкальной правды» назвал своего старшего товарища и прямого предшественника по музыкальному новаторству Александра Сергеевича Даргомыжского Модест Мусоргский. Современник А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. И. Глинки, А. Е. Варламова и других деятелей культуры, пианист, скрипач, учитель пения, председатель Петербургского отделения музыкального общества, сотрудник редакции журнала «Искра» Александр Даргомыжский - прежде всего композитор, один из основоположников классической русской музыки.
Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии, в поместье своего дальнего родственника В. А. Ладыженского, куда Даргомыжские уехали в год нашествия Наполеона. В 1817 году семья обосновалась в Петербурге, куда С. Н. Даргомыжского пригласили на службу в Государственный коммерческий банк. Музыке в семье Даргомыжских уделяли большое внимание. В 1819 году Сашу Даргомыжского начала учить игре на фортепиано молоденькая учительница Луиза Вольгеборн. В 1821 году Саша познакомился с новым учителем А. Т. Данилевским, а после его обучал скрипач П. Г. Воронцов.
Из детских пьес А. С. Даргомыжского сохранилось несколько фортепианных пьес: «Марш», «Контрданс», «Казачок». С 1828 по 1831 года музыкант оттачивал свой пианистический стиль с помощью концертирующего пианиста из Вены – Франца Шоберлехнере. Параллельно композитор служил в канцелярии, после коллежским регистратором и губернским секретарем. Закончил он службу в 1843 году, выйдя в отставку титулярным советником.
Именно тогда Даргомыжский приступил к восполнению своих пробелов в музыкально-теоретических познаниях с помощью М. И. Глинки, который сыграл огромную роль в творчестве композитора. А. С. Даргомыжский стремился воссоздать в музыке разнообразные человеческие характеры, ему свойственна демократическая направленность творчества. В 1839 году композитор закончил оперу «Эсмеральда», в 1848 году «Торжество Вакха» переработал в оперу-балет, где также воплощена драма маленьких людей. В самом начале 40-х гг.XIX века А. С. Даргомыжский обратился к поэзии А. С. Пушкина, создав романсы «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной Зефир», «Вертоград». А с 1845 по 1855 г. он работал над оперой «Русалка», которая открыла новое направление в русском оперном искусстве. В 60-х гг. XIX века композитор создал симфонические пьесы «Баба-яга», «Казачек», «Чухонская фантазия». Над оперой «Каменный гость» Даргомыжский работал несколько лет. Он отказывается от традиционных оперных форм. Вокально-речевая интонация играет в этой опере ведущую роль. К сожалению, композитор не смог закончить свою последнюю оперу, и она была завершена Ц. Кюи и Н. Римским-Корсаковым. Премьера «Каменного гостя» состоялась через три года после смерти Александра Сергеевича Даргомыжского.
Литература, представленная на выставке:
1. Даргомыжский А. С. «Русалка». - 2-е издание. - Москва: Музыка, 1964. - 79с.
2. Зив, С. «Русалка» А. Даргомыжского / С. Зив. - Москва; Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1949. - 53с.
3. Канн-Новикова, Елизавета Исааковна. Хочу правды. Повесть об Александре Даргомыжском / Е. Канн-Новикова. - 2-е издание. - Москва: Музыка, 1976. - 128с.
4. Левик, Б. Каменный гость А. Даргомыжского, Моцарт и Сальери Н. Римского - Корсакова, Скупой рыцарь, С. Рахманинова / Б. Левик. - Ленинград: Музгиз, 1949. - 88 с.
5. Мартынов, И. А. С. Даргомыжский / И. Мартынов. - Москва; Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1947. - 47с.
6. Машевский, Генрих Павлович. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А. С. Даргомыжского / Г. П. Машевский. - Ленинград: Музыка, 1976. - 63с.
7. Медведева, Ирина Андреевна. Александр Сергеевич Даргомыжский / И. А. Медведева. - Москва: Музыка, 1989. - 188с.
8. Пекелис, Михаил Самойлович. Даргомыжский и народная песня: к проблеме народности в русской классической музыке / М. С. Пекелис. - Москва; Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1951. - 210с.
9. Ремезов, Иван Иванович. А. С. Даргомыжский / И. И. Ремезов. - Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. - 124с.
10.Серов, А. Н. «Русалка» опера А. С. Даргомыжского / А. Н. Серов. - Москва: Государственное музыкальное издательство, 1953. - 159с.
11. Тарасов, Лев Михайлович. Даргомыжский в Петрограде / М. Н. Любомудров. - Ленинград: Лениздат, 1988. - 239 с.
Отдел литературы по искусству