«Импрессионист в музыке»

С 22 августа 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Импрессионист в музыке», посвящённая 160-летию со дня рождения французского композитора Клода Дебюсси.

Один из самых значительных представителей французской классической музыки XIX и XX веков - Клод Дебюсси - считается первым, кто ввел модное течение импрессионизма в музыкальную традицию. Однако, помимо этого, он являлся еще и талантливым исполнителем, дирижером, композитором и критиком, и вошел в число лучших людей своего времени. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции. Судьба раннего творчества Дебюсси тесно связана с Россией, а представители русской музыкальной школы на длительное время стали для него лучшими образцами для подражания.

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в городке Сен-Жермен-ан-Ле, что в окрестностях Парижа. Его отец занимался торговлей – владел небольшим магазином фаянсовой посуды и прочей кухонной утвари. Клод был совсем маленьким, когда отец продал свою лавку, и все семейство переехало жить в Париж. Почти все детские годы музыканта прошли во французской столице. Был период, когда ему вместе с матерью пришлось на некоторое время перебраться в Канн: шла Франко-прусская война, и в этом городе было более-менее безопасно. В Канне мальчик впервые познакомился с фортепиано, а вернувшись в Париж, продолжил занятия с ученицей польского композитора Ф. Шопена Антуанеттой Моте де Флервиль.

В десятилетнем возрасте Дебюсси стал учеником младшего отделения Парижской консерватории. С первых же дней занятий юноша проявил нестандартное мышление. Успеваемость Клода была хорошей, но ничего выдающегося педагоги в нем не видели. Лишь в 1877 году юному музыканту удалось отличиться: за отлично исполненную сонату Шумана его удостоили второй премии.

В 1881 году Дебюсси устроился домашним пианистом к русской меценатке и хорошей знакомой Петра Чайковского Надежде фон Мекк. Юноша сопровождал даму в поездках по Европе, в ходе которых дважды побывал в России. Клод увлекся музыкой Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Балакирева. Познакомился с Чайковским, чье творчество серьезно повлияло на формирование собственного стиля начинающего композитора. Творческая биография Клода Дебюсси началась с участия в композиторских конкурсах за Большую Римскую премию, и уже через год благодаря кантате «Блудный сын» он ее получил.

С 1885 по 1887 год музыкант жил в Италии, где впервые познакомился с Палестриной – старинными итальянскими хоровыми пениями XVI-го века. Здесь же Клод увлекся творчеством немецкого композитора Рихарда Вагнера. Пока Дебюсси находился в Италии, официальное художественное общество Парижа жестко критиковало его творчество. Представители старой школы музыки обвиняли молодого автора в стремлении сделать нечто непонятное и странное, в излишнем музыкальном колорите.

В 1889 году Дебюсси посетил Всемирную выставку в Париже, после которой заинтересовался экзотическими оркестрами. На тот момент стиль композитора еще окончательно не сформировался: это произошло только через три года. Музыкант мечтал создать нечто такое, что в мире искусства стало бы крупным событием. Новый стиль Клода Дебюсси получил как восторженные отклики критиков, так и многочисленные разгромные рецензии. Его оперы и необычная музыка быстро стали популярными, а композитор был удостоен ордена Почетного легиона.

В последующие два десятилетия наступает творческое развитие Дебюсси, он начинает увлекаться «символизмом», но его произведения отличаются от классического «символизма» изяществом и утонченностью. До сих пор спорят, кем же является Дебюсси – символистом или импрессионистом.

С того же времени Дебюсси становится музыкальным критиком. Как итог этой деятельности, он издает в 1914 году книгу «Господин Крош – антидилетант», которая содержит все его лучшие критические статьи. Последние годы жизни Дебюсси посвятил реализации своих творческих планов: частые концерты и выступления. Ушел из жизни Дебюсси в возрасте 54 лет.

За все время творчества им создано три оперы, три балета, пять произведений для оркестра, произведения для фортепиано, камерного ансамбля, романсы и песни. Самими лучшими признаны опера «Пеллеас и Мелизанда», симфоническая фантазия «Полуденный отдых фавна», прелюдии, среди которых выделяются «Шаги на снегу», «Затонувший собор» и «Девушка с волосами цвета льна», ноктюрны «Море», «Бергамасская сюита» и «Детский уголок» для фортепиано.

Издания, представленные на выставке:

1. Альшванг, Арнольд Александрович. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля / А. А. Альшванг. - Москва: Музгиз, 1963. - 176 с. : нот. ил. - (В помощь педагогу-музыканту).

2. Дебюсси, Клод. Статьи, рецензии, беседы / К. Дебюсси; редактор А. Крюков. - Ленинград; Москва: Музыка, 1964. - 279 с.: фот.

3. Дебюсси и музыка XX века: [сборник статей]. - Ленинград: Музыка, 1983. - 248 с.: нот.

4. Дебюсси, Клод. Избранные письма / К. Дебюсси; составитель А. Розанова. - Ленинград: Музыка, 1986. - 286 с.: муз. пр., ил.

5. Кокорева, Людмила Михайловна. Клод Дебюсси: Исследование / Л. Кокорева. - Москва: Музыка, 2010. - 495 с.: ил.

6. Куницкая, Раиса Ивановна. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси / Р. И. Куницкая. - Москва: Музыка, 1982. - 88 с. - (Вопросы истории, теории и методики).

7. Крейн, Юлиан. Симфонические произведения Клода Дебюсси / Юлиан Крейн; редактор Ю. Хохлов. - Москва: Госмузиздат, 1962. - 112 с.: муз. пр.

8. Крейн, Юлиан. Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля / Юлиан Крейн. - Москва: Музыка, 1966. - 108 с.: муз. пр. - (Библиотека слушателя концертов).

9. Кремлев, Юлий Анатольевич. Клод Дебюсси / Ю. А. Кремлев; Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. - Москва: Музыка, 1965. - 792 с.: ил., ноты, [1] л. портр. - (Классики мировой музыкальной культуры).

10. Розеншильд, Константин Константинович. Молодой Дебюсси и его современники: биография отдельного лица / К. К. Розеншильд. - Москва: Музгиз, 1963. - 144 с.

11. Смирнов, Валерий Васильевич. Клод-Ашиль Дебюсси: краткий очерк жизни и творчества. 1862 - 1918: монография / В. В. Смирнов. - Ленинград: Музыка, 1973. - 87 с.: фот.

12. Яроциньский, Стефан. Дебюсси, импрессионизм и символизм / Стефан Яроциньский; перевод с польского С. С. Попкова. - Москва: Прогресс, 1978. - 232 с.: муз. пр.

 Отдел литературы по искусству