«Великий реформатор сцены»

С 16 января 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Великий реформатор сцены», посвященная 160-летию со дня рождения российского режиссера, педагога, актера Константина Сергеевича Станиславского.

«Жить — значит действовать. Каждый день, в который вы не пополнили своего образования, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

К.С. Станиславский

Литературное наследие Станиславского обширно и разнообразно. Оно включает книгу воспоминаний «Моя жизнь в искусстве», а также труды по актерскому мастерству «Работа актера над собой» и «Работа актера над ролью» и др. В истории русской культуры есть немало имен великих деятелей искусства, которые составляют славу и гордость нации. Среди них один из самых почетных мест принадлежит режиссеру, актеру, преподавателю нескольких актерских поколений, великому реформатору театрального искусства Константину Сергеевичу Станиславскому.

Станиславский родился в Москве 17 января 1863 года. Отец его Сергей Алексеев был фабрикантом и промышленником, мать Елизавета Алексеева, была дочерью известной французской актрисы Мари Варлей, приехавшая в Петербург.

Большим событием в театральной жизни Москвы стала первая крупная самостоятельная режиссерская работа Станиславского постановка комедии «Плоды просвещения». Станиславский трактовал ее как пьесу «мужицкую», написанную в защиту прав человека.

В 1897 году произошла встреча Станиславского и Немировича-Данченко. 18 часов основатели классической театральной школы обсуждали проект создания Московского художественного театра. Первый состав труппы легендарного МХАТа отцы-основатели набрали из своих учеников, и слушателей Московской филармонии. Дебютировал новый театр спектаклем «Царь Федор Иоаннович», но настоящим событием мирового сценического искусства стала «Чайка» Чехова, представленная на суд зрителей в 1898 году. Впоследствии силуэт чайки стал символом театра и остается им по сей день, а с Антоном Павловичем Чеховым у Станиславского завязались дружеские отношения, основанные на совместном творческом процессе.

В 1912 году при МХАТе открылась первая студия, где Станиславский преподавал студентам актерское мастерство. В 1918 году он создал оперную студию при Большом театре. Несмотря на кардинальные перемены в стране и обществе, а также на социальное положение и происхождение режиссера, у советской власти деятельность Станиславского находила самую горячую поддержку и одобрение. Сам Иосиф Сталин не раз бывал на спектаклях МХАТа, который к тому времени получил статус государственного, сравнявшись по рангу с Большим и Малым театрами.

В 1936 Станиславский был первым удостоен введенного звания «Народный артист СССР». В начале 1938 ему исполнилось семьдесят пять лет, и юбилей этот отмечался в стране как общегосударственный праздник. Начинающий актер и будущий писатель Виктор Некрасов, встретившись с великим режиссером в начале июня 1938, оставил последнее прижизненное описание внешности Константина Сергеевича.

Станиславский умер 7 августа 1938 года на 76-м году жизни в Москве. Похоронен 9 августа 1938 года на Новодевичьем кладбище Москвы.

Его знаменитая «система» завоевала весь мир и оказала громадное влияние на культурный облик эпохи. Несмотря на то, что создавалась система Станиславского как инструмент обучения актерскому искусству она, как всякое великое явление вышла из рамки театральной школы. Труды Константина Сергеевича, в которых изложены теоретические и практические основы «системы», до сих пор остаются незаменимыми пособиями для психологов, администраторов, менеджеров и других, всех, кто по роду своей деятельности должны быть немного актерами. Любое действие должно быть оправдано изнутри, где актер должен создать сам для себя такую правду, в которой бы он жил и действовал естественно и органично. Сценическая «вера» и, правда, были для Станиславского непременным условием работы актера, главным законом сцены. Открытие этого закона сделало его систему столь эффективной и популярной.

«Система Станиславского» получила всемирное признание, ключевую роль в этом сыграли Ричард Болеславский и Мария Успенская, ставшие главными «распространителями» «системы Станиславского» в Америке.

Учеником стал известный американский режиссер Ли Страсберг. Через его Актерскую студию, работавшую на основе «системы Станиславского», прошли многие знаменитые голливудские актеры, включая Пола Ньюмана, Мэрилин Монро, Аль Пачино, Дастина Хоффмана, Роберта де Ниро, Марлона Брандо и Микки Рурка.

Литература, представленная на выставке:

1. Виноградская, Ирина Николаевна. Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись. В4-х т. / И. Н. Виноградская. - Москва: МХТ. - Т.1: 1863-1905 / И. Н. Виноградская. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - 2003. - 560 с.: ил.

2. Горчаков, Николай Михайлович. К. С. Станиславский о работе режиссера с актером / Н. Горчаков. - Москва: Всероссийское театральное общество, 1958. - 284 с.: ил.

3. Мастерство актера в терминах и определениях К.С. Станиславского: учебное пособие для театральных вузов / составитель М. А. Венецианова. - Москва: Советская Россия, 1961. - 519 с.: фот.

4. Наследие Станиславского и практика Советского театра: сборник статей / под редакцией Н. Абалкина. - Москва: Искусство, 1953. - 226 с.

5. Полякова, Елена Ивановна. Станиславский- актер / Е. Полякова. - Москва: Искусство, 1972. - 428 с.

6. Сарабьян, Эльвира. Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров. Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов / Э. Сарабьян, В. Полищук. - Москва: АСТ , 2021. - 800 с.

7. Сибиряков, Никита Николаевич. Мировое значение Станиславского / Н. Н. Сибиряков. - Москва: Искусство, 1974. - 264 с.: фот.

8. Соловьева, Инна Натановна. К.С. Станиславский / И. Н. Соловьева, В. В. Шитова. - Москва: Искусство, 1985. - 168 с.: ил.; - (Человек. События. Время).

9. Станиславский-реформатор оперного искусства: монография / сост.: Г. В. Кристи, О. С. Соболевская. - Москва: Музыка, 1977. - 357 с.: фот.

10. Станиславский, Константин Сергеевич. Работа актера над собой: Дневник ученика / К. С. Станиславский. - Москва: Искусство, 1985. - 479 с.

11. Станиславский, Константин Сергеевич. Записные книжки / К. С. Станиславский. - Москва: Вагриус, 2001. - 205 с.

12. Станиславский, Константин Сергеевич. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. В спорах о Станиславском / В. Н. Прокофьев. – Москва: АСТ, 2020. - 702 с. - (Театральные опыты).

13. Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского в шести томах (1898-1930). Т.2 (1998-1901). - Москва: Искусство, 1981. - 256 с.: ил.

Отдел литературы по искусству