С 9 августа 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Сады и парки».
Рукотворный сад - это произведение искусства, но не застывшее, не мертвое, а живое, функционирующее, видоизменяющееся. Уже в садах Средневековья, наполненных различными сакральными символами, существовала своя знаковая система; прочесть эту «садовую Библию» было дано не каждому. Сады эпохи Ренессанса и барокко меняются по своей сути привнесением элементов античной мифологии. Населяя свои сады древними образами, создатели их придают им более светский дух. Садовое искусство Возрождения обретает почти учебный характер. Барокко вносит в свои сады и парки оттенок занимательности; ведь главный принцип барокко - удивлять и поражать. Отсюда замысловатые сооружения в его садах: зеленая скульптура и архитектура из стриженых деревьев и кустов; многочисленные беседки, гроты, лабиринты, мостики и каскады, фонтаны и ручьи. Украшенные множеством бюстов знаменитых философов и историков древности, такие сады становились своеобразными учебными «аудиториями», сохраняя при этом все атрибуты развлекательности.
Садово-парковое искусство французского классицизма XVII века подразумевало особенно строгое подчинение своей символике. Таков, например, великолепный Версаль с его лучевой системой построения.
Сады эпохи романтизма обращены не столько к разуму и знаниям их посетителей, сколько к их чувствам, их образы требуют не столько понимания, сколько сочувствия; но и романтические сады имеют свои непременные символические атрибуты, узнавание которых помогает скорейшему вхождению, в атмосферу этих садов. Пейзажный, «вольный» характер романтических садов соответствует их основной идее - растворенности в общем, слияния с естественной окружающей природой.
Садово-парковое искусство - это искусство синтеза, предполагающего органическое соединение многих искусств. Сады немыслимы без произведений архитектуры и скульптуры, без участия в их жизни театра и музыки. Живопись - также одна из составляющих этого синтеза. Прежде всего, в прямом смысле: так, аллеи садов барокко часто «замыкались» большими живописными панно-обманками, изображающими прекрасные дали, перспективная точность которых граничила с иллюзией. Кроме того, сам сад или парк трактовался как картина, для создания которой садовнику-художнику надо было знать все особенности растений, населяющих сад, и быть превосходным колористом, чтобы в любое время года его вечно живое и меняющееся произведение являло собой радующее взоры «живописное полотно».
В России сады и парки европейского образца появились уже в XVII столетии. В стиле голландского барокко были устроены те московские и подмосковные сады, в тени «зеленых кабинетов» которых будущий реформатор России юный Петр I постигал азы науки. «Петр на всю жизнь сохранил особое отношение к садам и, пытаясь перестраивать русский быт, начал именно с садов и посылал за границу людей учиться голландскому садовому искусству», - пишет Д.С.Лихачев в своем эссе «Сад и культура России». Петр I в своих петербургских садах стремился как можно интенсивнее, придать садам учебный характер. «Его Летний сад был своего рода академией, в которой русские люди получали начатки европейского образования» (Д.С. Лихачев).
Русская пейзажная живопись своим появлением и ранним расцветом во многом обязана сложившемуся к 1770-м годам пейзажному романтическому парку. Родоначальником русской пейзажной живописи стал Семен Щедрин. Картины Щедрина - это поистине гармоничное соединение объекта изображения.
Впервые десятилетия XIX века возникла новая волна интереса к садовой живописи. Теперь объектом внимания живописцев делаются не только царские резиденции с их великолепными парками, но и сады помещичьих усадеб, владельцы которых словно соревнуются между собою, стремясь превзойти один другого в затейливости и своеобразии садово-парковых композиций. Вельможи приглашают в свои усадьбы «придворных» живописцев, которым поручается создание альбомов с видами этих усадеб. В двадцатые годы возникло немало подобных «усадебных» альбомов.
Живопись с изображением садов и парков как жанр на этом, собственно, и кончается, хотя впоследствии изредка появляются картины подобного типа у таких художников, как Александр Бенуа, Алексей Венецианов, Василий Поленов, Андрей Болотов, Аполлинарий Васнецов, Семен Щедрин, Андрей Мартынов, Михаил Иванов, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Наталья Гончарова.
Издания, представленные на выставке:
1. Времена года в Царицыно: Фотоальбом / Государственный музей-заповедник «Царицыно»; составители: О. В. Докучаева, Е. К. Левина. - Москва: Трэвел Дизайн, 2008. - 200 с.: ил
2. Жирнов, Анатолий Дмитриевич. Искусство паркостроения: научно-популярная литература / А. Д. Жирнов. - Львов: Вища школа, 1977. - 208 с.: ил.
3. Лихачев, Дмитрий Сергеевич. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей / Д. С. Лихачев; рецензент Ю. Д. Левин; Институт русской литературы. (Пушкинский дом). - Ленинград: Наука, 1982. - 343 с.: ил.
4. Косаревский, Иван Александрович. Искусство паркового пейзажа / И. А. Косаревский; Научно-исследовательский институт перспективных проблем советской архитектуры. - Москва: Стройиздат, 1977. - 245 с.: ил.
5. Марфино = Marfino: альбом / автор текста, составитель Н. К. Квятковская. - Москва: Советская Россия, 1985. - 151 с.: цв. ил.
6. Минеева, Клавдия Ивановна. Царицыно: дворцово-парковый ансамбль / К. И. Минеева. - Москва: Искусство, 1988. - 134 с.: цв.ил.
7. Николаевская, Зоя Анатольевна. Садово-парковый ландшафт / З.А. Николаевская. - Москва: Стройиздат, 1989. - 339 с.: ил.
8.Ожегова, Екатерина Сергеевна. Ландшафтная архитектура: История стилей / Е.С. Ожегова. - Москва: ОНИКС; Мир и образование, 2009. - 560 с.: цв.ил.
9. Павловск: Дворцово-парковый ансамбль / составитель, автор текста В. А. Беланина. - Ленинград: Лениздат, 1989. - 383 с.: цв.ил.
10. Петров, Анатолий Николаевич. Пушкин: Дворцы и парки / А. Н. Петров. - 2-е издание. - Ленинград: Искусство, 1969. - 232 с.: ил.
11. Русские сады и парки / автор-составитель Т. И. Володина. - Москва: Искусство, 2000. - 64 с.: цв. ил.
12. Сады и парки Ленинграда: путеводитель / В. И. Аксельрод, Н. Н. Веснина, Д. А. Демидова; составитель В. П. Иванова. - Ленинград: Лениздат, 1981. - 240 с.: ил.
13. Сто самых красивых мест и городов России / автор-составитель В. Н. Сингаевский. - Санкт-Петербург: Полигон, 2009. - 256 с.: ил.
14. Таврический дворец: путеводитель / составитель Л. И. Дьяченко. - Ленинград: Лениздат, 1988. - 63 с.: ил.
15. Шварц, Всеволод Сергеевич. Павловск: Дворцово-парковый ансамбль XVIII-XIX веков / В. С. Шварц. - Ленинград: Искусство, 1980. - 136 с.: цв. ил.
Отдел литературы по искусству