С 10 января 2023 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена книжная выставка «Высокая признательность», посвященная 95-летию со дня рождения советского и российского искусствоведа, исследователя архитектуры русского авангарда и архитектуры народов Дагестана Селима Омаровича Хан-Магомедова.
Селим Хан-Магомедов родился в январе 1928 года в семье военного инженера Омара Гаджикурбановича Хан–Магомедова - уроженца Дагестана, табасаранца, выпускника Тимирязевской академии, участника Гражданской (в горах Дагестана) и Великой Отечественной войн. Мать Селима – Клавдия Васильевна Махова – русская, уроженка рязанского села Вишенки, работала учителем.
С 1945 года Селим Омарович учился в известном Московском архитектурном институте (МАРХИ), где приобщился к исследованию народной архитектуры. Первые научные поиски молодого студента начались еще на втором курсе, но особенно знаковой в его судьбе оказалась экспедиция в Дагестан. Летом 1949 года окончив 4 курс МАРХИ, он поехал в командировку от научного студенческого общества в Южный Дагестан. В этой экспедиции был детально обследован город Дербент, ряд лезгинских и табасаранских аулов в предгорьях. Встреча с Г. Мовчаном оказалась судьбоносной. Он стал учиться у него с третьего курса, и это было везением: педагог писал диссертацию по архитектуре Дагестана. Еще в 1945 – 1946 годах Г. Мовчан обследовал горные районы Дагестана, населенные аварцами и народами андийской группы. Рассказы педагога о народной архитектуре Дагестана увлекли студента С. Хан-Магомедова и на многие годы определили одно из основных направлений его научных поисков. Генадий Яковлевич Мовчан был интеллектуально развитым человеком, тонким эстетом. И не каждая студенческая работа, будь то курсовая, или дипломный проект, доклад на конференции, его могли привлечь, но к Хан-Магомедову он относился особо. Учителя и ученика сближало общее направление научных поисков: они были влюблены в архитектуру далекой горной страны.
Селим Омарович приобщился к духовной культуре предков. Интересно, откуда идут истоки такого таланта, чьи гены ожили в молодом ученом: гены его предков – табасаранских ковровщиц, тяга к рисунку конструктора- отца или талант исследователя, его матери. Придя в институт в 1954 году на должность архитектора, Селим Омарович сразу обратил на себя внимание аналитическими способностями, эрудицией, независимостью суждений. В стенах института Селим Омарович смог в полной мере реализовать свой выдающийся дар и создать новую научную школу. В числе его учеников – историки архитектуры из разных городов России и многих бывших союзных республик СССР. В 1955 году Хан-Магомедов защитил кандидатскую, а в 1968 году – докторскую диссертацию по дагестанской архитектуре. Он продолжал заниматься изучением народной архитектуры Дагестана и в последующие годы. Так в 1975 году Селим Омарович вновь посетил ряд табасаранских аулов. С горечью он писал: «Ни одного из старых жилых домов и хозяйственных построек, обмеренных в 1949 1950 годах в тех нескольких аулах, где мы побывали, мы не обнаружили. Их снесли. И это всего за 25лет».
В 1996 году Селим вновь вернулся к дагестанской теме: решил обобщить и опубликовать свои материалы прошлого. Результат работы исследователя только по изучению народной архитектуры Дагестана был весом и значим, заслуга его поистине огромна. Селим Хан – Магомедов выявил, исследовал, обмерил и впервые ввел в научный обиход более 1000 памятников дагестанской архитектуры, расположенных в 130 горных аулах. Им опубликованы монографии: «Народная архитектура Южного Дагестана», «Лезгинское народное зодчество», «Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана», «Рутульская архитектура», «Цахурская архитектура», «Дагестанские лабиринты», «Агульская архитектура», «Дагбары и Дербентская крепость», «Лакская архитектура» и другие. Кроме того, опубликовано более 30 статей по архитектуре Дагестана в журналах «Архитектура СССР», «Советская архиология», «Декаративное искусство СССР» и др., в сборниках «Архитектурное наследство», «Памятники культуры», «Искусство Дагестана», «зодчество Дагестана», «Традиции и современность» и др. Общий объем публикаций по архитектуре Дагестана составляет около 90 печатных листов.
Как помним, селим Омарович являлся одним из крупнейших исследователей истории русского авангарда первой трети 20 века. Лично им было изучено около 150 личных архивов архитекторов, художников, дизайнеров и скульпторов этой эпохи. Он сотрудничал и с отделом истории искусств Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского филиала АН СССР, с коллегой Паруком Муртазалиевичем Дебировым. В начале 1980 года он отредактировал его работу «Резьба по дереву в Дагестане». Книга получилась основательной и ценной в теоретическом плане: она стала одной из лучших работ, подготовленных в этом отделе.
Вклад Селима Хан-Магомедова в изучении архитектуры России не забывают в родном НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. Регулярно, каждые два года ему посвящают специальные конференции – Хан-Магомедовские чтения.
Литература, представленная на выставке:
1.Хан-Магомедоа С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн.2: Социальные проблемы.-М.: Стройиздат, 2001.- 712 с. ил.
2.Хан –Магомедов С.О. Рутульская архитектура: В 7 выпусках.: Вып.1 : Архитектура Дагестана.- М.: Издательство «Ладья»,1998.- 368с., ил.
3.Хан – Магомедов С.О. Архитектура Дагестана: В 7 выпусках: Вып. 2: Цахурская архитектура.- М.: Издательство «Ладья», 1999.- 248с., ил.
4.Хан – Магомедов С.О. Архитектура Дагестана: в 8 выпусках: вып.3: Дагестанские лабиринты. К проблеме автохтонности и топологии.- М.: Издательство «Ладья»,2000.-264с., ил.
5. Хан – Магомедов С.О. Архитектура Дагестана: в 8 выпусках: Вып.4: Агульская архитектура.- М.: Издательство «Ладья»,2001.- 359с, ил.
6.Хан – Магомедов С.О. Архитектура Дагестана: в восьми выпусках. Вып.5: Дербентская крепость и Даг- бары.- М.: Издательство «Ладья», 2002.-422с.ил.
7.Хан- Магомедов С.О. Архитектура Дагестана: в 8 выпусках: Вып.6: Лакская архитектура.- М.: Издательство «Архитектура-С», 2005.- 352с.,ил.
Гасанбекова Т.Г., отдел краеведческой
и национальной литературы