«Чародей русской сцены»

С 12 февраля 2023 года в Национальной библиотеке РД им.Р. Гамзатова отделом литературы по искусству развернута выставка «Чародей русской сцены», посвященная 150-летию со дня рождения русского певца Федора Ивановича Шаляпина.

«Федор Иванович Шаляпин всегда будет тем, кто он есть: ослепительно ярким и радостным криком на весь мир: вот она – Русь, вот каков ее народ…», - писал А.М. Горький о великом русском артисте, своем ближайшем друге. Каждая деталь в жизни и творческой деятельности этого удивительного русского самородка представляет большую ценность для всех интересующихся музыкальным театром, искусством, историй русской национальной культуры. В истории мирового сценического искусства среди широких масс по своей популярности Шаляпин занимает одно из видных мест. Слава Шаляпина пережила его. Шаляпина слушают не только в нашей стране, во многих домах Болгарии, Польши, Чехословакии, Австрии и других странах Европы, Азии можно встретить живейший интерес к имени великого певца. Жизнь певца стала легендой.

Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани в бедной семье бывшего крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Дебют Шаляпина, как оперного певца, состоялся в 1890 году. Он спел партию Стольника в опере Монюшко «Галька» в Уфе, Фернандо в «Трубадуре», вызвав у зрителей большой успех. Вскоре он перебирается в Тифлис, где берет бесплатные уроки пения у известного певца Дмитрия Усатова. Из Тифлиса Шаляпин переехал в Петербург и поступил в частный оперный театр Панаева. Затем Шаляпина пригласили в Мариинский театр, где он дебютировал в партии Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» в 1986 году. Мамонтов пригласил Шаляпина в Московскую частную школу, где Федор Иванович сразу стал ведущим эстрадным артистом. Он пел Ивана Грозного и другие ведущие оперные партии. В 1899 году Шаляпин становится ведущим солистом сразу двух театров – Мариинского и Большого.

«Всемирное явление», «самый известный артист ХХ столетия», «Рембрандт в пении», «Его Величество Голос» – такие определения давали Фёдору Шаляпину современники и потомки.

На сцене Шаляпин всегда выглядел монументально – благодаря громадному личному магнетизму, «львиной» повадке и «породистому величию» (слова писателя Ивана Бунина). Театральный критик начала ХХ века Юрий Беляев писал: «Громадный талант, природный, почти стихийный, который ни на минуту не перестаёт творить... Сцена для него – арена импровизаций. Он и ходит по сцене как-то особенно, – как хозяин, как царь. Все остальные артисты кажутся рядом с ним пигмеями».

Весной 1922 года великий русский навсегда покинул Родину со своей семьей. За границей Шаляпин начинает свою гастрольную деятельность. С гастролями Шаляпин объездил, чуть ли не весь мир, исколесил всю Европу, выступал в Англии, Китае и Японии, в десятках городов США. В миланском театре «Ла Скала» Шаляпин с огромным успехом спел партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто, в этом спектакле пел и Э. Карузо. И везде эти выступления проходили с неизменным, бешеным успехом. По сути, Шаляпин «открыл» русскую оперу для широкой западной публики. Из артиста «всея Руси» он превратился в «артиста мира».

Шаляпина называют лучшим басом всех времен и народов. Он первый из русских певцов получил мировое признание. Русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Федор Иванович награжден орденами Почетного легиона 3-х степеней. Всего в репертуаре певца было 70 оперных партий, примерно 400 песен и романсов. За последние 10 лет Федор Иванович сделал около 300 грамзаписей. В последние годы жизни Федор Шаляпин очень тосковал по России, начал часто болеть, писал свои воспоминания «Маска и душа». В своей книге Фёдор Иванович писал: «Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант…».

12 апреля 1938 года Федора Ивановича не стало. По желанию певца Шаляпин был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Издания, представленные на выставке:

1. Арии, романсы, песни из репертуара Ф. Шаляпина: Ноты: для баса в сопровождении фортепиано. - Москва: Музыка, 1972. - 232 с.

2. Гозенпуд, Абрам Акимович. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф.И. Шаляпин 1890-1904 / А. Гозенпуд. - Ленинград: Музыка, 1974. - 264 с.: фот.

3. Дмитриевская, Елена Романовна. Шаляпин в Москве / Е. Р. Дмитриевская, В. Н. Дмитриевский. - Москва: Московский рабочий, 1986. - 238 с.: фот.

4. Дмитриевский, Виталий Николаевич. Шаляпин в Петербурге-Петрограде / В. Н. Дмитриевский, Е. Р. Катеринина. - Ленинград: Лениздат, 1976. - 264 с.: фот.

5. Дранков, Владимир Львович. Природа таланта Шаляпина / В. Дранков. - Ленинград: Музыка, 1973. - 212 с.: фот.

6. Коллар, Всеволод Александрович. 187 дней из жизни Шаляпина / В.А. Коллар. - Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1967. - 247 с.: фот.

7. Лесс, Александр Лазаревич. Рассказы о Шаляпине / А. Лесс. - Москва: Советская Россия, 1973. - 176 с.: фот.

8. Черток, Федор Иванович. Художник Борис Шаляпин / Ф. И. Черток. - Ленинград: Художник РСФСР, 1972. - 135 с.: ил.

9. Шаляпин, Федор Иванович. Страницы из моей жизни / Ф. И. Шаляпин. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1961. - 239 с.: ил.

10. Шаляпин, Федор Иванович. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Ф. И. Шаляпин. - Москва: Союзтеатр, 1990. - 318 с.: ил.

Отдел литературы по искусству